Почему эксперимент Профессора преображенского можно назвать неудачным? (по повести М. Булгакова “Собачье сердце”)

Повесть Михаила Булгакова “Собачье сердце” можно назвать пророческой. В ней автор, задолго до отказа нашего общества от идей революции 1917 года, показал тяже­лейшие последствия вмешательства чело­века в естественный ход развития, будь то природа или общество. На примере провала эксперимента профессора Преображенско­го М. Булгаков пытался сказать в далекие 20-е годы, что страну необходимо возвра­тить, по возможности, в ее прежнее естест­венное состояние.

Почему же эксперимент гениального про­фессора мы называем неудачным? С науч­ной точки зрения этот опыт, напротив, весь­ма успешный. Профессор Преображенский совершает уникальную операцию: переса­живает псу человеческий гипофиз от скон­чавшегося за несколько, часов до операции мужчины двадцати восьми лет. Человек этот – Клим Петрович Чугункин.

Булгаков дает ему краткую, но емкую характеристику: “Профессия – игра на балалайке по трак­тирам. Маленького роста, плохо сложен. Печень расширена (алкоголь). Причина смерти – удар ножом в сердце в пивной”.

И что же? В появившемся в результате науч­ного эксперимента существе задатки вечно голодного уличного пса Шарика соединя­ются с качествами алкоголика и уголовника Клима Чугункина. И нет ничего удивитель­ного в том, что первыми произнесенными им словами была ругань, а первое “прилич­ное” слово – “буржуи”.

Научный результат получился неожидан­ным и уникальным, но в бытовом, житей­ском плане он привел к самым плачевным последствиям. Появившийся в доме про­фессора Преображенского в результате операции тип, “маленького роста и несим­патичной наружности”, перевернул отла­женный быт этого дома. Он ведет себя вы­зывающе грубо, самонадеянно и нагло.

Новоявленный Полиграф Полиграфович Шариков надевает лакированные ботинки и галстук ядовитого цвета, его костюм грязный, неопрятный, безвкусный. При по­мощи домкома Швондера он прописыва­ется в квартире Преображенского, требует положенные ему “шестнадцать аршин” жилплощади, даже пытается привести в дом жену. Он считает, что повышает свой идейный уровень: читает книгу, рекомен­дованную Швондером, – переписку Эн­гельса с Каутским.

И даже делает по пово­ду переписки критические замечания…

С точки зрения профессора Преображен­ского – все это жалкие потуги, которые ни­коим образом не способствуют умственно­му и духовному развитию Шарикова. Но с точки зрения Швондера и ему подобных Шариков является вполне подходящим для того общества, которое они создают. Шарикова даже взяли на работу в государст­венное учреждение.

Для него же стать хоть и небольшим, но начальником – значит преобразиться внешне, получить власть над людьми. Теперь он одет в кожаную куртку и сапоги, ездит на государственной машине, распоряжается судьбой девушки-секретарши. Его наглость становится бес­предельной.

Целыми днями в доме про­фессора слышны нецензурная брань и ба­лалаечное треньканье; Шариков является домой пьяным, пристает к женщинам, ло­мает и крушит все вокруг. Он становится грозой не только для обитателей квартиры, но и для жильцов всего дома.

Профессор Преображенский и Борментапь безуспешно пытаются привить ему правила хорошего тона, развить и образо­вать его. Из возможных культурных меро­приятий Шарикову нравится только цирк, а театр он называет контрреволюцией. В от­вет же на требования Преображенского и Борменталя вести себя за столом культур­но Шариков с иронией замечает, что так лю­ди мучили себя при царском режиме.

Таким образом, мы убеждаемся, что че­ловекообразный гибрид Шариков – это скорее неудача, чем удача профессора Преображенского. Он и сам понимает это: “Старый осел… Вот, доктор, что получает­ся, когда исследователь вместо того, чтобы идти параллельно и ощупью с природой, форсирует вопрос и приподымает завесу: на, получай Шарикова и ешь его с кашей”.

Он приходит к выводу, что насильственное вмешательство в природу человека и об­щества приводит к катастрофическим ре­зультатам. В повести “Собачье сердце” профессор исправляет свою ошибку – Шариков снова превращается в пса. Он до­волен своей судьбой и самим собой.

Но в жизни подобные эксперименты необра­тимы, предупреждает Булгаков.

Своей повестью “Собачье сердце” Миха­ил Булгаков говорит, что свершившаяся в России революция – это не результат естественного социально-экономического и духовного развития общества, а безот­ветственный эксперимент. Именно так воспринимал Булгаков все, что происходи­ло вокруг и что именовалось строительст­вом социализма. Писатель протестует против попыток создания нового совер­шенного общества революционными, не исключающими насилия методами.

А к воспитанию теми же методами нового, свободного человека он относился крайне скептически. Главная мысль писателя в том, что голый прогресс, лишенный нрав­ственности, несет людям гибель.



Почему эксперимент Профессора преображенского можно назвать неудачным? (по повести М. Булгакова “Собачье сердце”)