Почему Добролюбов назвал характер Катерины “русским сильным характером”?



Почему Н.А. Добролюбов назвал характер Катерины “русским сильным характером”?

(По драме А.Н. Островского “Гроза”)

Бескомпромиссность, верность своим внутренним идеа­лам , развитие личностного самосознания, способность к про­тесту, внутренняя сила, поэтичность, душевность – все эти черты Катерины позволили Н.А. Добролюбову назвать ее рус­ским сильным характером.

Катерина – очень поэтичная, эмоциональная натура. Ха­рактерной русской чертой является религиозность героини, сливающаяся с ее поэтической верой в волшебные

сказки. В доме ее всегда было много странниц и богомолок, она слу­шала их рассказы, в юности любила ходить в церковь, мо­литься. Она чувствует красоту природы, любит окружающий мир. “Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на клю­чик, умоюсь, принесу с собой водицы и все, все цветы в доме полью.

У меня цветов было много, много”, – рассказывает она о своем детстве. Ее душа постоянно тянется к красоте, сны ее наполнены сказочными видениями. Часто снится ей, что она летает, как птица.

И этот образ птицы позволяет нам понять главное в харак­тере героини. В народной поэзии птица – символ воли.

“Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле”, – вспо­минает Катерина о своей жизни в родительском доме. “Отчего люди не летают так, как птицы? – говорит она Варваре. – Знаешь, мне иногда кажется, что я птица”. Но жизнь Катери­ны проходит в неволе, где ей тоскливо и одиноко.

Цельная, сильная натура, она терпит власть “темного цар­ства” лишь до определенного момента. “А уж коли очень мне здесь опостынет, – говорит она,. – так не удержать меня ни­какой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!” Среди жертв “темного царства” Катерина выделяется открытым характером, сме­лостью, прямотой. “Обманывать-то я не умею; скрыть-то ни­чего не могу”, – говорит она Варваре.

Катерина не может пойти на сделку с собственной со­вестью, в отличие от Варвары. Любовь к Борису кажется ей греховной. И внешний конфликт в пьесе переходит во внут­ренний, конфликт героини с самой собой. Конфликт этот не­разрешим у А.Н.

Островского. Именно поэтому исследова­тели говорили о “Грозе” как о трагедии. Катерина всена­родно признается мужу и свекрови в содеянном, а затем по­гибает. Как и в античных трагедиях, конфликт разрешается у А.Н.

Островского смертью героини.

В поведении Катерины проявился, по словам Н.А. Добро­любова, “решительный, цельный русский характер”, который “выдержит все, несмотря ни на какие препятствия, а когда сил не хватит, то погибнет, но не изменит себе”.

Позиция автора в пьесе однозначна: финал произведе­ния – это нравственная победа Катерины. Мы видим, что рушатся устои “темного царства”. Варвара сбегает с Кудря­шом, Тихон впервые решается на протест.

Речь героини, образная, музыкальная, напевная, напоми­нает народные песни: в ней присутствуют повторы (“на трой­ке на хорошей”), обилие уменьшительно-ласкательных форм (“солнышко”, “водица”, могилушка”), сравнения (“ни об чем не тужила, словно птичка на воле”), фразеологизмы (“души не чаяла”). В момент наивысшего напряжения своих душев­ных сил Катерина обращается к языку народной поэзии: “Вет­ры буйные, перенесите вы ему мою печаль-тоску!”. Остров­ский раскрывает в речи Катерины не только ее страстную, нежно-поэтическую натуру, но и волевую силу.

Волевая сила, решительность Катерины оттеняются синтаксическими кон­струкциями резко утверждающего или отрицательного харак­тера.

Внутренний мир героини раскрывается в ее монологах, в них мы видим ее воспоминания, чувства. Первый монолог – это ее поэтичное воспоминание о детстве. Второй большой монолог Катерины звучит после отъезда Тихона. В нем откры­вается внутренняя борьба героини, противостояние острой жажды счастья и боязни собственной гибели.

Последние мо­нологи Катерины открывают нам тоску и отчаяние. Выход из этого положения она видит в одном – в смерти. Только так она может обрести покой, утерянную душевную гармонию. Однако Катерина не считает свое самоубийство грехом. “Кто любит, тот будет молиться”, – говорит она.

Героиня уходит из жизни с верой в любовь и сострадание.

Таким образом, Катерина у А.Н. Островского – сильный, волевой характер, яркая, неординарная личность, способная на протест.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Почему Добролюбов назвал характер Катерины “русским сильным характером”?