Почему бородинское сражение – кульминация произведения
Почему бородинское сражение – кульминация произведения , по мысли Толстого? (По роману Л.Н. Толстого “Война и мир”)
“Чтобы произведение было хорошим, надо любить в нем главную, основную мысль. В “Войне и мире” я любил “мысль народную” вследствие войны 1812 года”, – писал Л.Н. Толстой.
Любимая мысль писателя, “мысль народная”, реализуется При создании сцен Бородинского сражения.
Бородинское сражение показано Л.Н. Толстым в романе- эпопее “Война и мир” как главное событие войны народной. Именно это
Именно так воспринимает этот бой Кутузов, Пьер, солдаты, присутствующие на батарее Раевского. Русские, потеряв половину своего войска, стояли так же грозно в конце, как и в начале сражения. Французы поняли нравственное превосходство своего противника, как поняли и то, что сами они были нравственно истощены. Это и предопределило последовавшую затем капитуляцию французов.
Таким образом, эта сцена является кульминационной
Этот день был необычайно важен для всех, и к нему готовились торжественно, основательно. Русские солдаты понимали всю значимость этого сражения для судьбы России. Накануне боя эти люди надевали белые рубахи и отказывались от водки, потому что теперь “не такой день”, а в самый разгар боя, “как из придвигающейся грозовой тучи, чаще и чаще, светлее и светлее вспыхивали на лицах всех этих людей.. .молнии скрытого, разгорающегося огня”.
В Бородинской битве раскрывается подлинная красота русского человека, величие подвига борющегося народа.
Бородинское сражение мы можем считать называть кульминационным моментом в развитии действия еще и потому, что это точка пересечения судеб всех героев романа. В сражении участвуют почти все главные герои Толстого. Именно в Бородинском сражении получает смертельное ранение Андрей Болконский.
Во время Бородинской битвы на батарею Раевского попадает Пьер Безухов. Он находится здесь во время сражения, и его охватывает чувство ужаса, смертельного страха. Солдаты же, бывшие на батарее, кажутся ему лишенными этих чувств. Пьер поражен спокойствием, твердостью, мужеством, простотой этих людей, не заботящихся о славе, почестях, карьере, не имеющих ничего внешнего, наносного.
Под влиянием этих впечатлений Пьеру хочется освободиться от “бремени внешнего человека”, обрести, наконец, истинный смысл жизни. “Солдатом быть, просто солдатом! – думал Пьер…- Войти в эту общую жизнь всем существом, проникнуться тем, что делает их такими”. Только теперь он понял “весь смысл и все значение этой войны и предстоящего сражения”. Теперь для Пьера все значительные, строгие лица готовящихся к бою солдат осветились “новым светом”. “Он понял ту скрытую… теплоту патриотизма, которая была во всех тех людях, которых он видел и которая объясняла ему то, зачем все эти люди спокойно и как будто легкомысленно готовились к смерти”.
И Пьеру хочется освободиться от “бремени внешнего человека”, от всего искусственного, наносного. Впервые столкнувшись с народной средой, он остро чувствует фальшь и ничтожество мира светско-условного, чувствует ошибочность своих прежних взглядов и жизненных установок.
Отношение автора к войне было неоднозначным. Толстой изображает Бородинскую битву как народное сражение, он указывает на необходимость защиты Родины. Но вместе с тем война, по мысли писателя, – страшное и бессмысленное дело, противное разуму и самой человеческой природе. Для этого писателя характерна деромантизация понятия “героизм”.
Он изображает не парады и победы, а тяготы, бедствия, муки, которые приносит война. Так, сцене Бородинского сражения в романе противопоставлена характерная картина природы: “Над всем полем, прежде столь весело-красивым, с его блестками штыков и дымами в утреннем солнце, стояла теперь мгла сырости и дыма, и пахло странною кислотою селитры и крови. Собирались тучки, и стал накрапывать дождик на убитых, на раненых, на испуганных, и на изнуренных, и на сомневающихся людей. Как будто он говорил: “Довольно, довольно, люди.
Перестаньте… Опомнитесь. Что выделаете?”” Полнота изображения военных картин достигается здесь тем, что они рисуются с разных точек зрения: в восприятии Пьера, Андрея Болконского, в восприятии Кутузова и Наполеона.
Война – это “страшное дело”, по мысли автора. Индивидуализм, безмерное властолюбие, жажда славы, почестей, равнодушие к людям – вот что осуждает Толстой в романе.
Все эти качества присущи в произведении Наполеону и “маленьким наполеонам” – Курагиным, Борису Друбецкому, Бергу. Вместе с тем позиция Толстого в “Войне и мире” – позиция исторического фатализма. Наполеон, по мысли писателя, заблуждается, считая, что может влиять на ход исторических событий.
И автор уподобляет его ребенку, который “держась за тесемочки, привязанные внутри кареты, воображает, что он правит”.
Таким образом, Бородинское сражение – это главное событие войны народной, сыгравшее большую роль в судьбах главных героев романа.