Почему Базарова можно назвать рефлектирующим нигилистом

Можно ли назвать Базарова “рефлектирующим нигилистом”? Почему? Ответ обоснуйте (по роману И.С.

Тургенева “Отцы и дети”).

“Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная – и все-таки обреченная на гибель, потому что она все-таки стоит в преддверии будущего”,- так писал Тургенев о своем ниги­листе. Писатель утверждал, что нигилист Базаров – “лицо трагическое”. И действительно, Базаров у Тургенева “реф­лектирующий нигилист”.

Свои взгляды Базаров

раскрывает во время споров с Пав­лом Петровичем Кирсановым. Герой отвергает традиционные человеческие и общественные ценности: религию, обществен­ный строй, принципы. При этом Базаров считает, что ниги­лизм – это проявление народного духа, верит в необходимость революционных преобразований в стране. Он не видит пользы в искусстве, музыке, поэзии.

Кирсанов говорит о Шиллере и Гете, Евгений Васильевич же восклицает: “Порядочный хи­мик в двадцать раз полезнее всякого поэта!”. Базаров смеет­ся над музыкальными занятиями Николая Петровича Кир­санова, чтение Пушкина Евгений Васильевич считает “ерун­дой”,

потребность мечтать – “блажью”. Нигилизм героя про­является и в отношении к природе.

Его не интересует красота природы, он рассматривает ее только с утилитарной точки зрения: “Природа не храм, а мастерская, и человек в ней ра­ботник”.

Взгляды героя в романе опровергает сама жизнь. Чувства Евгения Васильевича резко изменяются после его знакомства с Одинцовой. Любовь к Одинцовой – начало трагического возмездия этому герою: она раскалывает его душу на две по­ловины.

Отныне в нем живут и действуют два человека. Один из них – убежденный противник всякого рода романтики. Другой – страстно любящий человек, впервые открывший в своей душе новые чувства: “Он легко сладил бы с своей кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гор­дость” . Уроки любви повлекли за собою тяжелые последствия в судьбе Базарова. Они показали полную несостоятельность всех его взглядов.

Более того, герой открыл романтика в самом себе. Он по-другому посмотрел на мир, природу, человека.

Фон, на котором происходит объяснение героев,- поэти­ческая картина летней ночи. Природа здесь дана в восприя­тии Базарова. Это на него глянула темная, мягкая ночь, ему слышалось ее таинственное шептание.

Так с помощью пей­зажа Тургенев раскрывает внутренний мир своего героя, глу­бину его натуры. В сценах объяснения Базарова с Анной Сер­геевной покоряют свойственные ему прямота, искренность, естественность поведения.

Внутренний конфликт Базарова оказался неразрешимым: он не смог примириться с новой жизнью, с новыми чувства­ми. Погибает герой, заразившись тифом во время одной из операций. Перед лицом смерти проявляются лучшие качества Базарова: мужество, нежность к родителям, поэтическое чув­ство к Одинцовой, жажда жизни, труда, подвига.

Речь его ста­новится поэтичной, метафорической: “Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет…”.

Какова же авторская позиция в романе? Безусловно, Тур­геневу интересен, некоторыми качествами своими очень сим­патичен его герой. Способность к истинной любви автор счи­тал очень важной для нравственной оценки человека.

Базаров у Тургенева способен любить глубоко и сильно, в этой сфере он намного выше “уездных аристократов”, выше Одинцовой.

Описывая сцену смерти героя, писатель рыдал навзрыд. Стра­ницы, рисующие болезнь и смерть Базарова, наиболее отчет­ливо выражают отношение автора к его герою: преклонение перед его душевной стойкостью, скорбные чувства, вызван­ные его гибелью.

Почему же писатель завершил роман гибелью Базарова? Д.И. Писарев считал, что Тургенев не мог “дорисовать такой тип, который только что начинает складываться и обозначать­ся и который может быть дорисован только временем и собы­тиями”. “Не имея возможности показать нам, как живет и дей­ствует Базаров, Тургенев показал нам, как он умирает”, – от­мечал критик.

Таким образом, Базаров в романе Тургенева – “рефлек­тирующий нигилист”. Ему свойственны те нравственные ис­кания, через которые прошли многие герои русской литера­туры – Онегин, Печорин, Раскольников.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Почему Базарова можно назвать рефлектирующим нигилистом