Попробуйте решить, прав ли Лермонтов. Портреты
Попробуйте решить, прав ли Лермонтов. Портреты. “Портреты” – серия шести юношеских стихотворений поэта, написанных в жанре “словесного портрета”…
В одном из стихотворений цикла, как показалось одной читательнице, Лермонтов изобразил себя. В автографе стихотворения есть позднейшая приписка поэта: “Этот портрет был доставлен одной девушке; она в нем думала узнать меня: вот за какого эгоиста принимают обыкновенно поэта”. Попробуйте решить, прав ли Лермонтов, отрицая сходство, или все-таки девушка была права.
Все, кто знал или просто был знаком с поэтом, отмечали его невысокий рост, бледное лицо, не отличающееся красотой, черные волосы, большие черные глаза. Причем многие в описании наружности Лермонтова видели именно взгляд, характеризуя его как “умный взгляд”, “глубокий взгляд”, “огненный,
Но перед нами другой портрет, в котором обращают на себя внимание не только рост, глаза, волосы, лицо. В этом портрете перед нами раскрывается весь человек, с его характером, душой, миром чувств, мыслей, с его отношением к жизни, к людям. И в этом случае трудно согласиться с девушкой. Читая те же воспоминания современников о Лермонтове, удивляешься их противоречивости.
Одни считали поэта человеком довольно веселым, с “ровным характером”, “добрым малым”, другие отмечают “холодность”, “надменность”, “непомерное самолюбие”. Одни обращают внимание на “милое выражение лица”, другие указывают, что в его наружности “было что-то зловещее и трагическое”.
В стихотворении перед нами предстает человек, воспринимающий жизнь “как лживый сон”, разочарованный и одинокий (“Не знал он друга меж людей”), видящий вокруг себя коварство и зависть.
Таким ли был поэт? На этот вопрос нельзя ответить однозначно. Итак, кто же прав, девушка или сам поэт? Ответ на этот вопрос содержится в высказывании одного из друзей поэта Д. П. Шан-Гирея: “…все стихотворения ничего не объясняют… всякое суждение о характере и состоянии души поэта, на них основанное, приведет к неверному заключению…”
А все дело в том, что человек в жизни и человек в художественном произведении – это не одно и то же. В художественном произведении словесный портрет человека создается при помощи воображения автора. Чаще всего этот портрет является обобщенным, т. е. собирательным, и соединяет в себе черты нескольких известных автору людей.
Однако какие-то отдельные детали своей внешности и даже некоторое черты характера могут использоваться автором. Вот по этим отдельным чертам девушка и “узнала” поэта. Но его душа, его внутренний мир были открыты только ему самому.