По­пробуйте решить, прав ли Лермонтов. Портреты

По­пробуйте решить, прав ли Лермонтов. Портреты. “Портреты” – серия шести юношеских стихо­творений поэта, написанных в жанре “словесного портрета”…

В одном из стихотворений цикла, как показалось одной читательнице, Лермонтов изобра­зил себя. В автографе стихотворения есть поздней­шая приписка поэта: “Этот портрет был доставлен одной девушке; она в нем думала узнать меня: вот за какого эгоиста принимают обыкновенно поэта”. По­пробуйте решить, прав ли Лермонтов, отрицая сход­ство, или все-таки девушка была права.

Когда читаешь воспоминания современ­ников о Лермонтове и сравниваешь с ни­ми строки стихотворения, описывающего внешность неизвестного (“он не красив, он не высок”, но “взор горит”, “власы на нем, как смоль черны”, “бледны всегда его уста”), то невольно соглашаешься с мнением девушки.

Все, кто знал или просто был знаком с поэтом, отмечали его невысокий рост, бледное лицо, не отли­чающееся красотой, черные волосы, большие черные глаза. Причем многие в опи­сании наружности Лермонтова видели именно взгляд, характеризуя его как “умный взгляд”, “глубокий взгляд”, “ог­ненный,

как удар молнии”. И если бы со­зданный поэтом в стихотворении портрет ограничивался бы описанием только внешности, пожалуй, можно было бы уз­нать в этом описании самого Лермонтова.

Но перед нами другой портрет, в котором обращают на себя внимание не только рост, глаза, волосы, лицо. В этом портрете перед нами раскрывается весь человек, с его характером, душой, миром чувств, мыслей, с его отношением к жизни, к лю­дям. И в этом случае трудно согласиться с девушкой. Читая те же воспоминания современников о Лермонтове, удивляешь­ся их противоречивости.

Одни считали поэта человеком довольно веселым, с “ров­ным характером”, “добрым малым”, дру­гие отмечают “холодность”, “надмен­ность”, “непомерное самолюбие”. Одни обращают внимание на “милое выраже­ние лица”, другие указывают, что в его наружности “было что-то зловещее и тра­гическое”.

В стихотворении перед нами предстает человек, воспринимающий жизнь “как лживый сон”, разочарованный и одинокий (“Не знал он друга меж людей”), видящий вокруг себя коварство и зависть.

Таким ли был поэт? На этот вопрос нельзя ответить однозначно. Итак, кто же прав, девушка или сам поэт? Ответ на этот вопрос содержится в высказывании одно­го из друзей поэта Д. П. Шан-Гирея: “…все стихотворения ничего не объясня­ют… всякое суждение о характере и состоянии души поэта, на них основанное, приведет к неверному заключению…”

А все дело в том, что человек в жизни и человек в художественном произведе­нии – это не одно и то же. В художествен­ном произведении словесный портрет че­ловека создается при помощи воображе­ния автора. Чаще всего этот портрет является обобщенным, т. е. собиратель­ным, и соединяет в себе черты нескольких известных автору людей.

Однако какие-то отдельные детали своей внешности и даже некоторое черты характера могут исполь­зоваться автором. Вот по этим отдельным чертам девушка и “узнала” поэта. Но его душа, его внутренний мир были открыты только ему самому.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

По­пробуйте решить, прав ли Лермонтов. Портреты