По направлению к Солженицыну
Этот номер составлен по итогам Солженицынского конкурса, который наша газета совместно с Домом Русского Зарубежья проводила в 2009 году. Перед вами работы финалистов и победителей — вернее, лишь часть работ: если бы мы задались целью опубликовать все, то нам не хватило бы и объема хорошей книги. Интерес к конкурсу оказался очень большим: на суд жюри прислали свои разработки участники из 189 населенных пунктов России (и зарубежья).
Эта география впечатляет, в списке — все буквы алфавита от А (Абакан) до Я (Ярославль). Радует, что в нем много
Все это означает, что Солженицына в школах читают, в библиотеках спрашивают. Причем не только в объемах, определенных стандартами и примерными программами: конкурсанты взяли для своих разработок почти два десятка произведений писателя — и романы, и рассказы, и крохотки, и пьесы, и публицистику. Мы попытались хотя бы отчасти представить все это разнообразие на страницах номера (названия произведений писателя для удобства вынесены в колонтитулы).
Особое наше внимание «Архипелагу ГУЛАГ»: ведь с этого года фрагменты книги введены в базовую школьную программу. Произведение
Об этом рассказано и в статьях (одна из них написана учителем… ОБЖ, который на материале главы о побегах показывает весь ГУЛАГ), и в специальной брошюре, которая прилагается к номеру. Читательская конференция, разработанная Т. Ереминой, позволяет системно говорить об «Архипелаге», оставаясь в рамках тех немногих часов, которые отведены на это произведение программой.
Обратите внимание на фрагменты ученических сочинений, которые мы собрали в центре номера. Интересно, что школьники выбирают для своих размышлений произведения, о которых часто не берутся писать и взрослые — и находят здесь свои слова, свою интонацию. Возможно, иные выводы захочется оспорить, но несомненно благотворное влияние солженицынского слова на молодого читателя.
Даже если глубокое, полное понимание писателя пока для него невозможно (об этом — проблемная статья Е. Абелюк).
А впрочем, что такое полное понимание? Существует ли оно? Скорее всего, это бесконечный путь — по направлению к автору.
Трудный путь, по которому хочется идти.
- Методические материалы для написания сочинения по направлению Путь Наверное, каждый из нас, находясь в полной тишине, читал книгу у горящего камина. И, думаю, всем знакомо то чувство, когда, оставшись наедине с произведением великого писателя, ты получал огромное удовлетворение. Именно в этот момент тебя интересовало все: развитие сюжета, поведение героев, концовка произведения. Но самое главное — это то, что каждая страница, каждая строчка, каждое […]...
- К итоговому сочинению по направлению «Год литературы» В пустыне веков, где камня на камне не осталось после войн и пожаров и лютого истребления, стоит этот одинокий, ни на что не похожий собор нашей древней славы. Н. А. Заболоцкий о «Слове о полку Игореве».. Это — прекрасный благоуханный цветок славянской народной поэзии, достойный внимания памяти и уважения. В. Г. Белинский.. Материалы к сочинению […]...
- Рекомендации по написанию сочинений по второму направлению Вопросы, заданные человечеству войной Вопросы, заданные человечеству войной Темы данного направления ориентируют обучающихся на размышления о причинах войны, влиянии войны на судьбу человека и страны, о нравственном выборе человека на войне с опорой на произведения отечественной и мировой литературы. . Предполагаемые темы-проблемы: 1. «Победа без победителей». М. А. Шолохов «Донские рассказы» М. А. Шолохов был одним из немногих писателей, […]...
- Рекомендации по написанию сочинений по пятому направлению Чем люди живы? Темы данного направления предполагают рассуждение о ценностных ориентирах человека и человечества, об этико-нравственных, философских, социальных аспектах бытия на материале отечественной и мировой литературы. . Формулировка «Чем люди живы?» подразумевает, что люди живы духовными ценностями: любовью к ближнему, верой в Бога, мечтой, верой в справедливость, в дружбу. Тема любви. А. Н. Островский «Гроза» Пьеса «Гроза» — […]...
- «Ты и блаженство, и безнадежность…» (допуск на егэ по направлению разум-чувства) Любовь — самое неопределенное и не поддающееся рассудку чувство, влекущее за собой совершенно непредсказуемые события. Каждый человек за свою жизнь хотя бы раз сталкивался с ней, независимо от своего желания. Тема любви является одной из основных во всей мировой литературе, однако особое внимание стоит уделить произведениям русских писателей, в которых данный вопрос если и не […]...
- Краткое содержание романа Пруста «По направлению к Свану» Время ускользает в краткий миг между сном и пробуждением. В течение нескольких секунд повествователю Марселю кажется, будто он превратился в то, о чем прочитал накануне. Разум силится определить местонахождение спальной комнаты. Неужели это дом дедушки в Комбре, и Марсель заснул, не дождавшись, когда мама придет с ним проститься? Или же это имение госпожи де Сен-Лу […]...
- Экспериментальное время в романе Марселя Пруста «По направлению к Свану» («В сторону Свана») Пруст получает богатое наследство, но тяжелая форма астмы вынуждает его вести с 1906 года затворнический образ жизни. Восстанавливал в книгах свою жизнь, сидя на одном месте. 1910(-1922) он начал работу над основным своим произведением — «В поисках утраченного времени». Сначала три части. Роман «По направлению к Свану» вышел в ноябре 1913 года и был незамечен. […]...
- Как должен относиться человек к книге? Как должен относиться человек к книге? Вот вопрос, над которым размышляет В. Б. Шкловский. В данном тексте автор рассуждает о том, что мы не только обязаны заботиться о наших книгах, относиться к ним бережно и трепетно, но и научиться правильно читать книги. Делать это не спеша, внимательно вчитываясь в каждую фразу, только тогда можно будет […]...
- Можно ли чтение литературного произведения заменить знакомством с его кратким содержанием? Случается, что возникает такая ситуация, когда необходимо срочно узнать, о чем идет речь в той или иной книге. В этом случае прибегают к краткому ее содержанию. Многие, ознакомившись с сокращенным вариантом книги, прилагают все усилия, чтобы прочитать ее полностью. Другие же довольствуются тем малым объемом материала, который предлагает в наше время любой соответствующий сайт. Зачастую […]...
- Музыкальные штрихи к портрету Толстого Личность Л. Н. Толстого для нынешних школьников — закрытая книга, и открывать они ее, как правило, и не хотят. Так, в рассуждениях старшеклассников о тех гениях, великих, значительных людях прошлого, с кем хотелось бы (если бы это было возможно) пообщаться, спросить что-то, просто поговорить, о Толстом читаю: «Я бы поговорил с Л. Н. Толстым, именно […]...
- Сочинение на ГИА 2013 года по тесту 19 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя Бориса Викторовича Шергина: «Устная фраза, перенесенная на бумагу, всегда подвергается некоторой обработке, хотя бы по части синтаксиса». Эту фразу русского писателя Б. В. Шергина понимаю так: несомненно, «устная фраза, перенесенная на бумагу, всегда подвергается некоторой обработке», ведь письменная речь всегда редактированная. В ней преобладают сложные развернутые предложения, простые, […]...
- Кто управляет миром в романе «Мастер и Маргарита»? Решив напечатать темпераментно написанную статью Галины Михайловны Ребель, мы сознаем, что, несмотря на убежденность ее автора в предлагаемых толкованиях, многие тезисы здесь вызовут справедливые вопросы, также основанные на внимательном чтении и знании истории романа. В частности, представляется, что Г. М. Ребель слишком сближает писателя, реального М. А. Булгакова с тем «Михаилом Булгаковым», который ныне волею […]...
- Вопросы и ответы к жизни и творчеству Л. Н. Толстого Каким вы представляете себе Льва Толстого? Что кажется вам самым главным в его отношении к себе и к окружающим людям? Лев Толстой прожил большую и сложную жизнь, в которой было много поворотных событий, изменивших мировоззрение писателя, его эстетические позиции. Главное, что было в характере Толстого, — это постоянный поиск истины, смысла человеческого бытия. Это есть […]...
- Нужно сочинение на тему меня зовут кожа на русском языке Многие из вас, ребята, участвовали в литературно-творческих экспедициях по сказкам А. С. Пушкина, по казахским народным сказкам, а вот теперь мы предлагаем вам познакомиться с одной лишь повестью Бердибека Сокпакбаева «Меня зовут Кожа». Вы подружитесь с Кожабергеном, узнаете как он решил стать героем и получить звезду, чтобы все вокруг: и учительница, и одноклассница Жанар, и […]...
- Проблема роли книги в жизни человека по тексту Ю. В. Бондарева Можно ли без ощущения трагической утраты… (ЕГЭ по русскому) В центре нашего внимания текст великого русского писателя и публициста Юрия Васильевича Бондарева, в котором описана проблема роли книги в жизни человека. Автор очень ответственно подошел к объяснению этой проблемы и рассказывает читателям о том, как книги влияют на душу человека, на его внутренний мир. Юрий Васильевич призывает людей читать и говорит, что отказ от […]...
- Сочинение на ГИА 2013 года по тесту 14 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста А. А. Реформатского: «Местоименные слова — слова вторичные, слова-заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без наличия которых существование местоимений «обесценено». Я поддерживаю мнение А. А. Реформатского в том, что «местоименные слова — слова вторичные, слова-заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без наличия которых существование […]...
- Сочинение на ГИА 2013 года по тесту 17 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания французского писателя Н. Шамфора: «Автор идет от мысли к словам, а читатель — от слов к мысли». По мнению французского писателя Николя де Шамфора, «автор идет от мысли к словам, а читатель — от слов к мысли». Я согласна с этим высказыванием. Действительно, автор излагает свои мысли на письме с […]...
- К. К. Случевский о Ф. М. Достоевском Проблема «Достоевский и Случевский» была основательно поставлена Т. П. Мазур (1933-1989), сделавшей необычайно много для изучения биографии и творчества Случевского. В третьем выпуске сборника «Достоевский. Материалы и исследования» (Л., 1978) она напечатала статью, в которой были опубликованы наиболее значительные фрагменты из переписки вдовы писателя Анны Григорьевны Достоевской с поэтом. Письма посвящены в основном двум темам […]...
- О роли книг в формировании подрастающего поколения Роль книги в формировании молодого человека — вот нравственная проблема, которую рассматривает в тексте С. Михалков. Автор эссе с тревогой и озабоченностью говорит о том, что молодежь мало читает, не знает стихов великих русских поэтов, что, по его мнению, может отразиться на ее будущем. «Хорошая, вовремя прочитанная книга», с точки зрения писателя, «может иногда решить […]...
- Сочинение-рассуждение 15.3 на ОГЭ 2015 года По тексту 4.2 Открытого банка заданий. Вариант 3 Что такое драгоценные книги? Драгоценные книги — это, как мне кажется, поучительные книжные страницы, которые развивают мышление, дарят уверенность, укрепляют силу духа и, конечно же, являются для нас другом и советчиком. Но самое главное — они дарят уверенность в доброте людей. Чтобы доказать данный тезис, обращусь к тексту В. М. Пескова и жизненному опыту. Во-первых, […]...
- Роль повторов в народной песне Повторы играют в народной песне очень важную роль: обычно повторяются и с особой силой выделяются при исполнении те слова, к которым автор хочет привлечь внимание слушателя. Понаблюдаем это в песне » Уж ты, ночка, ты ночка темная» (с. 8). Тема этой песни — несчастная доля сироты. Ее жизнь сравнивается с ночью, причем с осенней ночью […]...
- Какой девиз должен избрать для себя читатель? Какой девиз должен избрать для себя читатель? Вот вопрос, над которым рассуждает автор. С. Соловейчик рассказывает нам о терпеливости книг. К сожалению, в современном мире большого внимания требует телевидение, «кричащее» радио, и только безмолвная книга стоит на полке и погибает. Но все-таки есть такие люди, которые слышат этот тихий крик литературы. Авторскую позицию определить не […]...
- Яркое восприятие природы как живого прекрасного мира Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик — В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык. Так звучат строки великого поэта Ф. И. Тютчева, всем сердцем любившего природу и прославлявшего ее пленительную красоту в своих стихотворениях. Я тоже считаю, что природа — создание […]...
- Сочинение-рассуждение 15.2 на ОГЭ 2016 года По тесту 18 сборника тестов И. П. Цыбулько Сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «— Кабы люди за все друг с дружкой рассчитываться принялись, весь бы мир в магазин превратили». Смысл фрагмента я понимаю так: героиня А. Лиханова очень образно говорит о таком свойстве человеческой души, как доброта и сострадание. Истинная доброта не требует и не ждет платы, поэтому наше общество, […]...
- Сочинение на ГИА 2013 года по тесту 25 Напишите — сочинение рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя и публициста Н. Г. Чернышевского: «Правила синтаксиса определяют логические отношения между словами, а состав лексикона соответствует знаниям народа, свидетельствует о его образе жизни». Эту фразу писателя Н. Г. Чернышевского понимаю так: слова, свидетельствующие о знаниях и образе жизни народа, соединяются друг с другом в речи посредством […]...
- Сочинение-рассуждение 15.3 на ОГЭ 2015 года По тексту 4.5 Открытого банка заданий. Вариант 2 Что такое драгоценная книга? Книги — это вечный источник знаний. Книги всегда находятся рядом с нами. Когда мы появляемся на свет, мама читает нам сказки перед сном, и мы засыпаем. После мы уже сами учимся познавать мир, читая, и помогает нам научиться читать азбука. Затем мы читаем приключенческие книги, рассказы, романы. Мы иногда даже не […]...
- Может ли книга оказывать влияние на читателя? Может ли книга оказывать влияние на читателя? Вот вопрос, над которым рассуждает Ф. Искандер. Автор повествует нам историю из его жизни, когда он, будучи ребенком, впервые прочитал книгу Толстого «Анна Каренина». Роман не только не оставил в нем равнодушного следа, а напротив, вызвал у героя «эмоциональный всплеск». Мальчик очень переживал за героиню Толстого: «.мир вместе […]...
- Сочинение на тему: «В школьной библиотеке» Никогда не забуду своих юных читателей, которые постоянно приходили в нашу новую библиотеку. Она была светлая, уютная. Для этой библиотеки в клубе отвели специальную комнату для библиотекаря. Там стоит стол, много книг, полки на которых разложены книги. Дети очень любили читать, когда они прочитали книги, потом каждый день интерисовались нет ли новых. Они часами просиживать, […]...
- Чудо художественного образа Уроки по лирике Бориса Пастернака Одна из причин, по которой современные подростки не хотят читать, заключается в том, что язык образов, символический подтекст литературного произведения чужд и непонятен им. Определенный наивно-реалистический подход к литературе не является достоянием одних пятых-шестых классов, но простирается до весьма изрядного возраста. Засилье массовой культуры, в которой многие видят причину отхода […]...
- Свойственно ли человеку чувство сострадания? Свойственно ли человеку чувство сострадания? Вот проблема, над которой размышляет Ю. Яковлев. Автор повествует нам о судьбе сельской дворняжки и ее щенят. Злая хозяйка решила утопить родившихся малышей и попросила об этом Гусарова, готового сделать любую работу «за пятак», но даже такой хмурый человек, с радостью обращает наше внимание Ю. Яковлев, глядя на маленьких и […]...
- Раскройте проблематику романа Сервантеса «Дон Кихот». Понятие «донкихотство» История литературы знает немало случаев, когда произведения писателя были очень популярны при его жизни, но шло время, и их забывали почти навсегда. Есть и другие примеры: писателя не признавали современники, а настоящую ценность его произведений открывали следующие поколения. Но в литературе есть очень немного произведений, значение которых невозможно преувеличить, так как в них созданы образы, […]...
- Сочинение на тему: «Роль книги в наши дни» Книги-творения, созданные великими людьми. Книги — способ, которым мудрецы выражали свои мысли. Читая, их люди начинают задумываться над высокими проблемами современности. Некоторые писатели даже делали предсказания, делали открытия, опережая науку. Так было всегда, но в наше время книги стали другими. В них уже не поднимаются важные проблемы современности. Сейчас книги пишутся для общества массового потребления. […]...
- О подлинном искусстве Можно ли сказать, что человечество стало забывать, как должно выглядеть подлинное искусство? Вот проблема, над которой размышляет А. С. Грин. В данном тексте автор подразумевает под истинным искусством творчество А. С. Пушкина и повествует нам о своем отношении к произведениям великого мастера пера. А. С. Грина, создателя » Алых парусов», глубоко возмущает тот факт, что […]...
- Сочинение для ГИА по цитате из Открытого банка заданий 21 Фразу писателя Л. Сухорукова я понимаю так: в речи человека находит свое выражение его индивидуальный жизненный опыт, его культура, его психология. Манера речи, отдельные слова и выражения помогают понять характер говорящего или пишущего. Приведу примеры из текста Остромира. Так, в речи говорящего встречаю такие слова и выражения, как «косуха», «татухами», «вилка мотоцикла», «девятка» подрезала меня», […]...
- Влияние книги на человека Влияние книги на человека — вот проблема, над которой размышляет Ф. Искандер. Автор с восхищением рассказывает нам о том, как роман «Анна Каренина» Л. Н. Толстого своей насыщенностью и резкими поворотами событий потряс юного читателя, как никогда не бывало «ни до, ни после чтения этой книги». Позицию автора определить не сложно: книга способна влиять на […]...
- Сочинение о литиратуре на тему: как следует читать? Как следует читать литературу по саморазвитию? Как следует читать литературу по саморазвитию? Зайдите в любой книжный магазин, и вы увидите, полки их ломятся от литературы для саморазвития. Нередко таким книгам отведены целые отделы в магазине, ведь спрос на подобную литературу постоянно растет. Действительно, из книг по саморазвитию извлечет пользу и домохозяйка, ипереводчик фламандского, и руководитель […]...
- Выбор книг для подростков Выбор книг для подростков — вот проблема, над которой размышляет М. Далин. В своей статье автор с негодованием пишет о том, как родители подходят к подбору детской литературы. Неграмотное отношение взрослых к этому вопросу оказывает негативное влияние на формирование ребенка как личности. Результатом является тот факт, что при встрече с настоящей литературой у подростка «случается […]...
- Сочинение на лингвистическую тему 2013 года по высказыванию Н. В. Гоголя Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Николая Васильевича Гоголя: » Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и живо трепетало, как метко сказанное русское слово». Я поддерживаю мнение великого русского писателя Н. В. Гоголя: » Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы […]...
- Чем стихотворение Б. Л. Пастернака о сущности поэтического творчества близко русской лирикеXIX-XXвеков? При сопоставлении укажите авторов произведений Размышления Б. Л. Пастернака о сущности поэтического творчества близко русской лирике 19-20 веков. Например, тему поэта и поэзии поднимает В. Я. Брюсов в стихотворении «Юному поэту». Как лирический герой произведения Б. Л. Пастернака считает творчество неотъемлемой частью всего сущего, сочетанием живого и неживого, прекрасного и повседневного — вещей, которые художник слова должен передать, «донести до […]...
- Почему нужно беречь книгу? (сочинение-рассуждение) Книга — это чудо цивилизации. Жизнь без книги представить себе невозможно. Хотя, к сожалению, есть люди, которые так не считают. Но не о них речь — их мне просто жаль. Так вот: книга в моих руках, увлекательная, открывающая неизвестный мир, рассказывающая о чем-то невероятном или, наоборот, обычном, близком мне и оттого интересном (ведь у других, […]...