По картине Баулина храм Покрова на Нерли
У каждого времени свои песни. У каждого времени свои храмы. Образ Мира, который всегда несет в себе храм, менялся вместе с изменениями в человеке и в политической обстановке, в которой он жил. В данной работе я хотела бы проследить за этими изменениями, сравнивая два храма.
Выявить их конструктивные сходства и различия.
Церковь Покрова на Нерли по преданию была построена в память о погибшем сыне Андрея Боголюбского – Изяславе, в 1165 году.
Освящена в честь праздника Покрова Богородицы, установленного на Руси в середине XII века, по инициативе
Архитекторы неизвестны. По одним данным, строили церковь заезжие галичане (Галич тогда славился своими строителями). По другим – Андрей приглашал немецких мастеров.
По форме несколько вытянут. В плане представляет собой ровный квадрат (если не считать выход абсид), с четырьмя столбами в центре, поддерживающими свод. Церковь невелика и удивительно гармонична.
Фасады
Аркатурно-колончатый пояс, опоясывающий стены храма с трех сторон, зрительно разделяет фасады на два яруса, скрывая при этом отлив – перепад кладки, вызванный строительством второго этажа, предназначенного для хоров – небольшого балкона, на котором молился князь со своей семьей и приближенными. С запада, севера и юга устроены входы с перспективными порталами. Им вторит обильная профилировка закомар и арочек аркатурного пояса. Все выразительные средства направлены на создание легкости и устремленности вверх.
В то же время, горизонтальные линии (четкая линия поребрика над аркатурным поясом, резной орнамент под куполом, проступающая линия основания окон) придают устойчивость, не позволяют храму “взлететь”.
Стены храма разделяются полуколоннами на три части. Капители, трапециевидной формой, орнаментацией, мотивы которой составляют акантовые листья и другие сфантазированные формы растительного царства, напоминают Византийские. В закомарах прясел – резные рельефы, с изображением псалмопевца Давида, играющего на струнном инструменте, женских масок (являющихся символом посвящения храма Богородице), львов, грифонов, птиц.
Декору храма, естественно, присущ символизм, который присущ всему средневековому искусству.
Обращаясь к этимологии можно подтвердить вышесказанные слова. Храм, в переводе с церковнославянского означает хоромы, покои. Собор же – собрание.
Поэтому и основная часть (место для молящихся) вытянуто. Предназначалось в первую очередь для всеобщей молитвы братии. Молитвы о Руси, о судьбе народа.
Кроме того, Москва является преемницей Владимиро-Суздальского зодчества. Следовательно, существует много общих моментов, таких как конструкция, материал, идея. Но, московские мастера будто “играют” с Владимирским наследием, изменяя, привнося свое. Так, например, главная идея данных памятников – дать движение вверх – достигается разными средствами.
В храме Покрова – в первую очередь, декоративно, при помощи большого количества вертикальных линий (аркатурно-колончатый пояс, перспективные порталы, закомары, узкие, вытянутые окна, с профилированными проемами).