По индейским тропам
Урок-игра в 5-м классе по рассказу О. Генри “Вождь краснокожих”
В начале урока учитель предлагает ребятам поиграть в индейцев. Однако, говорит он, мы не будем трясти копьями и снимать скальпы. Наша игра – литературная.
Мы с вами поработаем над рассказом “Вождь краснокожих”, повторим некоторые теоретические понятия.
Каждый ряд будет индейским племенем со своим вождем и знаком-тотемом. Цель нашего путешествия по индейским тропам – не стан бледнолицых, а вершина, которая называется “5”.
(Учитель прикрепляет
Для того чтобы достичь цели, надо быть таким, как индейцы: внимательным, сообразительным, иметь хорошую память, уметь быть в лесу неслышным и незаметным. Поэтому и тропинки наши будут такими:
1. Тропа Внимательности.
2. Тропа Сообразительности.
3. Тропа Находчивости.
4. Тропа Дружбы.
Итак, вступаем на первую тропу.
1. Тропа Внимательности (Вопросы на знание текста задаются по очереди каждому племени. За верный ответ тотем передвигается
– Где происходят события? (Один ученик из каждой команды показывает на географической карте.)
– Сколько было денег у похитителей и сколько им не хватало?
Варианты ответов:
300 и 1000 долларов; 200 и 5000 долларов; 600 и 2000 долларов.
– Какого цвета были волосы мальчика? (“Как обложка журнала, который покупаешь в киоске, торопясь на поезд”.)
– Какие деревья на горе? (Выбрать из гербария.)
– За что решили похитители потребовать дополнительно 300 долларов?
– Кем сначала вообразил себя мальчик?
– Какие наказания придумал мальчик своим похитителям?
– С какой силой стал трясти Сэм мальчика после того, как он попал ему камнем по голове?
– С какой минуты был сломлен дух Билли?
– В какую игру играл мальчик на второй день?
– Какую сумму согласился заплатить отец мальчика?
– За сколько минут добежали похитители до границы с Канадой?
2. Тропа Сообразительности
– Расположить в логической последовательности следующие теоретические понятия: идея, жанр, сюжет, речевые средства, система образов. (Слова написаны на карточках. Представители команд располагают их в нужном порядке.)
– Каков жанр рассказа? Какие приемы создания смешного использует автор?
– Назовите несоответствия, неожиданности, которые встречаются в рассказе.
– Какие неожиданности сюжета ожидают читателя?
– Почему похищение ребенка не выглядит страшным?
– Какие речевые средства использует автор?
3. Тропа Находчивости
– Найдите в тексте речевые средства, которые помогают вызвать улыбку.
4. Тропа Дружбы
– Проинсценируйте самый смешной, на ваш взгляд, эпизод.
(Пока команды готовятся, жюри подводит итоги, определяет, кто дошел до вершины “5”.)
Домашнее задание
Прочитайте любой юмористический рассказ. Найдите, какие приемы создания смешного использует автор. Какие средства художественной выразительности помогают вызвать улыбку у читателя?
Related posts:
- Раскрыть смысл высказывания Короленко Русский язык…обладает всеми средствами для выражения (Гиа по русскому) С этим высказыванием нельзя не согласиться. Приведу примеры из текста современной российской писательницы Л. Е. Улицкой, в котором и строение, и содержание подчинено раскрытию главного смысла о ценности мальчишеской дружбы. Так, в предложениях 13, 14 для характеристики отрицательных героев писатель использует разговорные слова “поколотили”, “заводилы”, “подпевалы”, “подвывалы”, тем самым сразу определяя отношение к героям, еще […]...
- Главный герой Вася образ характеристика по рассказу В дурном обществе (Короленко В. Г.) Главным героем повести В. Г. Короленко является Вася, девятилетний мальчик, волей случая нашедший себе друзей в мрачном подземелье заброшенной часовни. История его дружбы с Валеком и Марусей – это история внутреннего перерождения мальчика. Жизнь Васи после смерти матери стала нелегкой. В родном доме его не понимали, он чувствовал себя одиноким. Вася стал замкнутым, отдалился от […]...
- Раскрыть смысл высказывания Пушкина: “Чем богаче язык выражениями и оборотами, тем лучше для искусного писателя” (ЕГЭ по русскому) Слова гениального А. С. Пушкина можно разъяснить тем, что при создании художественных образов писатели используют разные средства речевой выразительности. Богатство русского языка позволяет авторам ярче изображать своих героев, передавать даже оттенки мыслей и чувств. Предложенный отрывок из рассказа В. Распутина подтверждает, что одаренный автор очень точно подбирает речевые обороты и средства для передачи читателю душевного […]...
- Раскрыть смысл высказывания Успенского В языке есть слова (Гиа по русскому) Успенский: “В языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения”. Пояснить смысл высказывания Л. Успенского мне хотелось бы на примере предложения №30, в котором автор глазами мальчика рисует образ взволнованной бабушки. Она кропотливо протирает пыль, забыв при этом раздеться. Лексические средства помогают нам определить ее внутреннее […]...
- Мини сочинение: Рокфеллер В начале двадцатого века одна американская газета привела следующие цифры по поводу быстрого прироста состояния Рокфеллера. В тысяча восемьсот пятьдесят пятом году у него еще ничего не было. Через десять лет он имел капитал в пять тысяч долларов, к тысяча восемьсот семидесятому году он удесятерил свое состояние, а еще через два года владел одним миллионом […]...
- Определение. Что такое Жанры речи Жанры речи – совокупность текстов, объединенных одинаковым использованием стилистических средств языка. Группа речевых жанров объединяется в определенный функциональный стиль. Научный стиль имеет следующие речевые жанры: статья, монография, учебник, аннотация, реферат, обзор, лекция, научный доклад и др. К речевым жанрам официально-делового стиля относятся: закон, постановление, протокол допроса, справка, заявление, приказ и др. В публицистическом стиле выделяются […]...
- Вопросы и ответы к былине А. К. Толстого “Правда” С чем сопоставляет поэт правду в первой строфе стихотворения, напоминающей былинный зачин? Какой показалась правда семерым братьям, увидевшим ее “со семи сторон”? Как соотносятся рассказы братьев о правде с ее описанием в начале стихотворения? Почему каждый из братьев “рассказывал правду по-своему”? Поэт сопоставляет правду с высокими горами, широкими степями, синими морями, людными городами, дремучими лесами. […]...
- Черная курица, или Подземные жители РУССКИЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ Черная курица, или Подземные жители В повести-сказке А. Погорельского необычный сюжет, в ней реальное переплетается с фантастическим. Реальное – жизнь десятилетнего мальчика Алеши в пансионе в Петербурге, фантастическое – его грезы о подземном царстве гномов. Действие в произведении динамично и увлекательно. Однажды Алеша спас Чернушку – черную курицу, скрашивавшую его одиночество. Чернушка […]...
- Конь с розовой гривой – Виктор Астафьев Рассказ Астафьева “Конь с розовой гривой” повествует об одном эпизоде из детства мальчика. Рассказ заставляет улыбнуться над проделкой главного героя и одновременно оценить замечательный урок, который преподала бабушка своему внуку. Маленький мальчик отправляется собирать землянику, и бабушка обещает ему за это пряничного коня с розовой гривой. Для тяжелого полуголодного времени такой подарок просто великолепен. Но […]...
- Конь с розовой гривой краткое содержание Астафьев В. П. Рассказ Астафьева “Конь с розовой гривой” повествует об одном эпизоде из детства мальчика. Рассказ заставляет улыбнуться над проделкой главного героя и одновременно оценить замечательный урок, который преподала бабушка своему внуку. Маленький мальчик отправляется собирать землянику, и бабушка обещает ему за это пряничного коня с розовой гривой. Для тяжелого полуголодного времени такой подарок […]...
- Мир ребенка в рассказе Л. Н. Андреева “Петька на даче” I. Вводная часть На прошлом уроке мы читали и обсуждали стихотворение Некрасова ” Железная дорога“, рассматривали художественный прием, который использовал автор в стихотворении. Как он называется? (Антитеза.) – Что противопоставляется в стихотворении? (Гармоничность природы и несправедливость общества.) Один из героев этого стихотворения – ребенок. Именно через ребенка острота противопоставления передается с особой силой. Сейчас я […]...
- Чему научила мальчика учительница Лидия Михайловна? Герой рассказа – маленький мальчик – попадает из привычной деревенской обстановки в райцентр, где ему необходимо продолжить учебу в пятом классе. “Так, в одиннадцать лет началась моя самостоятельная жизнь”, – говорит герой. Но мальчик не предполагал, какие испытания ждут его на новом месте. Он мучительно переживает оттого, что находится далеко от дома, рядом нет никого […]...
- Какова цена дружбы (ЕГЭ по русскому) Какова цена дружбы? Нужны ли нам в жизни друзья? Об этой серьезной проблеме рассуждает ———-в данном тексте. Автор говорит о том, что ——– Я полностью согласна с автором. Без друзей и дружбы наша жизнь была бы намного беднее. Проблема дружбы и отношение к другу волновала многих писателей. Поэт Евгений Евтушенко выразил отношение людей к ценности […]...
- Как писать изложение по описательному тексту Изложение по описательному тексту – более сложный вид работы. В текстах данного типа нет динамики развивающихся событий, увлекательного сюжета. Содержанием описания является картина, передающая подробное изображение предмета (явления, состояния и т. П.) и его признаков. Обилие деталей, подробностей в тексте создает особую трудность для его восприятия и воспроизведения. Описание как тип речи может быть разных […]...
- Сочинение для ГИА по цитате из Открытого банка заданий 30 Известный лингвист В. В. Виноградов утверждал: “Все средства языка выразительны, надо лишь умело пользоваться ими”. Как я понимаю это высказывание? Выразительно-изобразительные качества речи сообщаются ей лексическими, словообразовательными и грамматическими средствами, тропами и фигурами речи, интонационно-синтаксической организацией предложений. Умелое их использование помогает автору передать сложный лабиринт мыслей и переживаний, создать мир образов героев. Приведу примеры из […]...
- Сочинение по сказке Дж. Р. Киплинга “Маугли” В детстве мы знакомимся со многими интересными сказками, рассказами, стихами. Но на меня большое впечатление произвела книга Дж. Редьярда Киплинга “Книга Джунглей”. Когда я прочитал “Маугли” – одно из произведений этого сборника,- я почувствовал желание прочитать ее всю. Меня очень заинтересовало жизни маленького мальчика, оказавшегося в джунглях, и не только смог выжить, но и стал […]...
- “Мальчик у Христа на елке” Достоевского краткое содержание Мальчик с ручкой Перед елкой и на елке рассказчик постоянно видит маленького мальчика “с ручкой” – так называют тех, кто клянчит милостыню. Происходят эти маленькие попрошайки из неблагополучных семей, и будущее у них такое же мрачное, как и настоящее их родителей – пьянство, воровство, несчастливая семья и вечно голодные дети. Мальчик у Христа на елке […]...
- Урок внеклассного чтения по рассказу Юрия Яковлева “Мальчик с коньками” Для урока внеклассного чтения рассказ Юрия Яковлева “Мальчик с коньками” выбран по следующим соображениям. Во-первых, небольшой по объему рассказ позволяет за один урок детально разобрать его содержание и учить приемам анализа художественного произведения. Во-вторых, учащиеся могут выполнить разнообразные виды работ (выразительное чтение, подробный и сжатый пересказы, создание пусть еще небольшого, но собственного словесного текста, составление […]...
- Краткое содержание “Сказка о жабе и розе” Гаршин В заброшенном уголке сада распускается прекрасная роза. Сюда заходит только маленький мальчик, который наблюдает за насекомыми, зверями и читает; за ним присматривает сестра. Но мальчик заболевает, и некому насладиться красотой розы. Ее видит противная жаба, которая вознамерилась съесть цветок, но лишь ранилась о шипы и падала со стебля. Мальчик попросил принести розу. Сестра буквально выхватила […]...
- Сочинение по картине “Опять двойка” Сочинение по картине ” Опять двойка! ” – это сочинение по картине, привлекающей зрителя жизненностью сюжета. Ф. П. Решетникову особенно удался образ мальчика, опять получившего двойку. Внешность главного героя, реакция членов семьи на его оценку, детали интерьера – ничто не ускользнуло от внимательного взгляда автора сочинения по картине Ф. П. Решетникова “Опять двойка!”. Пример сочинения […]...
- Жанры речи Жанры речи – совокупность текстов, объединенных одинаковым использованием стилистических средств языка. Группа речевых жанров объединяется в определенный функциональный стиль. Научный стиль имеет следующие речевые жанры: статья, монография, учебник, аннотация, реферат, обзор, лекция, научный доклад и др. К речевым жанрам официально-делового стиля относятся: закон, постановление, протокол допроса, справка, заявление, приказ и др. В публицистическом стиле выделяются […]...
- Как Вы понимаете смысл финала текста: Саню распирало от этого чувства, он готов был выскочить из себя и взлететь (ЕГЭ по русскому) Произведение В. Распутина “Век живи – век люби” раскрывает всю глубину человеческого бытия на фоне единения человека с природой. Пагубные изменения в окружающей среде, возникающие по вине человека в ХХ веке, не могли не тронуть сердце писателя. В своем произведении В. Распутин обращает внимание читателя на то, как прекрасен мир и каким уязвимым он становится […]...
- Роль дружбы в жизни человека: примеры и аргументы (ЕГЭ по русскому) Дружба играет огромную роль в жизни любого человека. Она часто не ценится, как это должно быть, но основное сокровище не теряется. Сложно найти кого-то, кто мог бы обойтись без дружбы. С ранних лет нужно ценить такие отношения. Если у тебя есть друг, о нем нужно заботиться, ставить его выше себя. Это сложно, не всегда понятно. […]...
- АНАЛИЗ МОНОЛОГА ПЕРСОНАЖА АНАЛИЗ МОНОЛОГА ПЕРСОНАЖА 1. В какой момент развития действия произносится монолог (пролог, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог)? 2. Чем вызван данный монолог, как мотивируется его введение? 3. Каков тип монолога (уединенный – высказывание, осуществляемое либо в буквальном одиночестве, либо в психологической изоляции от окружающих: говорение для себя, вслух или про себя, в формах внутренней […]...
- Мальчик-звезда ЗАРУБЕЖНЫЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ Мальчик-звезда Это произведение О. Уайльда начинается с рассказа о том, как в лютый мороз два бедных лесоруба заблудились в лесу. Вдруг с неба упала необычайно яркая звезда. Лесорубы увидели спящее дитя. Один из них усыновил мальчика. Шли годы. Ребенок рос очень красивым. Околдованный своей красотой, он издевался и выставлял на посмешище всех, […]...
- Краткое содержание Сказка о жабе и розе В. М. Гаршин Сказка о жабе и розе В заброшенном уголке сада распускается прекрасная роза. Сюда заходит только маленький мальчик, который наблюдает за насекомыми, зверями и читает; за ним присматривает сестра. Но мальчик заболевает, и некому насладиться красотой розы. Ее видит противная жаба, которая вознамерилась съесть цветок, но лишь ранилась о шипы и падала со […]...
- Художественный анализ стихотворения Зимнее утро (Пушкин А. С.) 1. Тема произведения. – В стихотворении “Зимнее утро” А. С. Пушкин описывает (показывает, изображает) зимнее утро, смену вечера с пробуждением дня… 2. Идея произведения. – Он воспевает его красоту, показывает необыкновенную прелесть зимнего пейзажа, выражает свою любовь к природе, родине. В каждой строчке стихотворения чувствуется восхищение автора простым русским пейзажем. Оно проникнуто веселым, жизнерадостным настроением. […]...
- “Мальчик у Христа на елке”, анализ рассказа Достоевского Федор Михайлович Достоевский незадолго до нового 1876 года побывал с дочкой на елке в клубе художников, а затем посетил детскую колонию. Примерно в это же время писатель часто встречал на улице нищего мальчика. Предновогодние впечатления вскоре появились в виде рассказов в “Дневнике писателя”. Один из них называется “Мальчик у Христа на елке” . Небольшое произведение […]...
- По картине Е. Широкова Друзья Евгений Николаевич Широков – известный российский художник-живописец. Одна из наиболее популярных его работ – картина “Друзья”. Главными героями этого полотна являются мальчик и его собака, расположенные в центре картины. Парню на вид всего лет десять-тринадцать. Одет он в синюю футболку и серые брюки. На ногах его голубые носки, а поверх них надеты светлые сандалии. Мальчик […]...
- По тексту Аверченко Нет ничего бескорыстнее детской дружбы (ЕГЭ по русскому) Есть ли что-то бескорыстнее детской дружбы? Какова причина зарождения детской дружбы? Эти и многие другие вопросы возникают после прочтения художественного текста русского писателя – А Т Аверченко. Автор поднимает важную проблему, ставя ее в виде вопроса: может ли детская дружба быть бескорыстной? Размышляя над данной проблемой, АТ Аверченко повествует о детской дружбе трех мальчишек. Для […]...
- Сочинение на тему: ДОРОГА И ТРОПА ДОРОГА И ТРОПА Как-то летом мы с дедушкой возвращались на дачу электричкой. Было поздно, автобусы от станции уже не ходили. Мы пошли пешком. Дорога была неблизкой. Я быстро устал. Дедушка предложил мне послушать историю дороги, по которой мы шли. “У леса бежала дорога. А рядом затерялась почти незаметная в траве тропинка. Однажды тропа говорит дороге: […]...
- Сочинение по картине Поповича Письмо дедушке Мальчику предстоит написать письмо дедушке. На картине он еще не пишет его, а только рассуждает, как начать и с чего. Первое, что я вижу на картине – это фотография дедушки, он выглядит строго, одет в костюм и шляпу. Вероятно, дедушка не очень ласков с внуком, но мальчик все равно его любит и скучает, хочет рассказать […]...
- Краткое содержание “Корова” Толстой Л. Н В рассказе-были “Корова” мальчик Миша бросил осколки разбитого им стакана в корове пойло и вызвал настоящую беду. Корову пришлось зарезать, семья осталась без молока. Бабушке пришлось в няньки наняться, чтобы заработать на новую корову. Мальчика так мучает совесть, что он не слезает с печи даже, когда все едят студень из коровьей головы. Каждый день во […]...
- Сочинение “В лесу” План сочинения 1. Серый и пасмурный день. 2. В лесу. 2.1 Заросшая узкая тропа. 2.2 Ручей в овраге. 2.3 Я перешел ручей по упавшему дереву. 2.4 Лес становится гуще. 2.5 Люди где-то неподалеку! 3. Надежно спрятанный на поляне дом 3.1 Старое здание. В лесу День серый и мрачный, такой серый, что оставлял отпечаток грустного настроения. […]...
- Святочный рассказ на уроке в 5-м классе Одной из основных задач уроков литературы является развитие духовно-нравственной личности. Этому во многом помогает знакомство с православием, основами религиозных учений. Обращение на уроках к христианской тематике в литературе воспитывает в ребенке не только уважение и заботу об окружающих, но и помогает глубже понять историю родной страны, края, в котором мы живем, учит видеть собственные недостатки […]...
- Сочинение на тему “Мой любимый литературный образ” Немало книг прочитано, немало было раздумий по поводу той или иной прочитанной книги, опознаны множество исторических обстоятельств и различных литературных образов. Многое забывается очень быстро, а что-то врезается в сознании навсегда. Так мне запал в сердце образ Маленького принца из одноименной сказки Антуана де Сент-Экзюпери. Маленький принц – мальчик, который неизвестно как попал в пустыню, […]...
- Анализ рассказа И. А. Бунина “Цифры” Жанр произведения – психологический рассказ. Герои – мальчик, дядя, мама, бабушка. Завязка – мальчик упрашивает дядю показать ему цифры и доставить небольшие детские радости. Кульминация – дядя резко обрывает мальчика, вызвав его бурные слезы. Развязка – ребенок учится писать цифры. Это рассказ о взаимоотношениях ребенка и взрослого, построенный на изложении отдельных моментов ссоры. О непонимании […]...
- ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР В РЕЧИ Лексический повтор в речи письменной и устной. ученика говорит о его малом словарном запасе. А лексический повтор в речи писателя или поэта становится средством создания яркого поэтического или прозаического текста. Так в предложениях 18-19 автор использует анафору “Или кабан пробежал близко. Или вдруг в бинокль увидел дятла?” А вот в предложении 23 и 24 автор […]...
- Раскрыть смысл высказывания Головина “К оценке достоинств речи мы должны подходить” (Гиа по русскому) Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского лингвиста Бориса Николаевича Головина: “К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы?” Существуют различные языковые единицы: слово, предложение, словосочетание и др. Судить о достоинствах речи можно как раз по тому, насколько удачно […]...
- Краткое содержание – Мальчик у Христа на елке – Достоевский Ф.М. Достоевский – святочный рассказ “Мальчик у Христа на елке”. В этом рассказе Достоевский передает печальную историю маленького мальчика, приехавшего с матерью в Петербург из маленького городка. Мать его внезапно умерла, и ребенок остался один накануне Рождества. Он одиноко бродил по городу, голодный, плохо одетый, однако все остались безучастны к его судьбе. Городские жители веселились […]...