Планш и развитие жанра литературного портрета (статья В. П. Трыкова)



Планш и развитие жанра литературного портрета (статья В. П. Трыкова)
Начало развития жанра литературного портрета связано с именем Шарля-Огюстена Сент – Бева. См. статью: Сент-Бев и жанр литературного портрета (статья В. П. Трыкова). Дальнейшее развитие литературного портрета в XIX веке так или иначе шло под влиянием жанровой модели, созданной Сент-Бевом. Вместе с тем жанровые новации Сент-Бева были восприняты различными писателям по-разному.

Одни выступали продолжателями традиции Сент-Бева, развивая и обогащая ее новыми открытиями (Л. де Ломени, Т. Готье, А. Уссей, Ж. де Нерваль и др.). Другие, признавая бесспорные заслуги Сент-Бева-портретиста, искали иных моделей развития жанра литературного портрета, вступали с его основоположником в скрытую или явную полемику. Одним из таких талантливых учеников-соперников Сент-Бева был Гюстав Планш (Planche, 1808-1857) – литературный критик, современник Сент-Бева, его постоянный литературный vis-a-vis. Имя Планша у нас известно лишь узкому кругу специалистов.

В пятитомной академической “Истории французской литературы” оно упомянуто

лишь единожды. Фундаментальная “История всемирной литературы” вообще не содержит упоминаний о Планше. Некоторые сведения о Планше как художественном критике можно найти в книге В. С. Турчина “Из истории западноевропейской художественной критики XVIII-XIX веков. Франция, Англия, Германия” [1].

Между тем в первой половине XIX века Планш воспринимался как достойный соперник Сент-Бева на поприще литературной критики. Некоторые из знатоков и ценителей (например, критик Леон Массон) ставили Планша-критика выше Сент-Бева [2]. “Настоящий мастер критики”, – скажет о нем современник Э. де Мирекур [3]. “В интеллектуальном мире Франции романтической эпохи Планш выделяется как ключевая фигура”, – констатирует В. С. Турчин [4]. Пути Сент-Бева и Планша неоднократно пересекались.

Планш сотрудничал в 30-х гг. в “Глоб”; затем с 1831 г. писал для “Ревю де де монд”, был главным литературным консультантом Франсуа Бюлоза, редактора “Ревю де де монд”; до того как его сменил Сент-Бев, состоял литературным консультантом Жорж Санд [5]. В отличие от Сент-Бева, Планш проявил свой литературный талант исключительно в сфере критики. Его перу принадлежат три сборника литературно-критических очерков и статей: “Литературные портреты” (“Portraits litteraires”, 1836), “Новые литературные портреты” (“Nouveaux portraits litteraires”, 1854), “Литературные очерки” (“Etudes litteraires”, 1855) – и два сборника, в которых Планш выступил в качестве художественного критика: двухтомник “Очерки о французской школе (1831-1852). Живопись и скульптура” (“Etudes sur l’ecole française (1831-1852).

Peinture et sculpture”, 1855) и “Портреты артистов, художников и скульпторов” (“Portraits d’artistes, peintres et sculpteurs”, 1858). Итак, через четыре года после выхода в свет первого сборника литературных портретов Сент-Бева Планш издает в издательстве Верде свой двухтомный сборник под сходным названием “Литературные портреты”, составленный из очерков о писателях, ранее опубликованных им в “Ревю де де монд”. Сложилась ситуация конкуренции.

В сознании современников не могла не возникнуть параллель с портретами Сент-Бева. Что означал факт издания сборника с названием, почти идентичным названию книги Сент-Бева? Был ли это акт литературного ученичества или литературной полемики? Свидетельствовал ли он об усвоении жанровых новаций Сент-Бева и о появлении первого последователя или был лишь следствием чрезвычайной популярности сборника Сент-Бева в литературной среде?

Может быть, имеет место случайное совпадение названий? Последнее предположение отпадает сразу. Известно, что сначала Планш хотел назвать свой сборник иначе: “Fragments d’un Livre a faire”, но отказался от этого названия из боязни, что оно станет мишенью для насмешек и шуток [6]. Однако это была не единственная и не самая главная причина.

Смена названия имела полемический подтекст. Создавая свои литературные портреты, Сент-Бев закладывает основы “биографического метода”. В свою очередь Планш, публикуя свой сборник под сходным названием, бросает вызов Сент-Беву, декларирует иной подход к изучению литературы, свой критический метод.

М. Регар так комментирует выбор Планшем названия для своего сборника: “Это новое название было менее точным, чем “Fragments d’un Livre a faire”, если иметь в виду манеру Планша, которого мало занимали внешний облик и душа писателя, его чувства и свойственные ему привычки. С другой стороны, Сент-Бев сделался мэтром жанра: он только что опубликовал второй и третий тома своих “Литературных портретов”, и было рискованно и даже нетактично спустя всего несколько недель после выхода в свет его книг издава


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Планш и развитие жанра литературного портрета (статья В. П. Трыкова)