План урока по курсу ОРКСЭ “Добро и зло”
План урока по курсу “Основы мировых религиозных культур” по теме “Добро и зло” учителя МБОУ “Песчанинская НОШ” Лиманского района Астраханской области Бокаревой Любови Викторовны. Слайд 1, 2, 3.
Содержание урока | Деятельность учителя по созданию учебной ситуации | Деятельность ученика | Планируемые результаты (по учебной программе предмета) | |
Тема урока Добро и зло. Слайд 3. | ||||
Тип урока: | Урок | |||
Цели урока : помочь учащимся уяснить смысл понятий добро и зло, проследить элементы сходства и различия объяснений возникновения добра и зла в разных религиях, прийти к пониманию, что творить добро – духовная радость. Слайд 4. | Метапредметные: формирование УУД. Личностные: воспитание доброжелательности, отзывчивости, личной ответственности за свои поступки. Предметные осознание ценностей, нравственности и духовности в человеческой жизни, знакомство с религиозной моралью. | |||
Задачи урока. Образовательная: | ||||
Воспитательная: Учить детей делать добро, воспитывать навыки доброжелательного поведения, способность сочувствовать, сопереживать, помочь понять, что добро и зло в нашей душе, и что победит, зависит от нас. | ||||
Развивающая: Создать условия для развития речи, обогащения словарного запаса слов, учить сравнивать, анализировать, развивать компетентности. | ||||
Оборудование : учебник ” Основы мировых религиозных культур”, страницы из учебников православной, мусульманской, буддистской, иудейской религиозным культурам по теме урока, АРМ, презентация “Добро и зло”, дидактические карточки, словарь, энциклопедия, пословицы, стихотворения, притчи по теме урока. Слайд 6. Развитие компетентностей : Учебно-познавательной – учить работать с текстом, комментировать, уточнять, работать со словарем: Информационной – развивать умение поиска, отбора информации в учебнике, пособиях, Коммуникативной- умение сотрудничать, взаимодействовать с учителем и одноклассниками, слушать, распознавать эмоции в предлагаемом материале. Слайд 7. . Основные понятия : Добро, зло, доброжелательность, пассивная, активная, созидательная. истин. Слайд 8. | ||||
Организационный этап. Цель : Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. | Интервью. | С каким настроением Вы пришли на урок? Чем оно вызвано? Какой пиктограммой Оно выражается? Учитель желает успеха Учащимся на уроке. Слайд 9. | Учащиеся описывают свое настроение, сосредотачиваются на выборе пиктограммы. | Мотивационная готовность к уроку. . |
Актуализация знаний Цель : контроль и оценка знаний, полученных на предыдущем уроке. | Беседа. Хранители преданий . Слайд 10. (Умма, предводитель, хафиз, жрецы, имам, служители, раввины, учителя, диакон, священник, епископ, лама.) | Задает вопросы, подключает учащихся к формулировке взаимовопросов. | Отвечают на вопросы, задают их. | М : диалог, сотрудничество с учителем, П : формирование знаний о хранителях преданий в разных религиях, Л Воспитание толерантности. |
Повторение пройденного. Цель :: результат повторения должен создать проблемную ситуацию для выявления учащимися конкретной темы урока | Работа по алгоритмам 1 .Окружающий мир-мир духовный (мир культуры)-внутренний мир человека (ДУША). 2. Внутр. мир-(высокий, светлый, красивый, благоприятный, радость, спокойствие, стремление к новому, любовь, честь, милосердие, правда, Добро – Антонимы к каждому понятию. 3. С Одержание ВМ – чем хозяин наполнит, каковы отношения с другими людьми. 4. КТ (дороги в ДМ): религиозные культуры, морально-этические нормы – их общий фундамент : честь, справедливость, милосердие, Добро . Слайд 11, 12, 13. Физкультминутка Добрые слова и поступки – хлопаем им, злые – топаем на них. Слайд 15. | Демонстрирует алгоритмы по теме повторения, моделирует проблемную ситуацию, которая озадачивает учащихся , Слайд 14. (диалог в стихах) Вопрос учителя: .-Кто спорит? Помогает учащимся сформулировать тему, цель, задачи, результаты, к которым должны прийти к концу урока. | Работают с алгоритмами, последовательно рассуждают и приходят к проблеме, поставленной учителем. Решив проблему, сотрудничая с учителем, называют тему урока, цель, задачи, планируемые результаты. | М: Умение ставить цель, задачи, предполагать результат, обобщать, организовывать сотрудничество, владеть устной речью. П : усвоить понятия: мир окружающий, духовный, внутренний Л : правильно питать свою душу. |
Изложение нового материала. Цель : помочь уяснить, что такое добро и зло в понимании разных религий и морали. | 1.Вступительное слово учителя по новой теме “Добро и зло” ( общее понятие), притча, беседа по содержанию. Слайд 16, 17, 18, 19. 2.Традиционное понятие добра и зла (теория) | Вопрос: Что такое добро и зло? Каково их значение? Как разные религии трактуют эти понятия? | Ученики делятся на группы. 1.Энциклопедия, словари. 2. Учебник с24. 3.Стихи, пословицы разных народов. 4.Работа по страницам учебников разных религиозных культур. Слайд 20-26. | М : уметь определять понятия, делать выводы, смысловое чтение, использовать речевые средства. П : общее и различие в понимании Д и З в разных религиях. Л : признавать право на существование разных мнений. |
Самостоятельное усвоение новых знаний. Цель: Уметь Знания. | Работа по учебнику С. 24-27 (выборочно-индивидуальные задания) Слайд 27. | Консультация при затруднении. | Самостоятельно работают по инд. заданиям: как в учебнике формулируются понятия о добре и зле. | Научить самостоятельно усваивать знания. |
Закрепление нового материала. Цель: Закрепить знания. Слайд 30. | 1.Пресс-конференция наоборот: составить вопросы и возможные ответы, используя учебник. 2.Пресс-конференция. | Организует индивидуальную и фронтальную работу учеников. | Выполняют первичное закрепление знаний: составляют вопрос и выделяют в учебнике возможный ответ. | Способность манипулировать полученными знаниями. Выявить степень усвоения материала, |
Самостоятельная работа учащихся. Цель : показать умение применять полученные знания. | Распределить добрые поступки по группам: 1.Д пассивная. 2.Д активная. 3.Д созидательная. | Консультант. | Работа в группах. | Способность использовать новые знания. |
Подведение итогов урока. Цель: выявить, выполнен ли план, намеченный в начале урока. | Рефлексия. Самооценка. | -Выполнен ли составленный нами план (планируемые результаты)? | Высказывают свое мнение, дают самооценку. Вывод: определение добра и зла, взгляды разных религий на эту проблему. Слайд 28, 29, 31. | Усвоение новой темы Анализ степени достижения запланированных результатов. |
Домашнее задание. Цель: Самостоятельная работа учащихся. Слайд 32-35 | 1.Учебник: с.24-27 читать, отвечать на вопросы. 2.Изготовить дерево добрых дел: на листочках – перечислить добрые дела и поступки. 3.Интервью в семье: как понимают добро и зло, добро должно быть с кулаками, на зло отвечай добром (разным ученикам). | Постановка цели самостоятельной работы, разъяснение. | Определяют и высказывают степень понимания задания | Самостоятельное выполнение задания всеми учащимися, закрепление достигнутых на уроке результатов. |