План сочинения: Особенности композиции романа Пушкина “Евгений Онегин”



Особенности композиции романа А.С. Пушкина “Евгений Онегин”

I. Вступление

Композиция – состав и расположение частей произве­дения (подробнее см. Словарик). Сам Пушкин определял свой роман как “собранье пест­рых глав”.

Композиция романа имеет свободный характер, но в то же время глубоко продумана. “Энциклопедичность” ро­мана требовала именно такого характера композиции, кото­рый позволял охватить широкий круг самых разнообразных явлений русской жизни первой четверти XIX века.

II. Главная часть

1. Важнейшей

особенностью композиции пушкинского романа является соотношение между сюжетными и внесюжетными элементами (см. Словарик). Последние у Пушкина очень важны: именно они создают структуру “свободного ро­мана”.

2. Разновидности внесюжетных элементов в романе:

а) авторские отступления (см. Словарик и план на тему “Тематика и формы авторских отступлений в романе

А.С. Пушкина “Евгений Онегин”);

б) описания устоявшегося, повторяющегося из года в год жизненного уклада (день Онегина в Петербурге и в деревне,

“привычки милой старины”, жизнь семьи Лариных, описание обрядов, гаданий

и проч.);

в) описания природы в разные времена года;

г) вставные фрагменты: письма Татьяны и Онегина, стихи Ленского, “песня девушек”, эпитафии на могилах отца Татья­ны и Ленского, альбомные записи и т.п.

Внесюжетные элементы в романе Пушкина являются важ­ной композиционной особенностью и создают широкий куль­турный, бытовой и социальный фон, на котором разворачива­ется сюжет.

3. Особенность сюжетного построения романа заключает­ся в принципе противопоставления (антитезы) героев, места действия, укладов жизни и т.д.

а) сопоставлены и противопоставлены главные герои, прежде всего Онегин и Ленский. Во-первых, оба являются не вполне типическими характерами, резко отличаясь от окру­жающего их общества. Во-вторых, Онегин и Ленский – ан­типоды: “Они сошлись.

Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень…”, Онегин – скептик (см. план на тему “Онегин как трагический герой”), Ленский – романтик (см. план на тему “Проблема воспитания в романе “Евгений Онегин”).

Онегин – характер развивающийся и в этом смысле не- предугадываемый. Автор дает герою возможность воскреше­ния во внезапной нерассуждающей любви к Татьяне.

Ленский – характер статичный: он романтик во всем – в своих стихах, в дружбе, в любви, в самой смерти. Важно, что автор намечает два пути возможного развития героя: либо развитие поэтического таланта до степени гениальности, либо “обыкновенный удел”.

б) сопоставлены и противопоставлены главные герои Оне­гин и Татьяна.

Сходны они в том, что оба – натуры незаурядные, что и позволяет им выделить друг друга среди окружающих. Оба – характеры развивающиеся. Так, Татьяна, в отличие от Ленского, изменяется у нас на глазах: из “несмелой девочки” она превращается в светскую даму.

Но сущность ее от этого не меняется, что ясно видно из ее последней встречи с Онегиным.

Различие между Татьяной и Онегиным заключается в том, что Татьяна “русская душою”, способна на самоотречение (“но я другому отдана, я буду век ему верна”), совершенно свободна от эгоизма. Онегин же – “душа холодная и лени­вая”, эгоистичная (см. письмо к Татьяне, в частности: “Я знаю: век уж мой измерен…”).

в) Татьяна и Ольга – антиподы как характеры не вполне типический и типический. Ольга, по словам Белинского, пред­ставляет собой “второе издание” судьбы своей матери.

г) Татьяна – Ленский. Оба – характеры цельные, после­довательные. Различия очевидны из вышесказанного. (См. также план на тему “Проблема воспитания в романе “Евгений Онегин”).

д) противопоставлены в романе столичные аристократы и провинциальные помещики (См. план на тему “Уклад жизни столичного и провинциального дворянства в романс “Евгений Онегин”).

е) Пушкин проводит в романе и ряд других сопоставле­ний: Москва и Петербург, два кабинета Онегина – в столице и в деревне; наконец, два письма, два объяснения в любви, две отповеди. Последние противопоставления делают компо­зицию произведения “зеркальной”, т.е. герои меняются мес­тами.

4. Открытый финал романа – композиционное новаторст­во Пушкина, свидетельствующее о нежелании автора выно­сить оценку характеру главного героя и о стремлении под­черкнуть “текучесть” самого характера.

III. Заключение.

Композиция романа подчинена раскрытию характеров главных героев на широком фоне русской действительности начала XIX века.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

План сочинения: Особенности композиции романа Пушкина “Евгений Онегин”