План сочинения: Особенности композиции романа Пушкина “Евгений Онегин”
Особенности композиции романа А.С. Пушкина “Евгений Онегин”
I. Вступление
Композиция – состав и расположение частей произведения (подробнее см. Словарик). Сам Пушкин определял свой роман как “собранье пестрых глав”.
Композиция романа имеет свободный характер, но в то же время глубоко продумана. “Энциклопедичность” романа требовала именно такого характера композиции, который позволял охватить широкий круг самых разнообразных явлений русской жизни первой четверти XIX века.
II. Главная часть
1. Важнейшей
2. Разновидности внесюжетных элементов в романе:
а) авторские отступления (см. Словарик и план на тему “Тематика и формы авторских отступлений в романе
А.С. Пушкина “Евгений Онегин”);
б) описания устоявшегося, повторяющегося из года в год жизненного уклада (день Онегина в Петербурге и в деревне,
“привычки милой старины”, жизнь семьи Лариных, описание обрядов, гаданий
в) описания природы в разные времена года;
г) вставные фрагменты: письма Татьяны и Онегина, стихи Ленского, “песня девушек”, эпитафии на могилах отца Татьяны и Ленского, альбомные записи и т.п.
Внесюжетные элементы в романе Пушкина являются важной композиционной особенностью и создают широкий культурный, бытовой и социальный фон, на котором разворачивается сюжет.
3. Особенность сюжетного построения романа заключается в принципе противопоставления (антитезы) героев, места действия, укладов жизни и т.д.
а) сопоставлены и противопоставлены главные герои, прежде всего Онегин и Ленский. Во-первых, оба являются не вполне типическими характерами, резко отличаясь от окружающего их общества. Во-вторых, Онегин и Ленский – антиподы: “Они сошлись.
Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень…”, Онегин – скептик (см. план на тему “Онегин как трагический герой”), Ленский – романтик (см. план на тему “Проблема воспитания в романе “Евгений Онегин”).
Онегин – характер развивающийся и в этом смысле не- предугадываемый. Автор дает герою возможность воскрешения во внезапной нерассуждающей любви к Татьяне.
Ленский – характер статичный: он романтик во всем – в своих стихах, в дружбе, в любви, в самой смерти. Важно, что автор намечает два пути возможного развития героя: либо развитие поэтического таланта до степени гениальности, либо “обыкновенный удел”.
б) сопоставлены и противопоставлены главные герои Онегин и Татьяна.
Сходны они в том, что оба – натуры незаурядные, что и позволяет им выделить друг друга среди окружающих. Оба – характеры развивающиеся. Так, Татьяна, в отличие от Ленского, изменяется у нас на глазах: из “несмелой девочки” она превращается в светскую даму.
Но сущность ее от этого не меняется, что ясно видно из ее последней встречи с Онегиным.
Различие между Татьяной и Онегиным заключается в том, что Татьяна “русская душою”, способна на самоотречение (“но я другому отдана, я буду век ему верна”), совершенно свободна от эгоизма. Онегин же – “душа холодная и ленивая”, эгоистичная (см. письмо к Татьяне, в частности: “Я знаю: век уж мой измерен…”).
в) Татьяна и Ольга – антиподы как характеры не вполне типический и типический. Ольга, по словам Белинского, представляет собой “второе издание” судьбы своей матери.
г) Татьяна – Ленский. Оба – характеры цельные, последовательные. Различия очевидны из вышесказанного. (См. также план на тему “Проблема воспитания в романе “Евгений Онегин”).
д) противопоставлены в романе столичные аристократы и провинциальные помещики (См. план на тему “Уклад жизни столичного и провинциального дворянства в романс “Евгений Онегин”).
е) Пушкин проводит в романе и ряд других сопоставлений: Москва и Петербург, два кабинета Онегина – в столице и в деревне; наконец, два письма, два объяснения в любви, две отповеди. Последние противопоставления делают композицию произведения “зеркальной”, т.е. герои меняются местами.
4. Открытый финал романа – композиционное новаторство Пушкина, свидетельствующее о нежелании автора выносить оценку характеру главного героя и о стремлении подчеркнуть “текучесть” самого характера.
III. Заключение.
Композиция романа подчинена раскрытию характеров главных героев на широком фоне русской действительности начала XIX века.