План сочинения – Особенности композиции поэмы Гоголя “Мертвые души”
Особенности композиции поэмы Н.В. Гоголя “Мертвые души”
I. Вступление
Композиция гоголевской поэмы, наверное, самая нетрадиционная и необычная в мировой литературе. Целью автора было создать образ жизни целой нации, а не только показать отдельные типические характеры. Для этого требовалась очень высокая степень обобщения, которой невозможно достичь при стандартной композиции.
II. Главная часть
Композиция – это состав, взаимосвязь и взаиморасположение частей произведения. Применять такое определение к поэме Гоголя
а) композиция сюжета. Последний очень своеобразен. Дело в том, что сюжет в поэме явно не один. Покупка “мертвых душ”, “Повесть о капитане Копейкине”, притча о Кифе Мокиевиче и Мокии Кифовиче, предыстория Чичикова, судьбы беглых крестьян Плюшкина – все это
Они занимают большое место в поэме, но говорить о том, что какой-то сюжет главный, а какой-то второстепенный, не приходится. Для Гоголя все сюжеты, даже самые маленькие, одинаково важны, т.к. все они являются частицами русской жизни;
б) композиция системы персонажей. В поэме все время появляются персонажи, вообще не связанные ни с каким из сюжетов, т.е. композиция системы персонажей тоже очень своеобразна. Главные, второстепенные, эпизодические персонажи отличаются только по объему отведенного им текста, но не по авторскому интересу и вниманию к ним.
Многие персонажи никак не влияют на ход сюжета, ме помогают раскрыть характеры героев; они просто существую! в поэме сами по себе. Таковы, например, поручик из Рязани, который “заказал уже четыре пары и постоянно примеривал пятую” (седьмая глава), уездный чиновник, идущий по дороге домой, и вся его родня (шестая глава), мужики, рассуждающие о колесе (первая глава)… Всех упомянуть невозможно просто потому, что их бесконечное множество.
Более того, в персонажах, которых часто называют главными, “существует” не один человек. Так, Чичиков предстает то как “подлец”, то как “преприятнейший человек”, то как просто “приобретатель”. О Собакевиче Гоголь рассуждает не только как о помещике, но и как о человеке, “попробовавшем слегка верхушки какой-нибудь науки”. Даже в таком, казалось бы, несложном персонаже, как Коробочка, скрыто целых три человека;
в) композиция мира вещей тоже совершенно уникальна. Вещи не просто служат для характеристики героев, они могут существовать (и существуют) в поэме совершенно отдельно от людей. Например, портрет Багратиона в доме Собакевича, шарманка Ноздрева никак не характеризуют своих хозяев.
Огромное место занимают описания вещей в доме Плюшкина, накрытого стола у полицмейстера (седьмая глава), непрерывной трапезы “господина средней руки” (четвертая глава). Следуя логике развития сюжета, без них можно было бы обойтись. Но Гоголю важна не динамика действия (что дальше случится), а вещи, мир (!) вещей сам по себе. И он не может пройти мимо любых, даже самых незначительных, явлений русской жизни;
г) авторские отступления. Важнейшей особенностью композиции поэмы является сочетание сюжетных и внесюжетных элементов (Ср.: план на тему “Особенности композиции романа “Евгений Онегин”). Может быть, сюжет понадобился Гоголю лишь для того, чтобы поминутно уходить в сторону.
Именно поэтому авторские отступления, которые относятся к внесюжетным элементам произведения, занимают в композиции поэмы такое большое место.
Они не всегда оторваны от сюжета. Например, после возвышенных авторских размышлений о юности следует описание деревни Плюшкина, где беспощадная старость уничтожила все человеческое. Тем самым создается резкий контраст между авторским идеалом и действительностью (шестая глава).
Однако большинство авторских отступлений не подчиняется классическим принципам композиции. Некоторые из них лишь формально связаны с сюжетом, например рассуждение о толстых и тонких (первая глава), притча о Кифе Мокиевиче и Мокии Кифовиче (одиннадцатая глава), рассказ о желудке “господина средней руки” (четвертая глава), рассуждения о дамах губернского города (восьмая глава). На самом же деле все эти авторские отступления существуют сами по себе, в них рассказываются свои истории, не двигающие сюжет и объясняющие не характеры героев, а русскую жизнь в целом.
Другие отступления вообще не связаны с сюжетом, например авторские отступления о двух типах писателей (седьмая глава).
III. Заключение
Композиция поэмы построена так, что каждый сюжет, каждое отступление могло бы стать небольшим отдельным рассказом. Из таких маленьких кусочков Гоголю удалось, как в мозаике, собрать всеохватывающую картину русской жизни первой половины XIX века.