План сочинения: “Новый человек” в изображении Чернышевского и Тургенева
“Новый человек” в изображении Н.Г. Чернышевского и И. С. Тургенева
I. Вступление
1. Социально-политическая ситуация в России начала
60-х годов. Главная фигура эпохи – “новый человек”,
разночинец-демократ.
2. Тургенев и Чернышевский – первые русские писатели, которые изобразили этот тип достаточно полно, дали ему свое истолкование и оценку.
II. Главная часть
1. Общее в характерах Базарова и героев “Что делать?”:
а) социальное положение и происхождение;
б) необходимость добиваться всего своими силами,
в) характеры сильные, имеющие твердые убеждения, закаленные в жизненных испытаниях, способные не только говорить речи, но и делать дело;
г) материалистические взгляды, образование, профессия.
Все эти признаки принципиально отличают “новых людей” от “старых” – дворян-либералов, главным образом.
2. Различия в образах героев Чернышевского и Тургенева возникают прежде всего потому, что Тургенев смотрел на раз- ночинца-демократа
а) у Тургенева Базаров – “нигилист”, отвергающий все нравственные принципы, отрицающий искусство и эстетическое значение природы, проповедующий культ “пользы”, часто циничный по отношению к женщине, и полагающий, что все возвышенные чувства – “романтизм”, “вздор”. Герои Чернышевского – обыкновенные нормальные люди, которым не чуждо ничто человеческое, они не отвергают нравственности, культуры, художественных традиций и т.п. Они безусловно порядочны, а часто и благородны;
б) существенная черта тургеневского Базарова – гордыня, эгоизм, огромное самолюбие. Он показан в одиночестве, без настоящих друзей и соратников. “Новые люди” Чернышевского – “разумные эгоисты”, они видят свою “выгоду” прежде всего в счастье окружающих людей. Чернышевский говорит, что “новых людей” уже немало и становится все больше. Он показывает, что их взаимоотношения строятся на единстве взглядов, убеждений, жизненных норм; на взаимопомощи, доброте, заботе;
в) Тургеневское отношение к Базарову двойственно: в нем сочетается уважение к силе характера и неприятие “нигилизма” как философии и жизненной позиции. Чернышевский относится к своим героям безусловно положительно: “Вы соль соли земли”.
III. Заключение
Дальнейшее развитие типа “нового человека” в русской жизни и литературе показало его неоднозначность, так что и Чернышевский, и Тургенев оказались в изображении и оценке этого типа правы каждый по-своему.
Related posts:
- План сочинения – Своеобразие композиции романа Чернышевского “Что делать?” Своеобразие композиции романа Н.Г. Чернышевского “Что делать?” I. Вступление Композиция – состав и организация элементов и частей художественного произведения. II. Главная часть 1. Соотношение сюжетных и внесюжетных элементов в романе Чернышевского своеобразно, но и те, и другие равно важны для понимания художественной идеи писателя: а) сюжет романа – история Веры Павловны. Ключевые моменты: жизнь в […]...
- “Русский человек на rendez vous” (Герой повести И. С. Тургенева “Ася” в оценке Н. Г. Чернышевского) “Русский человек на rendez vous” (Герой повести И. С. Тургенева “Ася” в оценке Н. Г. Чернышевского) Свою статью “Русский человек на rendez vous” Н. Г. Чернышевский начинает с описания впечатления, произведенного на него повестью И. С. Тургенева “Ася”. Он говорит, что на фоне преобладающих в то время рассказов делового, изобличительного рода, оставляющих в читателе тяжелое […]...
- План сочинения – Авторская позиция и способы ее выражения в романе Тургенева “Отцы и дети” Авторская позиция и способы ее выражения в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети” I. Вступление Авторская позиция – это отношение писателя к тому, что он изображает, и в особенности к персонажам произведения. II. Главная часть 1. В романе Тургенева действуют разные герои, и почти в каждом из них автору что-то нравится, а что-то нет. […]...
- План сочинения – Смысл заглавия романа Тургенева “Отцы и дети” Смысл заглавия романа И.С. Тургенева “Отцы и дети” I. Вступление Писатели нередко дают своим произведениям заглавии, содержащие в себе определенный художественный образ и указывающие на проблематику этого произведения (“Герой нашего времени”, “Мертвые души”, “Война и мир” и др.). К этому типу относится и заглавие романа Тургенева. (См. также Словарик, ст. Заглавие.) II. Главная часть 1. […]...
- План сочинения – Образ Веры Павловны и его роль в романе Чернышевского “Что делать?” Образ Веры Павловны и его роль в романе Н.Г. Чернышевского “Что делать?” I. Вступление Вера Павловна – главная героиня романа: именно ее биография последовательно прослеживается автором, именно с ее образом связаны важнейшие проблемы романа – свобода и равноправие женщин, новая мораль, устройство семейного быта, пути “приближения будущего”. II. Главная часть 1. Сюжет романа отражает духовный рост […]...
- ПОВЕСТЬ И. С. ТУРГЕНЕВА “АСЯ” И СТАТЬЯ Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО “РУССКИЙ ЧЕЛОВЕК НА RENDEZ VOUS” КЛАССИКА И. С. ТУРГЕНЕВ ПОВЕСТЬ И. С. ТУРГЕНЕВА “АСЯ” И СТАТЬЯ Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО “РУССКИЙ ЧЕЛОВЕК НА RENDEZ VOUS” Когда я перевернула последнюю страницу повести И. С. Тургенева “Ася”, у меня появилось ощущение, что я только что прочла стихотворение или услышала нежную мелодию. Все было так красиво: каменные стены древнего города, серебряный ночной Рейн… Вообще-то […]...
- Новые люди у Тургенева, Чернышевского, Горького Русским писателям всегда было свойственно желание осмыслить Новые явления в жизни страны, умение видеть их гораздо раньше других людей. Новый человек понимался и Тургеневым, и Чернышевским, и Горьким как реформатор, пытающийся изменить, исправить мир. Тургенев показал такой тип людей эпохи 60-х годов XIX века. Это нигилист Евгений Базаров, герой романа ” Отцы и дети“. Суть […]...
- Повесть Тургенева “Ася” и статья Чернышевского “Русский человек на rendezvous” Когда я перевернула последнюю страницу повести И. С. Тургенева “Ася”, у меня появилось ощущение, что я только что прочла стихотворение или услышала нежную мелодию. Все было так красиво: каменные стены древнего города, серебряный ночной Рейн… Вообще-то нет смысла пересказывать своими словами тургеневские пейзажи. Для меня “Ася” – это “тонкий запах смолы по лесам, крик и […]...
- План сочинения: Пейзаж в романах Пушкина “Евгений Онегин” и Тургенева “Отцы и дети” Пейзаж в романах А.С. Пушкина “Евгений Онегин” и И.С. Тургенева “Отцы и дети” I. Вступление Пушкин и Тургенев являются мастерами пейзажа в русской литературе XIX века. Пейзаж играет важную роль в романах “Евгений Онегин” и “Отцы и дети”, выполняя несколько функций. II. Главная часть 1. Пейзаж и его роль в романе “Евгений Онегин”: а) воссоздавая […]...
- ИЗОБРАЖЕНИЕ “НОВЫХ ЛЮДЕЙ” В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ И. С. ТУРГЕНЕВА И Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО Практически всех крупных русских писа- телей волновала судьба передового человека своего времени, Эта тема нашла свое отра- жение в романе Тургенева “Отцы и дети” и в романе Чернышевского “Что делать?”. Глав- ные герои этих произведений представляют новый тип передовой молодежи. По социальному происхождению Базаров, Лопухов, Кирсанов, Вера Павловна – типич- ные разночинцы. Все они с […]...
- Образы разночинцев в романе И. С. Тургенева “Отцы и Дети” и в романе Н. Г. Чернышевского “Что делать?” Образы разночинцев в романе И. С. Тургенева “Отцы и Дети” и в романе Н. Г. Чернышевского “Что делать?”. И. С. Тургенев и Н. Г. Чернышевский писатели второй половины XIX века. Оба автора занимались общественно-политической деятельностью, были сотрудниками журналов “Современник” и “Отечественные записки”. Н. Г. Чернышевский был идейным вождем, противником крепостного права. В своих произведениях писатели […]...
- План сочинения – Пошлость и мещанство в понимании и изображении Чехова Пошлость и мещанство в понимании и изображении А.П. Чехова I. Вступление “Его врагом была пошлость…” (М. Горький). Пошлость, мещанство, обывательщина – это, в понимании Чехова, отсутствие духовных интересов, равнодушие, нравственная деградация, застой, эгоизм. II. Главная часть 1. Ценности, важные для обывателя. Это прежде всего спокойное существование. Достигнув своего, обыватель больше ни к чему не стремится, […]...
- Смысл заглавия романа И. С. Тургенева Отцы и дети Смысл заглавия романа И. С. Тургенева “Отцы и дети” I. “Отцы и дети” – первый в русской литературе идеологический роман, роман-диалог о социальных перспективах России. 1. Художественная и нравственная прозорливость Тургенева. 2. “Честь нашей литературы” (Н. Г. Чернышевский). II. Роман о торжестве демократа над аристократами. 1. Сюжет романа как цепь столкновений нигилиста Базарова с “отцами”. […]...
- Базаров и герои Чернышевского Романы “Отцы и дети” Тургенева и “Что делать?” Чернышевского были написаны почти в одно время. “Отцы и дети” в 1861 году, а “Что делать?” в 1862 году. Эта эпоха подъема разночинского движения, период действия. 60-е годы XIX века, после поражения в Крымской войне и николаевских репрессий, были для России кризисными и, можно сказать, почти революционными. […]...
- Рахметов как “особенный человек” в романе Н. Г. Чернышевского “Что делать?” Примечательно, что для Н. Г. Чернышевского наверно, больше, чем для любого другого русского писателя XIX столетия, было характерно единство художественного творчества и мировоззрения. Мне кажется, что именно в этом своеобразии сила и слабость этого писателя. Чернышевский относится к ряду тех художников, у которых по словам Белинского, не “ум ушел в талант”, а, “талант ушел в […]...
- План сочинения – Русский человек в произведениях Лескова Русский человек в произведениях Н.С. Лескова I. Вступление Проблема русского национального характера была весьма актуальна в середине XIX века. Ее ставили и пытались решить такие писатели, как Достоевский, Л. Толстой, Салтыков- Щедрин и др. У Лескова был свой подход к этой проблеме. II. Главная часть 1. Лесков видел наиболее яркое проявление русского национального характера в […]...
- План сочинения – Человек и природа в творчестве Лермонтова Человек и природа в творчестве М.Ю. Лермонтова I. Вступление Нет, наверное, ни одного поэта, которым не обращался бы в своих стихотворениях к образам природы. Однако каждый поэт понимает природу и взаимоотношения ee с человеком по- своему. Лермонтов в этом отношении очень своеобразен. Дли него характерно, во-первых, противопоставление природы человеку, а во-вторых, уподобление природы человеку – […]...
- Базаров – “новый человек” эпохи 60-х годов XIX века Роман Тургенева “Отцы и дети” отразил в себе борьбу двух социально-политических лагерей, сложившихся в России к 60-м годам XIX века. Писатель показал конфликт эпохи и поставил ряд актуальных проблем, в частности, вопрос о характере и роли “нового человека” – деятеля в период назревания революционной ситуации в России 60-х годов. В романе воссоздана эпоха, которая предшествовала […]...
- Достойные сыны Отечества (По произведениям И. С. Тургенева “Отцы и дети”, Л. Н. Толстого “Война и мир”, Н. Г. Чернышевского “Что делать?”, М. А. Шолохова “Поднятая целина”) 1. “Новые люди” в произведениях русских писателей. 2. Нигилист Базаров, ошибающийся и признающий свои ошибки. 3. Революционер Рахметов, не имеющий права на слабости. 4. Пьер Безухов и Андрей Болконский – люди, необходимые России. 5. Партиец Денис Давыдов – строитель коммунизма. В Книгу Памяти российского государства внесено много имен славных сынов своего отечества, искренне любящих свою […]...
- Публичность в романе Н. Г. Чернышевского “Что делать?” Чернышевский, заключенный в Петропавловскую крепость, ставший жертвой царского произвола, не пал духом. В крепости им был задуман и написан ряд книг, в том числе и знаменитый роман “Что делать?”, который стал программой действия для нескольких поколений революционеров. Роман был начат в декабре 1862 года и закончен через 4 месяца. Герои романа – творцы новых отношений […]...
- Образы разночинцев в романах Тургенева и Чернышевского И. С. Тургенев и Н. Г. Чернышевский писатели второй половины XIX века. Оба автора занимались общественно-политической деятельностью, были сотрудниками журналов “Современник” и “Отечественные записки”. Н. Г. Чернышевский был идейным вождем, противником крепостного права. В своих произведениях писатели выступили за освобождение народа. Главным героями этих двух романов являются Е. Базаров и Рахметов – революционеры-разночинцы. Нужно отметить, […]...
- “Человек не может быть доволен собой полностью, ежели он только разрушает и ничего не строит” (по роману И. С. Тургенева “Отцы и дети”) Роман Тургенева “Отцы и дети” показывает нам картину русского общества 60-х годов 19 века. Общество разбито на два больших лагеря – “отцов” и “детей”. Господин Писарев в своей статье “Базаров” считает главным персонажем и основным звеном романа представителя лагеря детей Евгения Базарова. Вокруг него, по мнению критика, “крутится” все действие, все остальные герои. Безусловно, с […]...
- ПУБЛИЦИСТИЧНОСТЬ В РОМАНЕ Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО “ЧТО ДЕЛАТЬ?” Чернышевский, заключенный в Петро- павловскую крепость, ставший жертвой цар- ского произвола, не пал духом. В крепости им был задуман и написан ряд книг, в том числе и знаменитый роман “Что делать?”, который стал программой действия для не- скольких поколений революционеров. Роман был начат в декабре 1862 года и закончен че- рез 4 месяца. Герои романа […]...
- “Русский человек на рандеву” Чернышевского в кратком содержании “Русский человек на rendez-vous” относится к публицистике и имеет подзаголовок “Размышления по прочтении повести г. Тургенева “Ася”. При этом в статье Чернышевский дает более широкую картину, связанную с современным ему русским обществом, а именно – с образом “положительного героя” повестей и романов, который в ряде ситуаций проявляет неожиданные отрицательные свойства характера. Прежде всего, эти черты […]...
- Какова главная идея “Записок охотника” И. С. Тургенева? Главная мысль “Записок охотника” И. С. Тургенева – моральное превосходство закрепощенного крестьянства над помещиками. Какова функция природы в “Записках охотника” И. С. Тургенева? Природа в “Записках охотника” И. С. Тургенева выступает в нескольких функциях: поэтизация России, изображение красоты ее; отражение психологического состояния человека; подготовка читателя к восприятию событий и героев, создание атмосферы рассказа. В чем […]...
- “Особенный человек” в романе Чернышевского “Что делать?” Образами положительных героев романа “Что делать?” Чернышевский попытался ответить на злободневный вопрос 60-х годов XIX столетия в России: что делать для того, чтобы освободить страну от державно-крепостнического гнета? Нужна революция с участием самого народа, которую возглавят такие испытанные руководители, каким является один из главных героев книги Рахметов. Рахметов по происхождению потомственный дворянин, формирование взглядов на […]...
- Новый герой русской литературы XIX века (по роману И. Тургенева “Отцы и дети”) “Отцы” и “дети” у Тургенева – это именно дворяне и разночинцы, их непримиримые противоречия отразились в его романе с такой ясностью и отчетливостью, были изображены с такой художественной силой, что само произведение стало явлением не только литературной, но и общественной жизни. Не было тогда в русском обществе человека, который бы отнесся равнодушно к роману и […]...
- О повести И. С. Тургенева “Ася” Иван Сергеевич Тургенев обладал способностью ясно видеть и глубоко анализировать противоречия той психологии и той системы взглядов, которая была близка ему самому, а именно – либеральной. Эти качества Тургенева – художника и психолога – проявились в повести “Ася”, которая была напечатана в первом номере “Современника” за 1858 год. Тургенев говорил, что писал эту вещь “горячо, […]...
- Биография Чернышевского Николая Гавриловича Выдающийся русский публицист, литературный критик, писатель, один из родоначальников народнического движения в России. Работал в прогрессивно-демократическом журнале “Современник”, был одним из его руководителей. В области литературной критики развивал идеи Белинского. Чернышевского считают одним из идейных вдохновителей революционно-демократического движения в 60-х годах XIX века. Арестован в 1862 году по обвинению в антигосударственной деятельности, заключен в Петропавловскую […]...
- Природа в изображении И. С. Тургенева и И. А. Бунина Тургенев и Бунин относятся к разным поколениям одной эпохи. Отцы и дети. Отцы застали расцвет того, что дети могут только припоминать: “Склад средней дворянской жизни еще и на моей памяти, – очень недавно…”, “Крепостного права я не знал и не видел, но, помню…”, “Запах антоновских яблок исчезает из помещичьих усадеб. Эти дни были так недавно, […]...
- Творческое сочинение: Роман Чернышевского “Что делать” Сочинение на тему : Эволюция замысла. Проблема жанра. Появление на страницах “Современника” романа Чернышевского, находившегося тогда в Петропавловской крепости, было событием громадной важности как в плане общественно-политическом, так и литературном. На всю Россию прозвучало пламенное слово писателя, призывавшего к борьбе за будущее социалистическое общество, за новую жизнь, построенную на началах разума, за подлинно человеческие взаимоотношения […]...
- Картины природы в рассказе И. С. Тургенева “Бежин луг” (План) Место и значение пейзажа в рассказе. (Описанию природы в рассказе Тургенева отводится много места; природа здесь – одно из действующих лиц, и это отмечено названием рассказа. “Бежин луг” начинается и заканчивается описанием природы, и центральная его часть – рассказы мальчиков – тоже изображена на фоне описания летней ночи.) Прекрасный июльский день. (В начале рассказа Тургенев […]...
- “Особенный человек” Рахметов в романе Николая Чернышевского “Что делать?” Сидя в одиночной камере Алексеевского равелина Петропавловской крепости, в промежутках между допросами и голодовками Н. Г. Чернышевский написал свое программное произведение “Что делать?”. Этот роман произвел эффект разорвавшейся бомбы в политической жизни России и одновременно стал новым словом в русской литературе по форме и содержанию. Н. Г. Чернышевский первым в русской, литературе создал образ революционера-практика, […]...
- Конфликт “Отцов и детей” в изображении И. С. Тургенева Русская классическая литература всегда стремилась проверять устойчивость и прочность социальных устоев общества. В романе “Отцы и дети” И. С. Тургенев ярко изобразил основной конфликт: споры “отцов”, представителей старой, уходящей дворянской культуры, и “детей”, носителей новых, демократических идей. Начиная произведение с изображения семейного конфликта между отцом и сыном Кирсановыми, писатель идет дальше, к столкновениям общественного характера. […]...
- План сочинения на тему: Два Евгения (Онегин и Базаров) Два Евгения (Онегин и Базаров) I. Вступление Этих героев очень трудно сравнивать, т.к. они принадлежат и к разным сословиям, и к разным эпохам развития русского общества. Их убеждения также различаются. Однако и у них есть кое-что общее. IL Главная часть 1. Начать следует с различий, т.к. они лежат на поверхности и их легче определить: а) […]...
- ОБЩЕСТВО БУДУЩЕГО В РОМАНЕ Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО “ЧТО ДЕЛАТЬ?” И НАША СОВРЕМЕННОСТЬ Чернышевский был настоящим революционером, борцом за счастье народа. Он верил в революционный переворот, после которого, по его мнению, могла измениться жизнь народа к лучшему. И именно этой верой в революцию и в светлое будущее народа проникнуто его произведение – роман “Что делать?”, который был написан им в тюрьме. В романе Чернышевский показал разрушение старого мира […]...
- Пример сочинения: “Отцы” и “дети” в одноименном романе И. С. Тургенева Проблема отсутствия взаимопонимания между представителями различных поколений является древней, как мир. “Отцы” осуждают, критикуют и не понимают собственных “детей”. А те, в свою очередь, пытаются любой ценой отстоять собственные позиции, начисто отвергая все положительное, что было накоплено предыдущим поколением. Данная проблема в той или иной степени затрагивалась разными писателями. В моем сочинении речь пойдет о […]...
- Будущее светло и прекрасно (по роману Н. Г. Чернышевского “Что делать?”) … Где нет свободы, Там нет счастья. Роман “Что делать?” написан в 1863 году. Роман создавался в крайне тяжелых условиях. В это время Чернышевский сидел в тюрьме под строгим надзором полиции. Однако это не помешало ему создать произведение. В романе Чернышевский рисует карти отжившего свой век и мешающего развитию общества; настоящего, то есть окружавшую его […]...
- Теория “разумного эгоизма” в романе Г. Н. Чернышевского “Что делать?” Каждый из нас стремится к счастью. Но счастье может быть разным. “Личное счастье” было провозглашено “альфой и омегой” человеческой жизни, пределом желаний, венцом стремлений. “Личное счастье”! О чем же еще можно мечтать? К чему стремиться! Чернышевский считал, что человек не может быть счастлив “сам с собой”. Только в общении с людьми может он быть действительно […]...
- Сочинение по роману Чернышевского Н. Г. “Что делать?”;. Часть 1 Роман Н. Г. Чернышевского “Что делать?” был написан в Алексеевском равелине в период с 14 декабря 1862 по 4 апреля 1863 года и опубликован в мартовском, апрельском и майском номерах журнала “Современник” за 1863 год. Реакционные издания “Северная пчела”, “Московские ведомости”, “Домашняя беседа”, славянофильский “День” обрушились на роман с разгромной критической кампанией. Когда на роман […]...