План сочинения на тему: “Нравственность есть правда”
“Нравственность есть правда” (В. Шукшин)
I. Вступление
Проблемы нравственности – это проблемы добра и зла, личности и общества, свободы и ответственности.
II. Главная часть
Нравственный потенциал русской классической литературы. Утверждение в русской классике таких нравственных ценностей, как совесть, справедливость, добро, сострадание (Пушкин, Достоевский, Чехов и др.). “Нет величия там, где нет простоты, добра и правды” (Л. Толстой).
Что такое правда?
а) “трусость – самый страшный порок” (М. Булгаков “Мастер и Маргарита”);
б) “правда” в произведениях В. Шукшина. Человечность и ее отсутствие :- основная нравственная проблема писателя (“Чудик”, “Волки”, “Как умирал старик”, “Срезал”, “Микроскоп” и др. рассказы);
в) правда и ложь в характере Зилова (пьеса А. Вампилова “Утиная охота”). Постоянная жизнь по законам неправды,
г) ложь, демагогия, расхождение слова и дела – причины “коррозии совести” (Ф. Искандер, В. Распутин, А. Рыбаков).
III. Заключение
Отечественная литература XX века продолжает классическую традицию утверждения нравственной правды.
Related posts:
- “Нравственность – есть правда” (По рассказу В. М. Шукшина “Чудик”) Творчество писателя, кинорежиссера и актера В. М. Шукшина привлекает внимание остротой постановки извечной проблемы о смысле жизни, о непреходящих духовных ценностях человека – его нравственных идеалах, чести, долге, совести. В его произведениях одно из ведущих мест занимают судьбы людей необычных, со сложными характерами, так называемых “чудиков”, стремящихся постичь движения собственной души, смысл жизни. Таков главный […]...
- “НРАВСТВЕННОСТЬ – ЕСТЬ ПРАВДА” Творчество писателя, кинорежиссера и актера В. М. Шукшина привлекает внимание остротой постановки извечной проблемы о смысле жизни, о непреходящих духовных ценностях человека – его нравственных идеалах, чести, долге, совести. В его произ- ведениях одно из ведущих мест занимают судьбы людей необычных, со сложными ха- рактерами – “чудиков”, как он их называет, стремящихся постичь движения собственной […]...
- “Нравственность есть Правда” Шукшин В своей статье “Нравственность есть Правда” Шукшин писал: “Нравственным или безнравственным может быть искусство, а не герои… Честное, мужественное искусство пе задается целью указывать пальцем: что нравственно, а что безнравственно, оно имеет дело с человеком “в целом” и хочет совершенствовать его, человека, тем, что говорит ему правду о нем”. В этих словах – не только […]...
- План сочинения: “Что есть красота?..” (По лирике Н. А. Заболоцкого) “Что есть красота?..” (По лирике Н. А. Заболоцкого) Заболоцкий начал с утверждения своих идеалов путем отрицания и неприятия антипода красоты – пошлости. Собственный же эстетический идеал, идеал красоты, поэт выстрадал всей своей жизнью, судьбой, всем своим творчеством. Поэт терпеливо и страстно искал его: а) в мире природы найти его оказалось совсем непросто: ведь Заболоцкий видел […]...
- План сочинения на тему – Раскольников как трагический характер Раскольников как трагический характер I. Вступление Под трагическим в литературе понимается неразрешимое противоречие, чаще всего внутреннее, психологическое. Раскольников – трагический характер. II. Главная часть 1. В чем трагедия Раскольникова? Можно сказать, что основное противоречие в личности Раскольникова – это противоречие добра и зла. Человечность натуры постоянно борется в нем с бесчеловечностью его головной теории. С […]...
- План сочинения на тему: Проблема воспитания в романе Пушкина “Евгений Онегин” Проблема воспитания в романе А.С. Пушкина “Евгений Онегин” I. Вступление Главная проблема (см. Словарик) пушкинского романа – состояние и судьбы русской национальной культуры начала XIX века. Воспитание – основа формирования культуры, отсюда важность этой проблемы в романе. Воспитание в широком смысле слова – формирование личности. II. Главная часть 1. Дело целенаправленного национального воспитания и образования […]...
- План сочинения на тему: Образы русских мастеров в произведениях Гоголя и Лескова Образы русских мастеровых людей в произведениях Гоголя и Лескова I. Вступление Образы русских мастеров занимают существенное место в поэме Гоголя “Мертвые души” и в сказе Лескова “Левша”, что обусловлено стремлением воссоздать русский национальный характер, в котором, с точки зрения писателей, талантливость, мастерство, искусность являются ведущими чертами. II. Главная часть 1.Крепостные крестьяне как мастера своего дела […]...
- План сочинения на тему: “Маленькие” люди Башмачкин и Червяков “Маленькие” люди Башмачкин и Червяков I. Вступление Гоголь и Чехов – продолжатели темы “маленького человека” в русской литературе XIX века. В то же время каждый из них глубоко индивидуален в трактовке образа “маленького человека”. II. Главная часть Своеобразие гоголевского понимания образа “маленького человека” заключается в полемике с романтической традицией изображения героя: а) Гоголь делает героем повести […]...
- Нужна ли человеку правда? (по пьесе М. Горького “На дне”) Я прочитал пьесу М. Горького “На дне” и выделил основную проблему этого произведения. Это проблема истинного и ложного гуманизма. В пьесе идет спор о том, что лучше: правда, какая она есть на самом деле, или жалость, сострадание и ложь. В этом вопросе автор на стороне Сатина, сторонника горькой правды. Я согласен с такой позицией. Во […]...
- Сочинение на тему: Правда о человеке в пьесе “На дне” В пьесе показаны “униженные и оскорбленные”, выброшенные на дно жизни. Каждый из них имеет свою биографию, свою историю, свою мечту. Эти в прошлом достойные люди – жертвы царящих в обществе условий, где никому нет дела до другого, где действуют волчьи законы. Судьба каждого из них трагична, так как подняться со дна ни спившийся актер, ни […]...
- План сочинения на тему: Поэт, Бог, природа в лирике Пушкина и Лермонтова Поэт, Бог, природа в лирике А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова I. Вступление Отношения поэта с Богом и природой всегда волновали как Пушкина, так и Лермонтова, и находили выражение в их лирике. Это триединство воссоздано в стихотворениях, отражающих тему поэта и поэзии, и отчасти в пейзажной лирике. В решении этой темы, как и в некоторых других, […]...
- План сочинения на тему: Два Евгения (Онегин и Базаров) Два Евгения (Онегин и Базаров) I. Вступление Этих героев очень трудно сравнивать, т.к. они принадлежат и к разным сословиям, и к разным эпохам развития русского общества. Их убеждения также различаются. Однако и у них есть кое-что общее. IL Главная часть 1. Начать следует с различий, т.к. они лежат на поверхности и их легче определить: а) […]...
- План сочинения: Барин и мужик в произведениях Толстого и Салтыкова-Щедрина Барин и мужик в произведениях Л.Н. Толстого и М.Е. Салтыкова-Щедрина. I. Вступление Взаимоотношения барина и мужика всегда интересовали русских писателей, но после реформы 1861 года эта тема приобрела особую актуальность. II. Главная часть 1. У Толстого и у Салтыкова-Щедрина показан конфликт между барином и мужиком, объективно складывающиеся противоречия между дворянином и крестьянином. Для Толстого это […]...
- “В Толстом сильно сознание того, что правда всегда торжествует над силой, что нравственная правда всегда сильнее грубой силы” Критерии правды и добра, любви к ближнему, красоты человеческих душ всегда волновали Л. Н. Толстого. Его герои могут заблуждаться и раскаиваться, идти сложным путем осознания собственных ошибок, но сознание своей нравственной правоты – это то, к чему обычно приходят лучшие из них, поднимающиеся до подлинных высот человеческого духа. Такие герои не всегда поняты и приняты […]...
- План сочинения на тему: Печорин и Раскольников – герои философского поиска Печорин и Раскольников – герои философского поиска I. Вступление Печорин и Раскольников относятся к разным эпохам и сословиям (представитель петербургского света, аристократ и разночинец), и, казалось бы, ничто их не сближает. Но у них есть и много общего. Обоих можно назвать героями философского поиска. II. Главная часть 1. Оба героя молоды, и у обоих очень […]...
- Правда или сострадание? (По пьесе М. Горького “На дне”) Однозначного ответа на этот вопрос не возможно дать. Ведь для каждого есть своя правда. И очень сложно разобрать в пьесе что есть правда, а что есть ложь. Ведь правда есть – истинное, правильное, единое, рушащие, что-то тяжелое, в особенности в сложившейся ситуации. Сострадание – это туман, что-то далекое, не понятное, как сожаление, соболезнование, иллюзия, сопереживание. […]...
- План сочинения – Образ Веры Павловны и его роль в романе Чернышевского “Что делать?” Образ Веры Павловны и его роль в романе Н.Г. Чернышевского “Что делать?” I. Вступление Вера Павловна – главная героиня романа: именно ее биография последовательно прослеживается автором, именно с ее образом связаны важнейшие проблемы романа – свобода и равноправие женщин, новая мораль, устройство семейного быта, пути “приближения будущего”. II. Главная часть 1. Сюжет романа отражает духовный рост […]...
- План сочинения – Самоубийство Катерины – поражение или победа? (по пьесе Островского “Гроза”) Самоубийство Катерины – поражение или победа? (по пьесе А.Н. Островского “Гроза”) I. Вступление Катерина – сложный характер, поставленный в сложные и не совсем обычные обстоятельства, поэтому трудно дать однозначный ответ на предложенный вопрос. II. Главная часть 1. Характер и натура Катерины. Для нее характерны свободолюбие, искренность, нравственная сила и решимость, а также глубокая религиозность. 2. Ситуация, […]...
- План сочинения – Поэма Лермонтова “Мцыри” как романтическое произведение Поэма М.Ю. Лермонтова “Мцыри” как романтическое произведение I. Вступление Характеристика романтизма и его важнейших свойств: исключительный герой, зачастую загадочный; необыкновенная судьба, особые обстоятельства, возвышенные мотивы поступков; часто – трагическая обреченность; яркость и красочность стиля и т.п. (Подробнее о романтизме см. Словарик.) II. Главная часть Черты романтизма в поэме “Мцыри”: а) и характер, и судьба Мцыри […]...
- “Правда” Сони и “правда” Раскольникова (по роману Достоевского “Преступление и наказание”) “Правда” Сони и “правда” Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”) I. Вступление Соня и Раскольников – герои, у которых много общего: оба они грешники (“убийца и блудница”), оба по натуре своей добры, оба остро и болезненно воспринимают зло и несправедливость окружающей жизни, они понимают друг друга сердцем и сострадают друг другу. Не случайно […]...
- Нужна ли человеку правда? Сегодня довольно часто можно услышать такое словосочетание как “ложь во благо”. Оно означает, что мы хотим отгородить человека от правды, которая может причинить ему вред. Таких случаев очень много. Мы сами часто выбираем молчание и не желаем открыто во всем признаться. Я считаю, что, какой бы правда ни была, ее нужно говорить. Ее наличие в […]...
- План сочинения: Наполеоновская тема в творчестве русских писателей XIX века Наполеоновская тема в творчестве русских писателей XIX века. Вступление Наполеон Бонапарт – одна из самых крупных и примечательных исторических фигур XIX века. О нем вели (и продолжают вести) жаркие споры историки, политики, философы В произведениях русских писателей фигура Наполеона получила свое оригинальное освещение. II. Главная часть Русская литература первой половины XIX века обращалась к образу […]...
- План сочинения – Тема поэта и поэзии в творчестве В. В. Маяковского Тема поэта и поэзии в творчестве В.В. Маяковского I. Вступление Традиционность этой темы для русской поэзии. Представление о поэте у Пушкина (“пророк”, “сам свой высший суд”), Лермонтова (не понятый толпой, одинокий и гордый), Некрасова (гражданин). II. Главная часть 1. Своеобразие постановки проблемы Маяковским. Он первый заговорил “о месте поэта в рабочем строю”, подчеркивая, что поэзия […]...
- План сочинения – Пошлость и мещанство в понимании и изображении Чехова Пошлость и мещанство в понимании и изображении А.П. Чехова I. Вступление “Его врагом была пошлость…” (М. Горький). Пошлость, мещанство, обывательщина – это, в понимании Чехова, отсутствие духовных интересов, равнодушие, нравственная деградация, застой, эгоизм. II. Главная часть 1. Ценности, важные для обывателя. Это прежде всего спокойное существование. Достигнув своего, обыватель больше ни к чему не стремится, […]...
- План сочинения – Народ и дворянство в романе Толстого “Война и мир” Народ и дворянство в романе Л.Н. Толстого “Война и мир” I. Вступление 1. Народ и дворянство – основные сословия в России первой половины XIX века, поэтому внимание к ним Толстого не случайно. 2. И народ и дворянство были неоднородны; в “Войне и мире” эта неоднородность отражена в полной мере. II. Главная часть 1. Образ народа […]...
- План сочинения: Онегин и Печорин: анализ образов Онегин и Печорин: анализ образов I. Вступление Сравнительная характеристика образов. Между героями романов Пушкина и Лермонтова много общего, но есть и существенные различия. II. Главная часть 1. Общее: а) происхождение и социальное положение. Оба героя – дворяне, люди достаточно обеспеченные, избавленные от необходимости трудиться. б) и Онегин и Печорин – незаурядные личности; по сравнению со […]...
- План сочинения: “Кролики и удавы” Ф. Искандера как философская сказка “Кролики и удавы” Ф. Искандера как философская сказка В сказке “Кролики и удавы” Искандер вскрыл механизм тоталитарной общественной системы, проанализировал ее действие на разных исторических и социальных уровнях. Автор воспроизводит структуру иерархического общества, основанного на лжи и демагогии. Мир удавов и кроликов – это мир “идеальной несвободы”. Способы, с помощью которых кроликов держат в подчинении, […]...
- План сочинения – Типы крестьян в поэме Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” Типы крестьян в поэме Н.А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” I. Вступление Главный герой поэмы Некрасова – крестьянин, мужик. Некрасова интересуют все стороны жизни крестьянства: бытовой уклад, психология, идеалы и т.п. II. Главная часть 1. Крестьянство в поэме Некрасова не является безликой массой, оно в представлении автора неоднородно: а) крестьяне – правдоискатели и борцы. […]...
- План сочинения – Женские образы в романе Л. Н. Толстого “Война и мир” Женские образы в романе Л.Н. Толстого “Война и мир” I. Вступление В той всеохватной картине мира, которую нарисовал Толстой в своем романе, разумеется, нельзя было обойтись без женских характеров. В “Войне и мире” их довольно много, причем Толстой умеет индивидуализировать каждый образ, показать его неповторимую особенность. Основные женские персонажи, наиболее важные для раскрытия авторской позиции […]...
- План сочинения: Образ Софьи и ее роль в комедии Грибоедова “Горе от ума” Образ Софьи и его роль в комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума” I. Вступление Образ Софьи – один из наиболее сложных в комедии Грибоедова, он не поддается однозначной оценке, на что указывал еще Пушкин (“Софья очерчена неясно…”). II. Главная часть 1. Характер Софьи. Софья – девушка достаточно взрослая, неглупая и самостоятельная. Важно, что в комедии […]...
- “Есть – люди, а есть – и человеки…” (По пьесе М. Горького “На дне” Заметным явлением русской литературы начала XX века стала пьеса Горького “На дне”. Чем же объяснялся ее исключительный успех? Сильное впечатление на зрителя произвело сочетание предельно реалистического изображения людей, достигших последней степени убожества, отчаяния и бесправия, с прославлением Человека и его правды. Перед глазами публики впервые предстал невиданный до сих пор мир воров, босяков, шулеров, то […]...
- План сочинения на тему: Раздумья о пророческой роли поэта и его судьбе в лирике А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова Эпиграф: Мы рождены для вдохновенья, Для звуков сладких и молитв. А. С. Пушкин “поэт и толпа” Не встретит ответа Средь шума мирского Из пламя и света Рожденное слово. М. Ю. Лермонтов “есть речи значенье” План. I что без страданий жизнь поэта (строки из стихотворения Лермонтова “Я Жить хочу”) II Ты сам свой высший суд (строка […]...
- Сочинение на тему Что есть истинная честь, и что есть мнимая? Честь – слово трудное для понимания, но, тем не менее, каждый представляет что – то свое, слыша его. Честь есть истинная и мнимая, они обе отличаются друг от друга, но, тем не менее, нередко многие люди заблуждаются с их определением, когда встречаются в жизни. Истинная честь идет от души человека, она нравственная. Данный человек сам […]...
- План сочинения – Семейная тема в романе Л. Н. Толстого “Война и мир” Семейная тема в романе Л.Н. Толстого “Война и мир” I. Вступление Проблема семьи волновала Толстого всегда. В семье он видел начало общей, “роевой” жизни, противопоставленное индивидуализму. Следуя общему принципу композиции произведения – антитезе, – семьи в романе Толстой также противопоставляет. II. Главная часть 1. В романе “Война и мир” изображены несколько семей, и все они […]...
- План сочинения: Свободолюбивая лирика Пушкина Свободолюбивая лирика А.С. Пушкина I. Встутение Творчество Пушкина приходится на 20-е – 30-е годы XIX века, когда проблема свободы была чрезвычайно актуальной в русском обществе. II. Главная часть 1. В лирике Пушкина мы находим разные грани проблемы свободы. Важнейшие из них: свобода социально-политическая, свобода личности, свобода творчества. 2. В раннем творчестве Пушкина наиболее актуальной была […]...
- План сочинения на тему: Москва и Петербург в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин” Дополнительные темы сочинений “Люблю тебя, Петра творенье…” А. С. Пушкин ” Медный всадник “ “Москва… как много в этом звуке Для сердца русского слилось” А. С. Пушкин ” Евгений Онегин “ План. I пространственный мир романа. II Царство строгих правил благопристойного лицемера. образ Петербурга – Маскарад. А) хранить молчание в важном споре (1 гл, 5 […]...
- План сочинения – Смысл заглавия поэмы Гоголя “Мертвые души” Смысл заглавия поэмы Н.В. Гоголя “Мертвые души” I. Вступление Заглавие поэмы символично (см. Словарик, ст. Символ) и содержит множество значений. II. Главная часть Словосочетание “мертвые души” парадоксально, потому что душа бессмертна. Самое простое значение: “мертвыми душами” назывались крестьяне, числившиеся живыми по бумагам, но на самом деле уже умершие. В этом образе уже видна мертвенность канцелярской […]...
- Правда Евгения и правда Петра Последняя поэма Пушкина, одно из его самых совершенных поэтических произведений, – итог размышлений поэта о личности Петра 1, о русской истории и государстве и месте в нем человека. Вот почему в этом произведении так органично сочетается повествование о судьбе заурядного жителя Петербурга, пострадавшего во время наводнения – Евгения, и историко-философские размышления о личности и деятельности […]...
- План сочинения План к экзаменационному сочинению, как указывает Министерство образования в экзаменационных материалах (2010 г.), не является обязательным. План не обязательно записывать в чистовике. Тем не менее каждая работа пишется по определенному плану. Именно план придает произведению четкость, стройность, последовательность, полноту и совершенство. Опираясь на план, пишущий делит текст сочинения на абзацы. План может быть простым, сложным […]...
- План сочинения: Долг, честь и милосердие в романе Пушкина “Капитанская дочка” Долг, честь и милосердие в романе А.С. Пушкина “Капитанская дочка” I. Вступление Долг, честь и милосердие – безусловные нравственные ценности для Пушкина. Но иногда они вступают в противоречие друг с другом. II. Главная часть 1. Из главных героев романа лишь для Маши Мироновой нет противоречия между долгом, честью и милосердием. В любом ее поступке (отказ […]...