План сочинения: “Кролики и удавы” Ф. Искандера как философская сказка
“Кролики и удавы” Ф. Искандера как философская сказка
В сказке “Кролики и удавы” Искандер вскрыл механизм тоталитарной общественной системы, проанализировал ее действие на разных исторических и социальных уровнях. Автор воспроизводит структуру иерархического общества, основанного на лжи и демагогии. Мир удавов и кроликов – это мир “идеальной несвободы”. Способы, с помощью которых кроликов держат в подчинении, – это страх перед удавами и голословные обещания грядущего благосостояния, символом которого в сказке
В обществе отсутствует гласность. Король использует средства пропаганды в целях дезинформации. В этом мироустройстве Искандер умещает сразу несколько типов авторитарной власти: сталинистского (удавы), брежневского (Король и Королева кроликов, “Допущенные к столу” – идеологи кроличьего руководства). Искандер вскрывает многие общественные механизмы и пародирует их.
Так, например, Великий Питон не только жестокий диктатор, но и “отец родной”, мудрый наставник “молодых
- Сказочный тип условности в повести Искандера “Кролики и удавы” События происходят много лет назад в одной далекой африканской стране. Удавы без устали охотятся за кроликами, а обезьяны и слоны соблюдают нейтралитет. Несмотря на то что кролики обычно очень быстро бегают, при виде удавов они словно впадают в оцепенение. Удавы не душат кроликов, а как бы гипнотизируют их. Однажды юный удав задается вопросом, почему кролики […]...
- Краткое содержание Кролики и удавы в сокращении Фазиль Искандер (Литература XX века) История случается очень давно в одной из стран Африки. Там удавы ловят кроликов, а слоны с обезьянами соблюдают нейтралитет. Когда кролики видят удавов, они будто цепенеют, хотя в обычной жизни бегают с хорошей скоростью. Удавы не душат кроликов. Они их гипнотизируют, а затем проглатывают. У одного молодого удава возникает справедливый вопрос: почему кролики не бунтуют? […]...
- “Кролики и удавы” Искандера в кратком содержании События происходят много лет назад в одной далекой африканской стране. Удавы без устали охотятся за кроликами, а обезьяны и слоны соблюдают нейтралитет. Несмотря на то что кролики обычно очень быстро бегают, при виде удавов они словно впадают в оцепенение. Удавы не душат кроликов, а как бы гипнотизируют их. Однажды юный удав задается вопросом, почему кролики […]...
- Сочинение на тему: краткое содержание “Кролики и удавы” Ф. Искандер В “Кроликах и удавах” Ф. Искандер показал тоталитарную общественную систему, продемонстрировал механизм ее действия. Сказка представляет собой развернутую метафору социального строя, в котором три уровня иерархии: удавы во главе с Великим Питоном, заглатывающие кроликов; кролики; туземцы, которые выращивают овощи. Мир кроликов и удавов – это привычный, устоявшийся мир, основанный на безотчетном страхе одних перед другими, […]...
- Кролики и удавы Фазиль Абдулович Искандер Кролики и удавы Философская сказка (1982) События происходят много лет назад в одной далекой африканской стране. Удавы без устали охотятся за кроликами, а обезьяны и слоны соблюдают нейтралитет. Несмотря на то что кролики обычно очень быстро бегают, при виде удавов они словно впадают в оцепенение. Удавы не душат кроликов, а как бы […]...
- Кролики и удавы краткое содержание Искандер Ф. Кролики и удавы События происходят много лет назад в одной далекой африканской стране. Удавы без устали охотятся за кроликами, а обезьяны и слоны соблюдают нейтралитет. Несмотря на то что кролики обычно очень быстро бегают, при виде удавов они словно впадают в оцепенение. Удавы не душат кроликов, а как бы гипнотизируют их. Однажды юный […]...
- План сочинения: Черты художественного стиля произведений Искандера Черты художественного стиля произведений Ф. Искандера Русская литература характеризуется тем, что в ней, по словам Л. Толстого, “интерес подробностей чувств заменяет интерес самих событий”. Ф. Искандер пошел по этому пути дальше и последовательнее, чем многие современные русские писатели. У Искандера “интерес самих событий” до такой степени оттеснен, что само событие, предмет словно исчезают. Творческая манера […]...
- Биография Фазиля Искандера Краткая биография Фазиля Искандера Фазиль Абдулович Искандер – советско-российский писатель, прозаик и поэт, публицист и сценарист. Наиболее известные произведения – “Сандро из Чегема”, “Детство Чика”, “Созвездие Козлотура”, “Кролики и удавы”. Родился 6 марта 1929 года в городе Сухуми, Абхазия. Отец будущего писателя был иранцем, ранее владеющим кирпичным заводом. В 1938 году его депортировали из страны […]...
- Философская сказка Верешмарти “Чонгор и Тюнде” “Чонгор и Тюнде” – сказка с глубоким философским подтекстом, где сконденсировались приобретенные фольклором народный опыт, вековечная мудрость. Сами образы драмы-сказки – творческое переосмысление народнопоэтических пересказов и поверий (волшебная яблоня, которую посадила любимая девушка; страна фей, царство звезды; олицетворение сил зла – ведьма и чертята, которые стараются разрушить счастье влюбленных), а литературным источником для драмы стало […]...
- План сочинения – Своеобразие сатиры Салтыкова-Щедрина Своеобразие сатиры М.Е. Салтыкова-Щедрина I. Вступление Сатира как “уничтожение смехом” (подробнее см. Словарик). Своеобразие сатиры того или иного писателя определяется объектом сатиры и художественными средствами сатирического изображения. II. Главная часть 1. Объектом сатиры Салтыкова-Щедрина был весь уклад русской общественной жизни второй половины XIX века. Щедрин высмеивал не “пороки” человека вообще, а изъяны общественно-политической системы, социальную […]...
- Тематическое оценивание по теме “Философская сказка-притча “Маленький Принц” Антуана де Сент-экзюпери” Цель: осуществить контроль учебных достижений учеников; развивать навыки выполнения тестовых задач; воспитывать у учеников способность и навыки объективной самооценки и стремление к самосовершенствованию. Тип урока: урок контроля знаний, умений и навыков. Оборудование: тестовые задачи. Ход урока. І. Мотивация учебной деятельности учеников ІІ. Сообщение темы, цели, задач урока. ІІІ. Проверка знаний, умений учеников. І вариант. I […]...
- План сочинения: Пушкинская тема в цикле Цветаевой “Стихи к Пушкину” Пушкинская тема в цикле М. Цветаевой “Стихи к Пушкину” “…Поистине первой и неизменной любовью ее [М. Цветаевой] был Пушкин” (Б. Орлов). Основные мотивы и образы цикла: 1) активная позиция автора в борьбе с мещанством “пушкиньянцев”, превративших поэта в “монумент”, “мавзолей”, заклеймивших его “низостью двуединой золота и середины” – “Бич жандармов, бог студентов…”; 2) соотнесенность двух […]...
- План сочинения – Самодурство как социально-психологическое явление (по пьесе Островского “Гроза”) Самодурство как социально-психологическое явление (по пьесе А.Н. Островского “Гроза”) I. Вступление Основная тема творчества Островского – жизнь “средних слоев”: мещанства, чиновничества, купечества. Для этой среды и характерно социально-психологическое явление самодурство. II. Главная часть 1. Сущность самодурства – в неограниченной власти, невстречающей сопротивления и развращающей человека, имеющего эту власть. 2. В пьесе “Гроза” самодурство представлено в […]...
- План сочинения: Размышления о мироустройстве в лирике Мартынова Размышления о мироустройстве в лирике Л. Н. Мартынова 1. Мир поэзии Мартынова – это мир необычайных превращений, метаморфоз, мир невиданных прежде скоростей, который во многом противоречит логике здравого смысла. Поэта всегда занимали универсальность и целостность мировых событий, он обращался к проблемам бытия в больших масштабах. Перед взором поэта открывались, с одной стороны, огромная Вселенная, с […]...
- Сказка “Василиса Прекрасная” (План) Библейская легенда о Каине и Авеле. (Читая сказку “Василиса Прекрасная”, невольно вспоминаешь историю о Каине и Авеле. Зависть погубила Каина; он стал изгнанником и скитальцем.) Завистники Василисы Прекрасной. (Мачеха и ее дочери завидовали Василисе, мучили ее, хотели, чтобы она подурнела, почернела от работы.) Как выглядят сами мучители? (От злобы и зависти они худели и чернели.) […]...
- План сочинения Онегин как трагический герой Онегин как трагический герой I. Вступление Понятие трагического (см. Словарик). Важной разновидностью трагического является внутренний трагизм, потеря смысла жизни, жизненных идеалов. Именно этот тип трагического характерен для Онегина. II. Главная часть 1. “Хандра” – основной нравственный “недуг” Онегина, Ее причины: а) Онегин рано начал жить светской жизнью (см., в частности, эпиграф к первой главе), рано […]...
- План сочинения: Лирический герой поэзии Лермонтова Лирический герой поэзии М.Ю. Лермонтова I. Вступление Лирический герой – это образ поэта в его лирических произведениях. (Подробнее см. Словарик.) II. Главная часть 1. Лирический герой Лермонтова – типичный романтик. Поэтому в его лирике так сильны мотивы одиночества, непонятости, предчувствие трагического конца и т.п. 2. Лирический герой Лермонтова ощущает себя человеком необыкновенным, стоящим над толпой. […]...
- План сочинения на тему: “Маленькие” люди Башмачкин и Червяков “Маленькие” люди Башмачкин и Червяков I. Вступление Гоголь и Чехов – продолжатели темы “маленького человека” в русской литературе XIX века. В то же время каждый из них глубоко индивидуален в трактовке образа “маленького человека”. II. Главная часть Своеобразие гоголевского понимания образа “маленького человека” заключается в полемике с романтической традицией изображения героя: а) Гоголь делает героем повести […]...
- План сочинения – Своеобразие драматургии Чехова Своеобразие драматургии А.П. Чехова I. Вступление Чехов – драматург-новатор. По сравнению со своими предшественниками (Грибоедов, Гоголь, Островский и др.) он создал в русской литературе принципиально новую драматургию. II. Главная часть 1. Конфликт (см. Словарик) в пьесах Чехова. Предшественники Чехова в основном опирались на конфликт между отдельными персонажами или группами персонажей (Чацкий- Молчалин, Хлестаков – Городничий, […]...
- План сочинения: Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина Тема поэта и поэзии в творчестве А.С. Пушкина I. Вступление 1. Тема поэта и поэзии – традиционная в русской литературе. Ее начали разрабатывать еще поэты XVIII века – Кантемир, Ломоносов, Державин. В творчестве Пушкина эта тема получила дальнейшее развитие. II. Главная часть 1. В своем понимании поэзии Пушкин соединил представление о ней как о высоком […]...
- План сочинения: “Что есть красота?..” (По лирике Н. А. Заболоцкого) “Что есть красота?..” (По лирике Н. А. Заболоцкого) Заболоцкий начал с утверждения своих идеалов путем отрицания и неприятия антипода красоты – пошлости. Собственный же эстетический идеал, идеал красоты, поэт выстрадал всей своей жизнью, судьбой, всем своим творчеством. Поэт терпеливо и страстно искал его: а) в мире природы найти его оказалось совсем непросто: ведь Заболоцкий видел […]...
- План сочинения: Религиозные мотивы и образы в поэзии Заболоцкого Религиозные мотивы и образы в поэзии Заболоцкого Мысли о религии, о Боге едва ли не самые потаенные и сокровенные в поэзии Заболоцкого. Начало этим размышлениям положено уже в “Столбцах”. Религиозные мотивы выполняют в поэзии Заболоцкого несколько задач: а) библейские образы и ситуации, особенно в ранних произведениях, часто создают отдаленный фон вечности, на котором происходит поэтическое […]...
- План сочинения на тему: Поэт, Бог, природа в лирике Пушкина и Лермонтова Поэт, Бог, природа в лирике А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова I. Вступление Отношения поэта с Богом и природой всегда волновали как Пушкина, так и Лермонтова, и находили выражение в их лирике. Это триединство воссоздано в стихотворениях, отражающих тему поэта и поэзии, и отчасти в пейзажной лирике. В решении этой темы, как и в некоторых других, […]...
- План сочинения План к экзаменационному сочинению, как указывает Министерство образования в экзаменационных материалах (2010 г.), не является обязательным. План не обязательно записывать в чистовике. Тем не менее каждая работа пишется по определенному плану. Именно план придает произведению четкость, стройность, последовательность, полноту и совершенство. Опираясь на план, пишущий делит текст сочинения на абзацы. План может быть простым, сложным […]...
- План сочинения – Мастерство художественной детали в “Мертвых душах” Н. В. Гоголя Мастерство художественной детали в “Мертвых душах” Н.В. Гоголя I. Вступление Художественная деталь – это минимальная выразительная изобразительная подробность. Из деталей складываются образы людей, природы, жизненного уклада и т.п. (Подробнее см. Словарик.) II. Главная часть 1. Основная функция художественных деталей – создавать образ человека и одновременно показывать авторское отношение к тому или иному характеру: а) детали […]...
- План сочинения – Русский человек в произведениях Лескова Русский человек в произведениях Н.С. Лескова I. Вступление Проблема русского национального характера была весьма актуальна в середине XIX века. Ее ставили и пытались решить такие писатели, как Достоевский, Л. Толстой, Салтыков- Щедрин и др. У Лескова был свой подход к этой проблеме. II. Главная часть 1. Лесков видел наиболее яркое проявление русского национального характера в […]...
- План сочинения – Семейная тема в романе Л. Н. Толстого “Война и мир” Семейная тема в романе Л.Н. Толстого “Война и мир” I. Вступление Проблема семьи волновала Толстого всегда. В семье он видел начало общей, “роевой” жизни, противопоставленное индивидуализму. Следуя общему принципу композиции произведения – антитезе, – семьи в романе Толстой также противопоставляет. II. Главная часть 1. В романе “Война и мир” изображены несколько семей, и все они […]...
- План сочинения – Народ и дворянство в романе Толстого “Война и мир” Народ и дворянство в романе Л.Н. Толстого “Война и мир” I. Вступление 1. Народ и дворянство – основные сословия в России первой половины XIX века, поэтому внимание к ним Толстого не случайно. 2. И народ и дворянство были неоднородны; в “Войне и мире” эта неоднородность отражена в полной мере. II. Главная часть 1. Образ народа […]...
- План сочинения – Своеобразие композиции романа Чернышевского “Что делать?” Своеобразие композиции романа Н.Г. Чернышевского “Что делать?” I. Вступление Композиция – состав и организация элементов и частей художественного произведения. II. Главная часть 1. Соотношение сюжетных и внесюжетных элементов в романе Чернышевского своеобразно, но и те, и другие равно важны для понимания художественной идеи писателя: а) сюжет романа – история Веры Павловны. Ключевые моменты: жизнь в […]...
- Своеобразие кульминационной сцены в книге Ф. Искандера “Сандро из Чегема” Для иллюстрации заданной темы мы возьмем одну главу из этого огромного романа – “Пир Бальтасара”. Тот самый пир, где причудливо смешаны государственные властители и простые крестьяне, где есть отголоски Гаргантюа Франсуа Рабле, но подверженные беспощадной сатире искандерского пера. Когда Фазиль Искандер писал эту книгу, он понимал, что творит эпос, и не скрывал этого. Это были […]...
- План сочинения: Свободолюбивая лирика Пушкина Свободолюбивая лирика А.С. Пушкина I. Встутение Творчество Пушкина приходится на 20-е – 30-е годы XIX века, когда проблема свободы была чрезвычайно актуальной в русском обществе. II. Главная часть 1. В лирике Пушкина мы находим разные грани проблемы свободы. Важнейшие из них: свобода социально-политическая, свобода личности, свобода творчества. 2. В раннем творчестве Пушкина наиболее актуальной была […]...
- План сочинения – Своеобразие гоголевской сатиры Своеобразие гоголевской сатиры I. Вступление Сатира как высмеивание недостатков и пороков человека и общества в целом. (Подробнее о сатире см. Словарик). Сатира как важная часть русской литературы – как до Гоголя (Кантемир, Фонвизин, Крылов, Грибоедов), так и после него. II. Главная часть 1. Объект гоголевской сатиры – это прежде всею пошлость русской жизни его времени, […]...
- План сочинения – Типы крестьян в поэме Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” Типы крестьян в поэме Н.А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” I. Вступление Главный герой поэмы Некрасова – крестьянин, мужик. Некрасова интересуют все стороны жизни крестьянства: бытовой уклад, психология, идеалы и т.п. II. Главная часть 1. Крестьянство в поэме Некрасова не является безликой массой, оно в представлении автора неоднородно: а) крестьяне – правдоискатели и борцы. […]...
- План сочинения: Долг, честь и милосердие в романе Пушкина “Капитанская дочка” Долг, честь и милосердие в романе А.С. Пушкина “Капитанская дочка” I. Вступление Долг, честь и милосердие – безусловные нравственные ценности для Пушкина. Но иногда они вступают в противоречие друг с другом. II. Главная часть 1. Из главных героев романа лишь для Маши Мироновой нет противоречия между долгом, честью и милосердием. В любом ее поступке (отказ […]...
- План сочинения – А. С. Пушкин о поэте и поэзии 1. А. С. Пушкин – первый в России профессиональный поэт, т. е. первый человек, избравший литературу главным и единственным делом своей жизни. II. 1. Пушкин-романтик говорит о привлекательности поэтической доли: уход от мира реального, жизнь в вымышленном мире “питомцем нег и Аполлона”. 2. 1817 год – ода “Вольность”. Поэт призывает “разбить изнеженную лиру” во имя […]...
- План сочинения на тему – Раскольников как трагический характер Раскольников как трагический характер I. Вступление Под трагическим в литературе понимается неразрешимое противоречие, чаще всего внутреннее, психологическое. Раскольников – трагический характер. II. Главная часть 1. В чем трагедия Раскольникова? Можно сказать, что основное противоречие в личности Раскольникова – это противоречие добра и зла. Человечность натуры постоянно борется в нем с бесчеловечностью его головной теории. С […]...
- План сочинения: Художественные черты поэтики И. А. Бродского Художественные черты поэтики И. А. Бродского Произведения Бродского можно сравнить с симфоническим оркестром, его могучим музыкальным напором, который достигается насыщенной и необычайно строгой композицией. Бродский не говорит о главном прямо, но всегда уклончиво и обиняками. Он ищет новые возможности подхода к тексту и читателю. Это предопределило ряд характерных черт поэтики Бродского: а) объемные тексты, которые […]...
- План сочинения: Образ ночи в лирике Тютчева Образ ночи в лирике Ф. И. Тютчева Тема ночи – традиционная тема романтической поэзии. Она является одной из ключевых и в творчестве Тютчева, но, в отличие от поэтов-романтиков, Тютчев выводит ее за обычные, традиционно-ро- мантические рамки, усиливает ее философское звучание. В изображении мира ночи Тютчев использует трагические и даже зловещие оттенки. Его ночь не просто […]...
- План сочинения – Спор о человеке в пьесе М. Горького “На дне” Спор о человеке в пьесе М. Горького “На дне” I. Вступление Проблема Человека – центральная в творчестве Горького. Решение этой проблемы в ранних рассказах; романтический идеал человека (гордость, свобода, сила, способность к подвигу) в образах Данко, Челкаша и др. II. Главная часть 1. Человек в условиях капиталистической действительности: подавление высокой сущности человека, антигуманность общества (судьбы […]...
- План сочинения – Человек и природа в творчестве Лермонтова Человек и природа в творчестве М.Ю. Лермонтова I. Вступление Нет, наверное, ни одного поэта, которым не обращался бы в своих стихотворениях к образам природы. Однако каждый поэт понимает природу и взаимоотношения ee с человеком по- своему. Лермонтов в этом отношении очень своеобразен. Дли него характерно, во-первых, противопоставление природы человеку, а во-вторых, уподобление природы человеку – […]...