План сочинения: Изображение “деловых людей” в комедиях Грибоедова и Островского (образы Молчалина и Буланова)



Изображение “деловых людей” в комедиях А.С. Грибоедова и А.Н. Островского (образы Молчалина и Буланова)

I. Вступление

Воссоздавая сатирическую картину нравов дворянского общества, Грибоедов и Островский уделили заметное место образам “деловых людей”, т.е. тех, кто, преодолевая свое ми­зерное общественное положение, стремится сделать карьеру, подняться на верх социальной лестницы, не гнушаясь при этом никакими способами, не думая о морали. В “Горе от ума” таким “деловым” человеком является Молчалин, в “Ле­се” – Буланов. В характерах этих персонажей есть и много общего, и черты, различающие их.

II. Главная часть

1. Общее:

а) незначительность общественного положения:

– о происхождении Молчалина сообщается очень смутно Из сна Софьи известно, что он “в бедности рожден”, принад­лежал ли он к дворянскому сословию – неясно. Фамусов на­зывает его “нищим”, “безродным” и говорит, что перевел Молчалина из Твери и дал ему чин асессора, который позво­лял получить потомственное дворянство. Молчалин – секре­тарь Фамусова,

который и называет его “деловым”.

– Буланов, бедный молодой дворянин, сын овдовевшей подруги Гурмыжской, живет в ее доме на положении нахлеб­ника;

б) у обоих одинаковая цель – выбиться в люди, т.е. занять солидное положение в обществе:

– Молчалин три года служит “по архивам” и получил уже три награжденья.

– Буланов хочет стать “порядочным” (т.е. значительным) помещиком, приобретя наследство; не прочь он и служить.

в) обоими движет желание легкой жизни:

– Молчалин хотел бы “и награжденья брать, и весело по­жить”.

– Буланов мечтает о том же: “А тут впереди жизнь прият­ная…”;

г) оба используют один и тот же способ – выбиться в лю­ди за счет женщины.

– Молчалин “по должности” ухаживает за дочерью Фа­мусова, Софьей, не упуская случая навестить и Татьяну Юрьевну.

– Буланов “подыгрывается” к богатой Гурмыжской.

При этом Молчалин на самом деле неравнодушен к Лизе, служанке Софьи, а Буланов, исполняя поначалу прихоть Гур­мыжской, готов жениться на Аксюше, бедной родственнице помещицы;

д) оба исповедуют принцип “угождать всем людям без изъятья” и “надобно ж зависеть от других”:

– Молчалин старается угодить не только Фамусову, но и всем его гостям: “Там моську вовремя погладит, тут впору карточку вотрет”.

– Буланов во всем старается угодить Гурмыжской, говоря, что у него ум “на все, что прикажут”.

е) у обоих практический, приземленный, бытовой ум, на­правленный, по словам Буланова, на то, чтобы “понимать свой интерес”. Именно Буланов называет свой ум “практическим” (III действие, явление VI).

Об уме Молчалина говорит Софья: “Конечно, нет в нем этого ума, что гений для иных, а для иных чума… Да этакий ли ум семейство осчастливит?”

ж) оба не побрезгуют подлостью, мошенничеством:

– О Молчалине говорит Чацкий: “В нем Загорецкий не умрет!”

– Буланов просит Несчастливцева научить его передерги­вать при игре в карты, чтобы обыграть богатых помещиков. Он уверен: “За деньги-то люди черту душу закладывают…”

2. Различия:

– С образом Молчалина в комедии Грибоедова связана проблема ума (см. план “Кто умен в комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”). Молчалин явно умнее Буланова, недоучивше­гося гимназиста.

Он все-таки ведет дела за Фамусова, спосо­бен разобраться в документах.

-В образе Буланова, в том числе, Островский показал, как деградировало дворянство в последней трети XIX века. Буланов бесхитростней, откровенней, примитивней Молчалина, ждет го­тового куска пирога. С образом Буланова связан один из важ­нейших мотивов в произведениях Островского – власти денег.

Буланов уверен в том, что при деньгах и без ума можно прожить.

– Чацкий пророчествует Молчалину (выражая в этом слу­чае, вероятно, и авторскую позицию) процветание: “Молчали­ны блаженствуют на свете”.

– О Буланове с большой долей скепсиса (тоже выражая ав­торскую позицию) говорит Бодаев: “Все врет, все промотает” Это его ответ на заявление Буланова “… вы увидите наше имение в цветущем положении”.

3. Обе пьесы – комедии. Для создания комического эф­фекта оба драматурга используют схожие приемы:

а) комизм в пьесах проявляется прежде всего как несоот­ветствие кажущегося и истинного, видимости и сущности, формы и содержания.

Оба персонажа, казалось бы, “уступчивы, скромны, тихи”. На самом же деле Молчалин, едва расставшись с Софьей, на­чинает беззастенчиво ухаживать за Лизой. Недоучившийся гимназист Буланов собирается “прибрать в руки весь уезд”;

б) герои характеризуются через их поступки и поведение.

Оба ведут себя льстиво, вкрадчиво, стараясь сказать каж­дому что-то приятное, но только с теми, кто выше них. За служанкой Молчалин ухаживает развязно и готов даже купить ее любовь. Заняв положение жениха Гурмыжской, Буланов за­являет Карпу: “…у меня все по струнке будете ходить… У меня всякая вина виновата”;

в) герои характеризуются через собственные высказыва­ния и высказывания других персонажей о них:

– Молчалин “проговаривается” о себе в диалогах с Чац­ким и Лизой; Буланов – в диалогах с Аксюшей, Несчастлив- цевым, Гурмыжской.

– Самые уничтожающие характеристики Молчалину дает Чацкий; но невольно разоблачающими становятся и высказы­вания Софьи о нем;

г) речевая манера Молчалина схожа с тем, как говорит Бу­ланов:

– Молчалин “небогат словами”, для его речи характерно частое употребление частицы “-с”, выражающей почтитель­ность к собеседнику.

– То же можно сказать и о речевой манере Буланова, но в пятом акте она заметно меняется, на что указывают и автор­ские ремарки: “Ходит, заяожа руки назад”. Буланов-жених Гурмыжской начинает “рассуждать”, реплики увеличиваются, появляются повелительные интонации;

д) оба драматурга используют прием усиления для дис­кредитации персонажей.

– Грибоедов: диалог Чацкого и Софьи (III действие, явле­ние I), диалог Чацкого и Молчалина (III действие, явление III)

– В пьесе Островского Гурмыжская разыгрывает “коме­дию в комедии”, “театр в театре” и вовлекает в эту игру и Бу­ланова. Этот прием становится одним из самых разоблачаю­щих у Островского. Так, в высшей степени комично выглядит намерение Гурмыжской сыграть роль “посаженой матери”, а Буланову отвести роль “посаженого отца” на девишнике по поводу замужества Аксиньи.

III. Заключение

Создавая образ Буланова, Островский выступает наслед­ником традиций Грибоедова. В то же время образ Буланова, завершая галерею образов “деловых” людей в русской литера­туре, раскрывает идею деградации дворянского сословия в конце XIX века.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

План сочинения: Изображение “деловых людей” в комедиях Грибоедова и Островского (образы Молчалина и Буланова)