Пишем сочинение

Привычка к черновику далеко не всем кажется естественной, привычка делать домашнее задание – тоже. В конце прошлой статьи мы задали на Дом написать черновик Сочинения по плану, который составили на уроке. И пообещали, что потратим следующие два урока на то, чтобы переписать черновик набело в диковинную тетрадку: в клеточку, повернутую поперек и с огромными, на треть страницы, полями.

Писать будем через строчку (это обычно очень нравится всем, потому что зрительно увеличивает объем работы), аккуратно, разборчиво, крупно.

О последнем

речи еще не было, поэтому поясню. Мелкий почерк редко бывает разборчивым. Причем сам пишущий разбирает “мелкий” текст так же плохо, как и посторонний читатель (то есть мы с вами). Часто к этой уловке прибегают самые безграмотные ученики: они словно нарочно прячут свои ошибки в мелкие невнятные каракули.

От этого ошибок, понятное дело, меньше не становится. А вот если приказным порядком увеличить размер букв (потребуешь 0,5 см – возможно, получишь хотя бы 0,3), ошибки резко убывают. Все-таки “чеВо” или “дОвать” бросаются в глаза и безграмотным.

Разборчивость и аккуратность в данном случае

нужны уже на стадии черновика, потому что в процессе переписки каждый имеет право задавать учителю вопросы (о технической стороне чуть позже), но учитель должен без труда понимать написанное.

А если нет черновика? (Ну в самом деле: что ж его писать, если впереди целых два урока?) Пожалуйста, пиши, но помни: со звонком работы отбираются.

Еще два замечания. Предупреждаем: работа без цитат недействительна, но и объем цитат ограничен – не более 1/4 текста сочинения. Потом все вместе (учитель – на доске) оформляем заголовок работы. Число.

Сочинение. Тема – без кавычек! И никаких “тема”, “на тему” и проч. Рассказываю “страшилку”: на оформлении темы можно набрать до трех пунктуационных ошибок!

Поэтому не усложняйте. В скобках “расширение”: по комедии Д. И. Фонвизина ” Недоросль“. Отступаем строчку и пишем с красной строки. Кстати, про абзацы и дальше не забываем.

Новая мысль – новый абзац.

Вопросы, которые возникнут у ребят при написании черновика, естественны и бесконечны. Для того чтобы в классе сохранялась рабочая обстановка, мы уговариваемся с самого начала: каждый получит свою порцию внимания. Два урока учитель будет ходить по рядам, не останавливаясь, не отвлекаясь. И каждому в его очередь станет помогать изо всех сил.

Читать корявые фразы и тут же их править. Придумывать удобный переход от пункта “а” к пункту “б” нашего плана. Подсказывать, как бы по-русски выразить нечто невразумительное (“полумычанье, полубред”), что автор сочинения понимает, но не может высказать словами. Такая у нас работа: понять это невыразимое и подобрать на ходу слова.

А заодно мимоходом заметить, что там не так с орфографией и пунктуацией. Всех ошибок, конечно, не исправим, но хоть что-то… И так далее.

Попробуйте – увидите, как много помощи от вас потребуют ваши сочинители.

На протяжении этих уроков действует жесткое правило: никто не задает вопросов вслух, не поднимает рук и вообще никак не пытается привлечь к себе учительское внимание. Подойдет твоя очередь – все внимание будет твоим. А пока не подошла – терпи.

Если боишься забыть, что собирался спрашивать, поставь на полях черновика большой вопросительный знак и подчеркни трудное место. Что, нет полей в черновике? А как вообще можно что-то писать без полей? (Но об этом мы уже говорили.) Оставь место для сомнительной фразы, пиши дальше, просто жди, в конце концов…

Это очень тяжелая работа. Зато “конечный продукт” получается вполне приличным и вдохновляет ребят на новые подвиги. Самое же удивительное, что все работы оказываются в итоге совершенно разными, как будто и не писались по одному плану.

Эту загадку я разрешить не берусь.

Следующее “большое” сочинение (по “Горю от ума”) они будут писать уже по своему плану. Конечно, с черновиком. Создавать его можно двумя разными способами.

Можно действовать так же, как в прошлый раз, только вместо доски нужно использовать какие-нибудь листочки, сложенные пополам: с одной стороны – ворох мыслей, с другой – план. Советоваться о плане, конечно, можно. Это путь “непишущих”, надежный и ясный.

А можно сесть и написать то, что вдруг родится “на кончике пера”, постепенно погружаясь в тему, как в транс. Пожалуйста, гуляйте себе на здоровье по вашему поэтическому карнизу. Но только с полями!

А вот когда Прогулка закончится и на черновике появится нечто, надо взять карандаш и такой же, как у “непишущих”, сложенный пополам листок. Карандашом в тексте разметить осмысленные фрагменты, пронумеровать их и составить на одной половине листа краткий перечень наличных идей, а на второй – логичный план; если чего в черновике не хватает – дописать. Второе сочинение я обычно обсуждаю с каждым лично, составив график (по 15 минут на человека), но для этого, конечно, надо иметь организационные возможности…

P. S. И все-таки “пишущих” учить такому сочинению гораздо труднее.

Оксана Смирнова,
Учитель русского языка и литературы Московской “Традиционной гимназии”

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Пишем сочинение