Петя Ростов в партизанском отряде (анализ 7 главы части 3 тома 4 романа Л. Н. Толстого “Война и мир”)

Четвертый том романа “Война и мир” посвящен партизанской войне 1812 года, которая началась со вступления неприятеля в Смоленск. Но прежде чем она была официально принята нашим правительством, “уже тысячи людей неприятельской армии были истреблены казаками и мужиками, побивавшими этих людей так же бессознательно, как бессознательно собак загрызают забеглую бешеную собаку”.
Толстой, называя партизанскую войну “страшной дубиной, которая, не спрашивая правил военного искусства, уничтожала французов”, готовит нас к реалистическому

описанию ужасов войны. Писатель прямо не выражает своего отношения к этим историческим событиям. Он старается дать нам объективное историческое описание, но, в то же время, мы можем почувствовать его позицию через неслучайно выбранных им персонажей.
Лучше понять авторское отношение к войне нам поможет эпизод 7 главы 3 части 4 тома.
Этот эпизод обращает внимание на одного из положительных героев романа – Петю Ростова. Ко времени начала партизанской войны Петя Ростов уже был произведен в офицеры, поступил в действующую армию, где участвовал в Вяземском сражении. Он “находился в постоянно счастливо-возбужденном
состоянии радости на то, что он большой, и в постоянно восторженной поспешности не пропустить какого-нибудь случая настоящего геройства”.

Уже одно это небольшое замечание говорит о том, что в войне участвует не “муж”, но ребенок, со свойственной ему восторженностью и порывистостью, о чем говорит также и его “безумный поступок” в Вяземском сражении: “Петя… поскакал в цепь под огонь французов и выстрелил там два раза из своего пистолета”.
Итак, этот порывистый, смелый мальчик уговаривает генерала отпустить его в отряд Денисова и оказывается в кругу партизан. Л. Н. Толстой в этом эпизоде раскрывает нам душу мальчика, который, несмотря на приобретенный в сражении опыт, вряд ли до конца осознает весь трагизм и ужас войны.
Петя восхищается абсолютно всем, что его окружает: накрытым к ужину столом, едой, офицерами. Он “находился в восторженном детском состоянии нежной любви ко всем людям и вследствие того – уверенности в такой же любви к себе других людей”. Герой готов сделать для этих людей все, как готов ребенок сделать все для друзей или родителей, похваливших его.

Это показано и в сцене со складным ножиком, и в сцене с изюмом и кремнем, которые Петя предлагает офицерам.
При этом он испытывает чувство стыда за то, что он что-то сказал слишком порывисто или преувеличил. Он наивно просит Денисова, командующего отрядом, пустить его “в самую… в главную…”, очевидно, имея ввиду битву. Своими предложениями и просьбами Петя вызывает у окружающих улыбку.

Никто не раздражается его эмоциональностью, потому что все понимают, что он ребенок.
Петя Ростов – это герой, стоящий на стороне “мира”. Ему не чуждо милосердие и сострадание, которое он проявляет к французскому мальчику – барабанщику, взятому в плен. Он просит разрешения у Денисова накормить его, пытается подбодрить пленного и даже дать ему денег.
В этом эпизоде Л. Н. Толстой изображает еще маленького мальчика, который очень далек от жестокой действительности, окружающей его. Тем самым писатель выражает свое резко отрицательное отношение к войне, которая уносит жизни еще не знающих ничего молодых людей, как это произойдет с Петей Ростовым.
Война жестока и бесчеловечна в изображении Толстого, и это проявляется не только по отношению к Пете, но и к мальчику – барабанщику. Образ “весеннего”, как его называли офицеры, тоже не случайно введен в это эпизод. Толстой через него так же доказывает бессмысленность и жестокость войны, которая превращает детей, и неважно, русские они или французы, в “жалких мальчишек”, страдающих из-за повеления чуждых им вышестоящих лиц.
Таким образом, этот эпизод становится очень важным для раскрытия отношения писателя к войне, его резко отрицательного к ней отношения. Он пытается доказать, что война, затеянная кучкой высокопоставленных лиц, которые свои личные интересы ставят гораздо выше народных, заставляет страдать обычных людей, уверенных, что они борются с противником по объективным причинам. Толстой показывает настоящее горе, которое является плодом войны, отравляющей жизнь всех, кто в ней участвует.
Такова философия Толстого, которая зиждется “на непротивлении злу насилием” и утверждении о том, что война не должна касаться детей, так как это высшая степень проявления бесчеловечности.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Петя Ростов в партизанском отряде (анализ 7 главы части 3 тома 4 романа Л. Н. Толстого “Война и мир”)