Петр Первый (по тексту Ключевского)

В данном тексте В. О. Ключевский поднимает много глобальных вопросов. Можно ли, используя силу власти, принести народу свободу и просвещение? Может ли несвободное общество быть одновременно гражданским?

Ключевский анализирует эпоху Петра и произошедшие в обществе перемены.
Реформы Петра автор называет борьбой деспотизма с косностью народа, попыткой принести в порабощенное общество культуру и науки, используя авторитет власти. Ключевский не дает однозначной оценки явлению. Он считает, что вопрос о возможности сочетания деспотизма и свободы до сих пор не разрешен.
По моему мнению, самодержавие вполне может быть главной силой просвещения. Если общество не может найти в себе сил для преобразований, правитель должен взять на себя заботу об общем благе.
В истории России много примеров подобного. Реформы Петра I и Александра II, хотя и были необходимы, осуществлялись по инициативе правителей, а не народа.
Публицист Максим Калашников в книге “Третий проект” много рассуждает о самодержавной власти в России и приходит к выводу: в сложную эпоху обязанность правителя – действовать во имя блага страны, даже если это требует применения силы.



Петр Первый (по тексту Ключевского)