Петербург Ф. М. Достоевского
Петербург Достоевского болен, и больны, кто нравственно, кто физически, большинство персонажей его произведений. Характерной чертой, по которой мы узнаем обстановку и людей, затронутых болезнью, является раздражающий, навязчивый, нездоровый желтый цвет. Желтые обои и мебель желтого дерева в комнате старухи-процентщицы, желтое от постоянного пьянства лицо Мармеладова, желтая, “похожая на шкаф или на сундук” каморка Раскольникова, женщина-самоубийца с желтым испитым лицом, желтоватые обои в комнате у Сони, “мебель из желтого отполированного
Эти детали отражают безысходную атмосферу существования главных действующих лиц произведения, являются предвестниками недобрых событий.
Однако в романе мы находим и зеленый цвет, цвет “фамильного” мармеладовского платка. Этот платок, как крест, носит Катерина Ивановна, а за ней и Соня Мармеладова. Платок олицетворяет одновременно и страдания, которые выпадают на долю его обладательниц, и их искупительную силу.
Умирая, Катерина Ивановна
В этот момент зеленый цвет страданий и надежды главных героев произведения превозмогает желтый цвет больного Петербурга. В их больных лицах засияла “заря обновленного будущего”, они готовы воспринимать новую жизнь.
В своем подходе к изображению Петербурга Достоевский близок к Гоголю и Некрасову, в произведениях которых город предстает перед нами душным, грязным, неприспособленным для здоровой, нормальной жизни всех его обитателей. Петербург Раскольникова и Петербург Акакия Акакиевича из гоголевской “Шинели” существуют рядом, никак не пересекаясь с Петербургом Татьяны Лариной и Евгения Онегина, Элен Курагиной и Анны Карениной. Пушкин и Толстой дали нам панораму жизни высшего света, который ничего общего не имеет с миром и жизнью “маленьких людей”.
Петербург Пушкина и Толстого – зимний, с хрустящим снегом, адмиралтейской иглой, поздним рассветом. Петербург Достоевского и Некрасова – летний, когда “природе подвластна, зацветает в каналах вода”.
Традиции изображения Петербурга были продолжены такими замечательными поэтами, как Ахматова и Мандельштам. Но опять это два города. В произведениях Ахматовой ее любимый город предстает красивым и величественным, как у Пушкина.
И все перламутром и яшмой горит,
Но света источник таинственно скрыт…
Город Мандельштама жутковато-черный, ближе к тому, как его изобразил Достоевский:
Ты вернулся сюда, – так глотай же скорей
Рыбий жир ленинградских речных фонарей.
Узнавай же скорее декабрьский денек,
Где к зловещему дегтю подмешан желток.
Related posts:
- Петербург Достоевского (по роману “Преступление и наказание”) Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье, Береговой ее гранит… А. Пушкин Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере в Петербурге; для него он составляет все. Чем не блестит эта улица – красавица нашей столицы! Н. Гоголь Образ Петербурга занимает видное место в творчестве русских писателей. О Петербурге дворцов, […]...
- ПЕТЕРБУРГ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО (вариант 4) Образ Петербурга занимает видное место в творчестве русских писателей. О Петербурге дворцов, палат – символе петровской эпохи – писали А. С. Пушкин (“Медный всадник”), Н. В. Гоголь (“Невский проспект”), Андрей Бе- лый (“Петербург”), Александр Блок, Анна Ах- матова, Осип Мандельштам. В своем подходе к изображению Петербурга Ф. М. Достоев- ский близок к Гоголю и особенно […]...
- Образ Петербурга Многие великие писатели 19 века изображали прекрасный город Петербург, видное место он занимает и в произведениях Ф. М. Достоевского, но он не говорит о его великолепных зданиях, о красоте самого города, Федор Михайлович как бы заглядывает внутрь бедных домов, где в ужасных условиях живут герои его романа “Преступление и наказание”. В произведение мы встречаемся с […]...
- ПЕТЕРБУРГ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО (вариант 1) Ты вернулся сюда, так глотай же скорей Рыбий жир ленинградских речных фонарей. Узнавай же скорее декабрьский денек, Где к зловегцему дегтю подмешан желток. О. Мандельштам Петербург занимает важное место в про- изведениях Ф. М. Достоевского, Сам писатель учился в этом городе и провел там большую часть своей жизни, В своем романе “Пре- ступление и наказание” […]...
- Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Достоевского Тема Петербурга задана в русской литературе Пушкиным. Именно в его “Медном всаднике”, в “Пиковой Даме” мы сталкиваемся с двуликим городом: прекрасным, могучим Петербургом, творением Петра, и городом бедного Евгения, городом, само существование которого оборачивается трагедией для маленького человека. Точно так же двулик Петербург Гоголя: блестящий фантастический город подчас враждебен человеку, судьба которого может быть изломана […]...
- Сочинение на тему: ПЕТЕРБУРГ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ПУШКИНА И ДОСТОЕВСКОГО (ПЕТЕРБУРГ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ПУШКИНА И ДОСТОЕВСКОГО) История русской литературы знает два Петербурга: символ величия России, столицу империи – с Дворцовой набережной, Дворцовой площадью, Исаакиевским собором, набережной Фонтанки. Но у всякого здания есть как парадный фасад, так и грязные задворки. И на этих задворках ютился совершенно иной Петербург – город доходных домов, где в клетушках с […]...
- Петербург в произведениях Пушкина и Достоевского История русской литературы знает два Петербурга: символ величия России, столицу империи – с Дворцовой набережной, Дворцовой площадью, Исаакиевским собором, набережной Фонтанки. Но у всякого здания есть как парадный фасад, так и грязные задворки. И на этих задворках ютился совершенно иной Петербург – город доходных домов, где в клетушках с грязными темными лестницами и смердящих кабаках […]...
- Петербург Ф. Достоевского (по роману “Преступление и наказание”) Петербург… Город, к которому в своих произведениях обращались многие писатели – от Ломоносова до поэтов наших дней. “Дух неволи”, отмеченный в Петербурге еще Пушкиным, наложил отпечаток на разочарованных жизнью, преждевременно уставших героев Гоголя, Блока, Белого, Достоевского. Но у последнего город во всех произведениях многолик. Царственный град Петра, воплощение силы и власти, открывается мечтателю из “Белых […]...
- Петербург Достоевского Город пышный, город бедный, Дух неволи, стройный Петербург Достоевского Город пышный, город бедный, Дух неволи, стройный вид, Свод небес зелено-бледный, Скука, холод и гранит. А. С. Пушкин Петербург… Город, к которому в своих произведениях обращались многие писатели от Ломоносова до поэтов наших дней. Царственный град Петра, воплощение силы и власти, открывается мечтателю из “Белых ночей”; Раскольникову же ближе другая, вторая столица – […]...
- Петербург в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” (Второй вариант) Город – трагическая Судьба человека. Город Петербург – есть призрак, Порожденный человеком В его отщепенчестве и скитальчестве. Н. Бердяев Петербург был городом Достоевского, и сам Достоевский был писателем, во многом рожденным Петербургом. Именно в этом городе разворачиваются события, описанные автором в романе “Преступление и наказание”, но Петербург на страницах этого произведения – не просто фон, […]...
- ПЕТЕРБУРГ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО (вариант 3) Отличительной чертой русской общест- венной мысли, русской литературы всегда были духовные искания, постановка корен- ных философских, мировоззренческих во- просов, связанных с нравственной ориента- цией человека в мире, с поиском смысла жизни. Духовный мир героев Достоевского раскрывается через такие категории, как зло, добро, свобода, добродетель, необходи- мость, Бог, бессмертие, совесть. Достоевский как художник отличается тонкостью психо- […]...
- Петербург в романе Достоевского “Преступление и наказание” Петербург занимает важное место в произведениях Ф. М. Достоевского. Сам писатель учился в этом городе и провел там большую часть жизни. В романе “Преступление и наказание” Достоевский не описывает архитектурных красот города и уделяет мало внимания его облику. Зато писатель прекрасно передает саму атмосферу города, ощущения людей, живущих в нем. Сдавленное пространство примыкающих к Сенной […]...
- В Петербурге Достоевского Цель урока. Помочь учащимся не только увидеть Петербург Достоевского, скученность, удушающую тесноту человеческого существования, но и проникнуться сочувствием к страдающим людям; показать гнетущую обстановку безысходности жизни человека, которому “пойти некуда”; подвести к осмыслению основного конфликта романа – конфликта между Раскольниковым и миром, им отрицаемым. Оборудование и наглядный материал. Тексты романа, иллюстрации к роману ” Преступление […]...
- Петербург в романе Федора Достоевского “Преступление и наказание” Жизнь столицы Достоевский рисовал как яркое, резкое и “фантастическое” воплощение всех противоречий русской жизни в целом. История преступления Родиона Раскольникова разворачивается на фоне реальной жизни Петербурга середины 60-х годов XIX века. Картины нищего Петербурга в романе “Преступление и наказание” пронизаны глубокой болью за человека. Жизненные тупики, одиночество приводят героев Достоевского к пьянству, преступлению, смерти. Петербург […]...
- Сочинение на тему: Петербург Достоевского на примере романа Преступление и наказание, Достоевский Петербург Достоевского Начать следует с того, что представлял собой Петербург в 19 веке. А был он столицей огромной империи, находящейся на пике своего могущества. Что это значит для города? Огромное количество административных учреждений, сконцентрированных на небольшой площади. Как это обычно бывает в России, где правительство, там – деньги. Благодаря всему вышеперечисленному, Петербург быстро превратился в […]...
- Петербург Достоевского в романе “Преступление и наказание” В произведениях Ф. Достоевского образ столицы Российской империи играет не менее важную роль, чем главные персонажи. Так, он не только место действия, но и фактически полноправный персонаж романа “Преступление и наказание” , который иногда даже называют “романом большого города”. Достоевский – писатель-урбанист, поэтому в его произведениях Петербург имеет не менее заметное место, чем, скажем, Лондон […]...
- “Образ желтого Петербурга” в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Действие романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” происходит в Петербурге. Этот город много раз становился действующим лицом русской художественной литературы, но каждый раз это был новый город: то горделиво выставляющий на показ свои дворцы и парки – “полнощных стран краса и диво”, как назвал его Пушкин, то – город трущоб и узеньких улочек – […]...
- Петербург – как виновник преступления Раскольникова Федор Михайлович Достоевский писал роман “Преступление и наказание” в 60е годы, когда Россия вступила в сумеречную переходную эпоху. В нем он отразил на примере Радиона Раскольникова, как человек может пойти на крайность, какие причины толкают людей на столь ужасные поступки. Одной из таких причин является атмосфера жизни. Для Раскольникова – это Петербург. Нет не тот […]...
- Сочинение на тему: ПЕТЕРБУРГ В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО “ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ” Петербург – это город, которому по традиции приписывается великолепие и шик. Это место, которому дано и предначертано судьбой быть законодателем моды во всем – начиная от одежды и заканчивая архитектурой. Это ориентир для нравов и общественных настроений, это точка, откуда все новое, что появлялось в России, из окрестных государств, распространялось на бескрайние просторы империи. Так […]...
- Символика цвета в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” В романе Достоевского “Преступление и наказание” множество символических деталей. Символичны имена героев, многозначительны открывающиеся пейзажи, интерьеры. Характерен и цветовой колорит романа, его цветовая гамма. Исследователи творчества Достоевского не раз отмечали преобладание в цветовой гамме романа одного цвета – желтого. Действительно, все действие в романе происходит практически на желтом фоне. Желтый тон в романе проникает не […]...
- Петербург Родиона Раскольникова по роману Преступление и наказание (Достоевский Ф. М.) В Петербурге происходит действие романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”. И город играет значительную роль в формировании безумной идеи Раскольникова убить старуху-процентщицу. Посмотрим, какие именно особенности города так повлияли на умного молодого студента, любящего сына и брата. Петербург у Достоевского это не грандиозный богатый город с изысканной архитектурой и новейшими достижениями техники. Здесь это […]...
- Психологический анализ в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Со времени создания М. Ю. Лермонтовым романа “Герой нашего времени” в произведениях русских авторов четко прослеживается “эволюция изображения психологического состояния героев. Главной особенностью творчества Достоевского являемся новаторство в исследовании внутреннего мира человека. Психологическое состояние героя становится всеобщей стихией романа, и во всех произведениях Достоевского внутренний мир персонажа показан в периоды максимального напряжения, когда состояние и. […]...
- Город разрушений и унижений (по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание) Городом разрушения и унижения в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” является Петербург. Петербург в романе – это не только город, где живут герои, Петербург выступает своеобразным участником событий, действующим лицом. К теме Петербурга обращались многие писатели, мы можем увидеть его и в произведениях А. С. Пушкина, и Н. В. Гоголя, воспевали этот город […]...
- Цвета Петербурга (по роману Ф. Достоевского “Преступление и наказание”) Люди всегда совмещали цвета со своими ощущениями и переживаниями. Вот в стихотворении Дмитрия Павлычко читаем: “Красное – это любовь, а черное – это печаль”. Придаем мы символическое значение и другим цветам и оттенкам в повседневной жизни и в праздники. Тревожный колорит петербургского бытия связан для Достоевского с глубоко антипатичным ему желтым. Желтый цвет – это […]...
- Образ Петербурга в романе Ф. Достоевского “Преступление и наказание” “Черный пес Петербург – морда на лапах, Стынут сквозь пыль ледяные глаза. В эту ночь я вдыхаю твой каменный запах Пью названия улиц, домов поезда” (ДДТ, текст песни) Образ Петербурга в романе “Преступление и наказание” является одним из основополагающих для дальнейшего развития событий. Прежде всего, Петербург – это место, где разворачивается сюжет произведения. В то […]...
- “Герой интересует Достоевского как особая точка зрения на мир и на самого себя…” (М. М. Бахтин) (По роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) “Преступление и наказание” (1866) открывает собой череду “великих” романов Достоевского. Это во многом новаторское произведение. Оно глубоко и многосторонне охватывает поставленные проблемы. “Преступление и наказание” – идеологический роман, социально-философский по тематике, трагический по характеру поставленных проблем, авантюрно-уголовный по сюжету. Но, кроме всего прочего, это произведение – новаторское по своей художественной форме. Литературовед М. Бахтин определял […]...
- Женские образы в романах Ф. М. Достоевского С самого раннего периода творчества Достоевский изображает в своих романах множество женских образов. С “Бедных людей” начинается в творчестве Достоевского тема судьбы женщины, чаще всего не обеспеченной материально, а потому беззащитной. Женщины у Достоевского, если они не обладают деньгами, претерпевают унижения (Александра Михайловна, у которой жила Неточка Незванова, мать Неточки). Но женщины сами могут быть […]...
- Петербург в творчестве А. С. Пушкина Несколько поколений исследователей при рассмотрении петербургской темы в русской литературе настойчиво и категорически утверждали, что ввел ее Гоголь. Такой цикл повестей, как “Невский проспект”, “Записки сумасшедшего”, “Портрет”, “Нос” и, наконец, “Шинель”, казалось, убедительно подтверждали это. Именно Гоголь, глава “натуральной школы” в русской литературе XIX века, сделал Петербург главным героем своих повестей, но эта тема была […]...
- Анализ стихотворения “Петербург” С первых строк стихотворения мы понимаем, что поэт пишет его с ностальгическими чувствами о прошлом города: Я вернулся в мой город, знакомый до слез… Но узнать город поэт не может. Из пышной столицы он превратился в грязный, напуганный город, ужас которого поэт не может воспринять. Возможно, Мандельштам считает, что у него прошли золотые годы, как […]...
- Вопросы и ответы к роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” (№1) Как Достоевский раскрывает образ преступного мира, описывая Петербург? При описании “серединных улиц” Петербурга поражают духота, толкучка, вонь и грязь. Люди обозлены, они задыхаются в городе, как “в доме без форточек”. Гнетущее впечатление усиливается при описании трактира, пьяной исповеди Мармеладова (“некуда пойти человеку”), символического сна Раскольникова. Преступный мир толкает человека на преступление против личности (судьба Сонечки), […]...
- Какие мысли и чувства пробудил во мне роман Достоевского “Преступление и наказание” Роман “Преступление и наказание” – первая книга Достоевского, прочитанная мной. После прочтения книги, я поняла, насколько мудрым и умным человеком был Федор Михайлович Достоевский. Несмотря на то, что Достоевский был из высшего сословия, он знал жизнь простых людей не по наслышке и прекрасно понимал их. В своем романе он пишет о бедных и беспомощных людях, […]...
- Случайности на пути Раскольникова к убийству (по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) В романе “Преступление и наказание” Ф. М. Достоевский достигает вершины своего таланта. Он с величайшим мастерством изображает перед читателями душевный мир запутавшегося в своих мыслях и сомнениях человека – Родиона Раскольникова. Убийца – такой приговор выносит справедливое общество главному герою. Да, автор соглашается, его герой убийца. Но этим определением не исчерпывается характеристика образа. потому что […]...
- Сочинение на тему: “Петербург в творчестве А. Блока” Среди русских писателей много тех, кто в своих произведениях в то или иной мере затронули тему Петербурга. Хотелось бы назвать четырех великих художников слова, В творчестве которых разные эпохи нашла наиболее полное художественное воплощение тема Петербурга. Это Пушкин, Гоголь, Достоевский и Блок. В сознании и творчестве Александра Блока образ Петербурга играл важную роль. Все его […]...
- Анализ романа “Преступление и наказание” Ф. М. Достоевского Двухчастность замысла, отразившаяся в окончательной редакции на заглавии романа и на особенностях его структуры. Три рукописные редакции романа, отражающие собой этапы работы: висбаденский (в форме исповеди преступника); петербургский, последний. Усложнение замысла в процессе работы (роман “Пьяненькие”). Идея Наполеона. Столкновение двух противоположных идей в образе Раскольникова: идеи любви к людям и идеи презрения к ним. Идея […]...
- Образ вечной Сонечки в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Достоевского, по его собственному признанию, волновала судьба “девяти десятых человечества”, нравственно униженных, социально обездоленных в условиях современного ему буржуазного строя. Роман “Преступление и наказание” – это роман, воспроизводящий картины социальных страданий городской бедноты.-Крайняя нищета характеризуется тем, что “идти больше некуда”. Образ нищеты постоянно варьируется в романе. Это и судьба Катерины Ивановны, оставшейся после смерти мужа […]...
- Евангельские мотивы в прозе Ф. М. Достоевского Роман Федора Михайловича Достоевского “Преступление и наказание” – глубоко философский и психологический анализ жизни современной писателю России. Будучи глубоко религиозным человеком, Достоевский надеялся, что спасение России в религиозном смирении и добровольном принятии всеми учения и заповедей Иисуса Христа. Нарушение законов Господа – гибельный путь. Очень убедительно это показано в романе “Преступление и наказание” на примере […]...
- Изучение Петербурга Достоевского на уроках по “Преступлению и наказанию” Учащиеся заранее получают задания. 1. Найти по тексту описание мест и отметить ключевые фразы-определения, обращая внимание на детали, цвет, звук, запах, ощущения. (Каморка Раскольникова, комната старухи и Сони, квартал улицы, Сенная, распивочная, комната Мармеладова, острова, контора, Нева (собор), мост, река…) Закладки, карандашные пометки в книге. 2. Изучение ландшафта: составить подробный план эпизодов (письменно в тетради), […]...
- Образ Санкт-Петербурга в романе Ф. М. Достоевского “Белые ночи” Санкт-Петербург, Ленинград, Питер… Этот город – какая-то особая субстанция, во многом роковая, мистическая. Невозможно не восхититься и не оценить красоту Петербурга, невозможно не ужаснуться кровавым вехам истории, с которыми накрепко связан этот город. Кто-то влюбляется в него раз и навсегда, а кто-то мгновенно чувствует отторжение к нему. Так что же такое Петербург – город-сказка, город-монстр? […]...
- Проблема добра и зла в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Главный философский вопрос романа Достоевского “Преступление и наказание” – границы добра и зла. Писатель стремится определить эти понятия и показать их взаимодействие в обществе и в отдельном человеке. В протесте Раскольникова трудно провести четкую грань между добром и злом. Раскольников необыкновенно добр и человеколюбив: он горячо любит сестру и мать; жалеет Мармеладовых и помогает им, […]...
- Двойники и антагонисты Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) В романе “Преступление и наказание” Достоевский показывает нам зарождение, созревание, реализацию и последствия социально-философской теории Родиона Раскольникова. Самыми значимыми в этом ряду являются, конечно, результаты – философские, социальные и нравственные – преступной идеи главного героя. Они доказывают, что теория Раскольникова – трагическое заблуждение, порождение зла, которое уничтожает, в первую очередь, самого “носителя” идеи. Для того […]...