Петербург Достоевского в романе «Преступление и наказание»

By admin

В произведениях Ф. Достоевского образ столицы Российской империи играет не менее важную роль, чем главные персонажи. Так, он не только место действия, но и фактически полноправный персонаж романа «Преступление и наказание» , который иногда даже называют «романом большого города». Достоевский — писатель-урбанист, поэтому в его произведениях Петербург имеет не менее заметное место, чем, скажем, Лондон в произведениях Диккенса.

Оба писатели-реалисты Описали столицы своих государств так детально, что даже через века исследователи изучают места действия их произведений прямо с художественными текстами. И причины такой «документальной» точности заключаются не только в хорошем знании ими столичной «топографии», но и в особенностях художественной системы реализма, который приближался к научным методам исследования жизни, в частности в использовании «физиологии» (зарисовок с натуры). В самом тексте «Преступления и наказания» названия большинства проспектов, улиц, бульваров представлены сокращенными.

Однако исследователи по тогдашним картам эти сокращения легко расшифровали («В-и (Вознесенский) проспект», «К-и (Конногвардейский) бульвар» и т. д.) и убедились, что расположение и вид домов и улиц, изображенных в романе, соответствуют реальному их размещению и внешнему виду до мельчайших деталей.
В Санкт-Петербурге На сегодняшний день сохранились некоторые указанные в романе улицы и дома, например: «Дом Раскольникова» на углу улиц Гражданской (которая раньше называлась Мещанской) и Пржевальского (бывшее название — Столярный переулок), «дом Сони Мармеладовой» (дом, расположенный на углу по каналу Грибоедова и Казначейской улице), «дом Алены Ивановны» и множество других строений и мест, изображенных Достоевским как бы определенно с натуры.
Исследователи даже выяснили, как сам писатель наткнулся на камень, который в романе «превратился» вместо убежища Родионом денег и ценных вещей, украденных им у убитой Алены Ивановны. Известен даже двор, где тот камень лежал…
То, что Петербург считался одним из самых красивых городов Европы, Достоевского, кажется, мало волновало. Он видел этот город по-своему: как город-монстр, город-вампир, город-мираж. Этот взгляд писатель передал и своему герою — Раскольникову.

Величественная же панорама столицы огромной Российской империи предстала перед Родионом лишь раз.
Итак, официально-парадный Петербург ему чужой, это не его город. И глубоко символично, что именно в этом эпизоде «его больно хлестнул кнутом по спине кучер какой-то повозки», да еще и какая-то купчиха подала ему, как нищему, подаяние, которую он раздраженно бросил в воду. Впервые с Петербургом мы встречаемся в Описании одного из беднейших кварталов, где жил Раскольников.