Петер Хакс

Петер Хакс (род. в 1928 г.) переехал в 1955 году из Германии в Германии. Своими первыми пьесами он активно включился в борьбу против империализма. Продолжая вначале брехтовскую линию театрального искусства, Хакс стремился дать материалистическую трактовку исторических тем, раскрывая их актуальный смысл. Он развенчивал героев буржуазных исторических легенд и отдавал все свои симпатии угнетенному народу.

Пьесы Хакса “Герцог Эрнст, или Герой и его свита” (1955), “Открытие индийского века” (1954) и “Мельник из Сан-Суси” (1958) показывают,

что историей движут не одиночки и что определяющее значение принадлежит в ней социальным интересам – забавные, полемичные ракурсы исторических событий, позволяющие разглядеть подлинную сущность закономерных общественных процессов.

Против ремилитаризации германского империализма и против его псевдодемократических форм направлена пьеса Петера Хакса “Битва при Лобозице” (1955), в основу которой положен автобиографический роман Ульриха Брекера “История жизни и приключений бедного человека из Такенбурга”, написанный в XVIII веке.

Видимость человечности в отношениях между офицером и простым

солдатом разоблачается по мере того, как оказываются затронутыми их классовые интересы. Хакс показывает неизбежный крах попытки прусского офицера-вербовщика установить в армии наемников некие идейно-нравственные основы. В конце концов солдат дезертирует, ибо для него имеет смысл лишь мирная жизнь.

Вновь и вновь вызывали горячие споры те из последующих пьес Хакса, в которых он обращался к проблемам нового общества. Так, в пьесе “Заботы и власть” (1960) речь идет о противоречиях между рабочими брикетной фабрики и стекольного завода.

Возникший на этой основе конфликт между рабочим брикетной фабрики и работницей стекольного завода, любящими друг друга, служит моделью, на примере которой показывается, как непросто развиваются новые отношения между людьми. Социалистические нормы морали противостоят тем экономическим и социальным условиям, которые еще содействуют сохранению у людей чувств зависти и собственничества. Хаксу удается придать своему повествованию крупный исторический масштаб; этому замыслу соответствует и стилевая манера автора, поэтическая приподнятость языка пьесы.

Уже в этой пьесе Хакс подошел к проблемам современности с мерками коммунистического будущего, причем порою путь и цель противопоставляются, а в комедии “Мориц Тассов” (1965) этот вопрос занял еще более заметное место.

Мориц Тассов – революционер-мечтатель, который в 1945 году после освобождения Германии от фашизма Советской Армией отбирает у помещика усадьбу и на его земле организует “Коммуну третьего тысячелетия”.

Однако этот скачок в будущее кончается крахом, ибо Тассов не учитывает конкретных условий общественного развития. Анархизм Тассова, игнорирующего сельскохозяйственных рабочих и мелких крестьян, сталкивается с подлинными революционными силами и тем самым выносит приговор самому себе. Однако помыслы Тас-сова и его мечты, его чрезвычайно полнокровный образ нарисованы автором с большой симпатией. В Тассове нашла выражение человеческая личность, которая не имела условий для своего расцвета в первые годы становления нового общества, однако ей принадлежало будущее.

Хакс с реалистической достоверностью показал противоречие между идеалом и действительностью, пользуясь порою средствами сатиры. Он создал драматический образ, который мог бы встать в один ряд с замечательными героями комедийной мировой литературы. Противоречивость образа увела его, однако, в ином направлении.

Хакс считает, что с формированием в Германии общества развитого социализма необходимо сосредоточить внимание на драматическом изображении всестороннего развития человеческой личности. Связанные с этим мысли он изложил в своем сборнике статей “Поэтическое” (1972).

Проводя резкое и одностороннее отграничение от того социалистического искусства, которое родилось в классовых битвах, Хакс рекомендовал отныне позицию “классика”, согласно которой следует создавать образ эмансипированной личности и раскрывать ее проблемы, стремиться к “артистичности, блеску, богатству фантазии” 115. Хакс предложил концепцию “постреволюционной драматургии” 116, которая призвана учитывать в своих темах обострение мирового революционного процесса.

В пьесах Хакса, отвечавших этой концепции, перерабатывался мифологический или уже известный литературный материал. Этим произведениям присущи значительность действия, характеров, событий, поэтичность языка. Хакс делает работы для музыкального театра (оперетта для актеров – “Прекрасная Елена”, 1964; либретто для оперетты – “Еще ложечку яда, милый?”, 1972).

В пьесе Хакса “Амфитрион” (1967) Юпитер предстает существом, способным испытывать высшее наслаждение и одарять им, в то время как Амфитрион показан растерявшим свои лучшие человеческие качества в военных походах и в повседневной суете. Любовь объявляется высшим идеалом:

Лишь несколько часов любви коротких, Что человека делают великим, Способны оправдать существованье Всего людского рода…

Способности любить отводится центральное место, и она начинает символизировать собою любую социальную активность человека. Петер Хакс требует развивать творческие силы личности, однако это требование остается односторонним.

Творческая концепция Петера Хакса нашла различное выражение в его пьесах “Мир” (1962, по мотивам Аристофана), “Маргарита в Эксе” (1967), “Омфала” (1970), “Адам и Ева” (1972), “Ярмарка в Плюндерсвейлерне” (1974, по мотивам Гете). Чтобы очертить перспективы и границы различных типов людей в их взаимосвязи друг с другом (“Разговор в семействе Штейн об отсутствующем господине фон Гете”, 1975; “Рози мечтает”, 1975) или чтобы предложить к обсуждению те или иные формы социального развития (“Прек-сасп”, 1974; “Смерть Сенеки”, 1977), Хакс вновь обращается к историческому материалу.

Прекрасные роли, написанные Хаксом для актеров (например, роль госпожи фон Штейн), динамизм сценического действия, остроумие, виртуозность языка служат для пьес Петера Хакса залогом их постоянного успеха у широкой публики.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Петер Хакс