“Песнь о Сиде” и испанский героический эпос



1. Появляются: христианские мотивы, большая по сравнению с ранним средневековьем реальность географического и исторического контекста, изображение сеньориально-вассальных отношений. Новые средства героизации персонажей: рыцарь обязательно знатный.

2. Народная поэзия

Исполнители (во многом и авторы) – профессиональные певцы-потешники, во Фр. – жонглеры, в Исп. – хуглары, в Герм. – шпильманы. Сначала их ƒ: общая развлекательная – для всех, потом – разделились на потешников и исполнителей “высоких жанров” – эпоса

и духовных стихов.

Свойства творчества жонглеров:

– происхождение из народной песни – стиховая напевная форма – фольклорность – продукт коллективного творчества поколений певцов – нет автора – хорошо известный сюжет – основа для современных вариантов

3. Героический эпос – вид народной поэзии. На примере французского.

– жанр – большая поэма, слагались певцами из среды дружинников, клерикальной среды, исполнялись – жонглерами. – назывались “шансон де жест” (песня о деяниях). – от 1000 до 2000 строк, тирады (лессы)- от 5 до 40 стихов – на одном дыхании, 10-сложные,

с цензурой после 4/6 слога – в основном – не рифмованные (→у трубадуров), заканчивались ассонансом (гласные), на них – ударение

3. Темы:

– оборона от внешних врагов (мавров = сарацин, норманнов, саксов) (смысл жизни, суть феодализма: феодал не собственник земли, а защитник) – верная служба сеньору, королю – феодальные распри

1. В испанском эпосе сильно отразились политические события:

– борьба с маврами с целью реконкисты (захват маврами – 711) – раздоры между феодалами – изображались как великое зло, как измена родине – борьба за свободу Кастилии (от королевства Леон, единственного, которое не было захвачено)

2. Героический эпос – вид народной поэзии.

– основа – лиро-эпические песни и устные предания – жанр – большая поэма, слагались певцами из среды дружинников, клерикальной среды, исполнялись – хугларами. – состоят из серии строф неравной длины, связанных ассонансом (как французский) – но написаны народным – “неправильным” размером – стихами с неопределенным количеством слогов (8-16)

“Песнь о Сиде”

Сид – лицо историческое (Родриго Диас де Бивар), герой двух поэм: “ПоС” (ранняя, близка к истории – писалась еще “при свидетелях”, Сид умер 1099) и “Родриго” и много романсов. Жил XI. Прозвище сид = “господин” (ненависть и страх к нему). Имена, факты реальные.

Альфонс VI – король Кастилии, благоволил к Леону и ненавидел Сида, изгнал его. В поэме с ним уходят его вассалы, на деле вассалы в большинстве остаются, а к нему присоединяются все недовольные вообще политикой Альфонса. Тот долго был наемником, потом отвоевал Валенсию. Потом Сид помирился с Альфонсом, и они воевали против мавров.

Великий деятель реконкисты – народный герой, “мой Сид”.

1. Поэма содержит 3735 стихов и распадается на две части:

– об изгнании – о свадьбе и об оскорблении дочерей.

2. Особенности:

– формульность, повторы – более сухой и деловой способ изложения, чем в Роланде – обилие бытовых черт, семейная тематика. Сиду 50 лет, жена, 2 дочери. – нет гиперболизма и элемента сверхъестественного (ни сказочного, ни христианского) – отсутствует исключительность рыцарских чувств – приземленность, Сид в первую очередь расчетливый хозяин – “заниженность” Сида – сказано, что он “инфансон” (владелец вассалов), (был грандом)


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

“Песнь о Сиде” и испанский героический эпос