“Песнь о Роланде” и главный герой граф Роланд

“Песнь о Роланде” относится к числу так называемых эпических поэм средневековой французской литературы. Некоторые общие сюжетные черты этих песен позволяют их делить на “королевские джесты” и “баронские джесты”, т. е. джесты, воспевающие образ сюзерена, и джесты, посвященные феодальным распрям (например, “Джеста о Рауле из Камбрэ”). “Песнь о Роланде” – яркий пример “королевской джесты”, в которой самый принцип королевской власти торжествует над феодальной анархией, воплощенной в образе Гуенелона и его родичей.

Композиционно сюжетный материал разбивался на четыре основных раздела:

Посольство Бланкандрина и предательство. Гуенелона, бой в Ронсевале и смерть Роланда, месть Карла, судебный процесс и казнь Гуенелоца.

“Песнь” дает яркую и широкую картину эпохи. Мы видим императора – верховного феодального монарха на совете среди его баронов, где решаются важные государственные дела. Подробно и разнообразно описаны военные действия, дающие полное представление о феодальной войне XI-XII вв., изображена придворная жизнь, отражено состояние законов. Дворец, поле битвы, лагерь – фон “Песни”.

Читая

ее, мы детально знакомимся с одеждой, обычаями и характером людей XI-XII столетий.

В самом деле, можно ли говорить о проблеме характера в “Песни”? Конечно, характеры ее героев обрисованы только в общих чертах, далеки от реалистической многосторонности и законченности, но все же немало в них живых, запоминающихся черт. Персонажи “Песни”, во всяком случае основные, запоминаются именно как живые люди.

Герой “Песни” – граф бретонский Роланд, племянник Карла Великого. “Песнь” скупа на краски в описании его внешности: о нем мы знаем только, что он “весел лицом и красив станом”. Зато его характер разработан подробнее. Роланд всегда выступает в ореоле военной славы. Он – лучший из рыцарей Карла; на совете баронов, при обсуждении перемирия с Марсилием, он требует беспощадной войны до конца; когда перемирие решено, Роланд в числе первых добивается опасного поручения быть послом у Марсилия.

Он начинает бой, и, описывая его подвиги, автор “Песни” не может сдержать своей воинственной фантазии: враги падают десятками и сотнями.

Даже когда Роланд появляется в мирный час перед Карлом, то и в эту минуту он “в броне”, и автор спешит сообщить, что “он только что Каркасову разграбил”. Даже умирая, Роланд ложится лицом к стране врага – пусть знают все, что он умирает победителем и поле боя осталось за ним. Но в этом идеальном воинском образе есть и отрицательные черты. Его друг-побратим Оливьер, неразлучный товарищ, говорит ему: “Очень горяч и горделив, ваш норов”.

Все дальнейшее подтверждает слова Оливьера. Окруженный ратью, которая в пятнадцать раз сильнее его войска, Роланд мог бы спасти и себя и своих поитгов, если бы послушался Оливьера и затрубил в рог до начала битвы: войско императора вернулось бы, чтобы разбить полчища. Но Роланд надменно отвергает предложение: “в краю родном постигнет нас хула”, – говорит он, объясняя, что считает трусостью просить помощи.

Да, но Роланд все-таки берется за рог, и это очень важно для “Песни”. Она, бесспорно, обвиняет Роланда в том, что он не попросил помощи вовремя. Однако в “Песни” показано, что Роланд понимает свой поступок и горько кается в нем: “Франки падут, и а тому виною” – восклицает Роланд, и его дальнейшие слова глубоко раскрывают это трагическое чувство вины: “Коль не убьют, И горя я папою”.

Роланд уже не славы ищет и не бесславия боится, а ждет смерти, которая искупила бы его вину перед павшими товарищами, заманила бы забыть о его легкомыслии.

Чувство боевой дружбы крепко связывает Роланда с Оливьером и прочими рыцарями. Когда Оливьер умирает от ран, Роланд “рыдает и крушится, – никто вовек не знал такой кручины”. “Коль умер ты, не жить мне на земле”,- стонет Роланд, лишаясь чувств.

Кроме храбрости и верности друзьям, автор подчеркивает в характере Роланда несокрушимую верность сеньору – императору Карлу. Племянник Карла и лучший рыцарь его рати, Роланд прежде всего – верный вассал, и свои взгляды на обязанности вассала он образно высказывает в следующей строфе:

Должен вассал пострадать за сеньора, Должен терпеть и тяжкий жар, и холод, Должен терять и волосы, и кожу. Смотрите все: пусть каждый бьет, как может, Песни дурной пускай о нас не сложат.

Герой Роланд, верный друг и вассал, пламенно любит свою родину – “сладкую Францию”. Он умирает не только за своего сеньора, но и за Францию, за “Большую Землю”, на страже которой его поставил Карл. Любовь к родине проходит красной нитью через всю “Песнь”: о “сладкой Франции” молится умирающий Оливьер, бороться за нее призывает архиепископ Турине, к ней рвутся усталые франки, покидая Испанию.

Кроме всех этих черт, подчеркнутых в Роланде самим автором, отметим еще любопытные подробности, дорисовывающие его характер,

Роланд несдержан, – об этом нам уже сказал Оливьер. Эта несдержанность особенно бросается в глаза в разговоре с Гуенелоцом, после того как Роланду навязана должность начальника арьергарда. Начав разговор вежливейшим обращением, Роланд кончает его бешеным взрывом негодования: “Негодяй, худородный мерзавец!” – кричит он отчиму. Однако, когда Оливьер называет Гуенелона предателем, Роланд холодно останавливает Оливьера – “Изволь молчать!..

Он – отчим мой: ни слова про него”. Таков образ Роланда, вырастающий в образ “богатыря франкской земли”: когда гибнет Роланд, губительный смерч проносится над Францией, пугая людей. И автор спешит добавить:

Все говорят: “Последний день настал. То страшный суд, скончание векам”, Но это ложь: не с того – ураган; То – злая скорбь, что должен пасть Роланд. Природа скорбит, узнав о смерти Роланда: Бушует вихрь среди французских, стран, Гроза и гром, и ветр, и ураган, Свирепый дождь и непомерный град, Молнии бьют и часто и подряд…

Это мощное выражение скорби по герою, это ощущение народной потери не может не напомнить известное место из “Слова о полку Игореве”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (3 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

“Песнь о Роланде” и главный герой граф Роланд