Пьеса Островского “Шутники” – психологическая характеристика зависимого человека
Пьеса Островского “Шутники”, как и ряд других произведений драматурга, строится иа столкновении хозяев жизни и зависимых от них людей. Первым все позволено. Ограниченные и тупые, они стремятся подчеркнуть свое мнимое превосходство над окружающими.
Развлечения их грубы и жестоки. Зная, например, в каком бедственном положении находится старик Оброшенов, молодые купчики Недоростков, Недоносков и Шилохвостов подбрасывают ему конверт с надписью “Со вложением шестидесяти тысяч банковыми билетами”. Оброшенов, подобрав на улице
Третья часть находки принадлежит ему по праву. Теперь он устроит счастье своих дочерей. И его собственная старость обеспечена.
Но вместо денег он находит в конверте записку: “Не ганись за чужим дабром!” Разочарование так сильно, что Оброшенов слег. Но что за дело до этого великовозрастным недорослям.
В пьесе дается тонкая психологическая характеристика зависимого человека. Автор раскрывает те сокровенные мотивы, которые заставляют Оброшенова играть роль шута. “Что я такое? Дрянной старичишка, никуда негодящий!
Пускай смеются, коли им нравится, мне все равно. Они
Ради семьи, ради благополучия своих детей Оброшенов готов на любые унижения, “…как пошел я по делам ходить, спознался с богатыми купцами, там уж всякая амбиция пропала, – рассказывает он своей дочери. – Тому так потрафляй, другому этак. Тот тебе рыло сажей мажет, другой плясать заставляет, третий в пуху всего вываляет. Сначала самому не сладко было, а там и привык, и сам стал паясничать и людей стыдиться перестал.
Изломался, исковеркался, исказил себя всего, и рожа-то какая-то обезьянья сделалась”.
Исполнявший эту роль на сцене Малого театра артист С. В. Шуйский глубоко раскрывал трагедию “исказившего себя” маленького человека. А. Ф. Кони писал о его игре: “Из роли жалкого шута-подьячего, переносящего всякие надругательства над своим человеческим достоинством, Шуйский создал почти трагический образ, покоряющий себе зрителя. Когда Оброшенов узнает из безграмотной записки, что с ним сыграна злая шутка, Шуйский перед словами текста “…о боже мой, как над мальчиком насмеялись!” прибавил свое “пошутили”.
Я до сих пор вижу его страдальческое лицо и слышу его трагический шепот! Он говорил это так, что мороз пробегал по спине и слезы боли, негодования и жалости выступали на глазах”
Премьера пьесы в Малом театре состоялась в октябре 1864 года, а в 1865 году, очевидно под влиянием спектакля, И. М. Прянишников пишет одну из лучших своих картин “Шутники. Гостиный двор в Москве”. Характерен этот подзаголовок картины, наподобие ремарки к пьесе, точно указывающей место действия.
Художник ведет нас в цитадель московского купечества. Мрачное здание с обвалившейся штукатуркой. Массивные сундуки с купеческим товаром, привезенным на продажу.
Холодные краски картины создают впечатление серого, непогожего дня.
Перед нами сценка из повседневной жизни. Купцы развлекаются. По их прихоти пляшет седой старик, очевидно, чиновник в отставке.
Медаль на костюме свидетельствует о его долгой и беспорочной службе.
Богатые купцы держатся солидно, невозмутимо. Дебелая купчиха уселась, как в театре, и внимательно следит за даровым представлением. Приказчики откровенно потешаются над стариком, а какой-то забавник за его спиной высовывает язык и делает рожки.
Близость сюжетов пьесы и картины очевидна. Однако Прянишников создает несколько иной психологический тип, нежели Островский. Если Оброшенов уже привык к роли шута, то старик на картине явно стыдится своего унижения.
Он опустил глаза. На его лице горечь, усталость и страдание.
Картина строится на резких контрастах. Измученное лицо старика, какие-то робкие, неуверенные движения – и упитанные лица купцов, спокойная важность их фигур. Тот же контраст и в одежде. Порыжевшее от времени пальто, грязновато-серого цвета помятые брюки чиновника и богатые шубы с пышными меховыми воротниками, цилиндры купцов, атласный салоп купчихи.
Выразительны такие детали картины, как икона, ярко характеризующая лицемерную, ханжескую мораль купцов.
Так писатель и живописец, каждый своими средствами, показали положение в темном царстве обездоленного человека.