Пьеса И. Карпенко-Карого “Хозяин” – комедия нового типа
Украинский театр долгое время вынужден был разрабатывать крестьянскую тематику с этнографическим уклоном, иначе бы украинское слово не звучало со сцены. И это позволило театру развиваться, быстро пройти путь обновления. Своеобразным знаком обновления украинской драматургии была пьеса “Хозяин” И. Карпенко-Карого. Социально-сатирическая комедия – это новый тип произведения для тогдашнего театра, ибо в ней решаются проблемы современного автору общества – становления новой сельской буржуазии.
Какая же она, та новая буржуазия?
Следовательно, это огромное богатство заработано честным трудом? Тогда почему же не так много подобных богачей появилось в обществе? Что, другие работать не умеют?
Оказывается, Пузырь не гнушался никакими средствами, чтобы обогатиться. И один из путей обогащения таких людей видим, когда разворачивается афера с овцами и деланным банкротством. Мало того, зарабатывая деньги, Пузырь постепенно становится зависимым от них.
Об этом свидетельствует и его отношение к рабочим
Он имеет тех копен множество, но вмешивается и падает так, что это оказалось смертельно опасным. Казалось бы, перед смертельной угрозой можно было бы подумать о Божьем, а не о человеческом.
Однако он остается типичным “хозяином” относительно своего имущества. Впрочем, в этом случае сама пьеса звучит несколько иронично – он не хозяин своей жизни, своего здоровья, он становится никому не нужным в обществе, даже несмотря на орден Станислава. Но сколько еще таких “хозяев”, которые крепко держат за шиворот миллионы зависимых от них людей, потому что богатство – это власть.
А власть таких, как Пузырь, страшна, потому что аморальна. Именно об это социальном явление рассказал И. Карпенко-Карый в произведении нового типа – социально-сатирической комедии, разоблачающей средствами сатиры типичные социальные явления XIX-XX века.
- “Хозяин” И. Карпенко-Карого – выдающееся достижение украинской драматургии XIX века Иван Карпенко-Карый – одна из выдающихся личностей в украинской дооктябрьской литературе. Продолжая традиции Г. Квитки-Основьяненко, И. Котляревского, Т. Шевченко, он поставил свое перо писателя на службу народу. Драматург с большой обличительной силой показывает типичные явления развития капитализма на Украине, разоблачает хищническую суть, сельской буржуазии. В основе пьесы “Хозяин” (1900 г.) лежат реальные факты капиталистической действительности. […]...
- Образ хозяина в пьесе И. Карпенко-Карого “Хозяин” Пьеса “Хозяин” написана около ста лет назад (1900 год), однако ее проблематика и герои остаются удивительно современными. В образе Терентия Гавриловича Пузыря воплощены наиболее существенные черты “хозяина” жизни – человека, который благодаря богатству приобрел большой вес в обществе. И. Франко отметил, что И. Карпенко-Карый дал “грандиозную по своему замыслу и по почти безупречную картину промышленника […]...
- Сочинение на тему: актуальность пьесы “Хозяин” Ивана Карпенко-Карого Размышляя о вкладе Карпенко-Карого в казну культуры, Симон писал, что драматургическое творчество этого писателя “было реальным отображением жизни нашего народа, его интересов, его психологии и широкого комплекса вкусов, – живым отображением живой жизни”. Карпенко-Карый первым в украинской драматургии переступил за границы шаблона – “той этнографической, с непременной любовью в центре драмы и дал начало серьезной […]...
- Творческое кредо Карпенко-Карого Свое художественное кредо И. Карпенко-Карый высказал в монологе героя пьесы “Суета” Ивана Барильченко: “Может, я и в самом деле чудодей, может, мои мечты – суета. Сцена же мой кумир, театр – священный храм для меня! Только из театра, как из храма торговцев, нужно гнать и фарс, и оперетку, они – позор искусства, так как вкус […]...
- Контрольна робота з теми: “Українська драматургія і театр 70 і 90-х років XIX ст. Творчість І. Карпенко – Карого” Контрольна робота з теми: “Українська драматургія і театр 70 і 90-х років XIX ст. Творчість І. Карпенко – Карого” 1. Карпенко – Карий – псевдонім: А. Леся Мартовича; Б. Івана Білика; В. Якова Головацького; Г. Івана Тобілевича; Д. Павла Губенка; 2. Найбільший внесок в українську літературу Карпенко-Карий зробив: А. У романістиці; Б. У ліричній поезії; […]...
- Изображение мироеда в комедии И. Карпенко-Карого “Сто тысяч” Комедия И. Карпенко-Карого “Сто тысяч” изображает новых “героев” наживы, “которые выходили из низов, из крестьян, и становились промышленными, финансовыми или земельными магнатами. Эта комедия становится рядом с другими пьесами И. Карпенко-Карого, в которых возникают мироеды (“Мартын Боруля”, “Хозяин”), которые готовы отдать свою душу черту за деньги. Главный герой пьесы “Сто тысяч” – Герасим Мошна, человек, […]...
- “Горе от ума” А. С. Грибоедова как комедия нового типа Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” стала в русской литературе принципиально новой пьесой, отступившей от классицистических законов и построенной по законам новой драмы. Прежде всего, драматургическое новаторство автора проявилось здесь в отказе от некоторых жанровых канонов классицистической “высокой” комедии. Александрийский стих, которым написаны “эталонные” комедии классицистов, заменен в “Горе от ума” вольным ямбом – […]...
- Честь и бесчестие персонажей комедии И. Карпенка-Карого “Хозяин” Что на сегодняшний день означает понятие “честь”? Каждый это понятие будет трактовать по-своему. Для одних – это совокупность высших моральных принципов, уважение, почет, признание других побед. Для других – это “земля, скот, овцы, хлеб, коммерция, барыш – эта жизнь!” Поэтому и героев комедии “Хозяин” можно поделить на два лагеря за этими “понятиями” чести. Очевидно, человеком […]...
- Комедия Карпенка-Карого “Сто тысяч” и “вечная” тема власти денег над Человеком Драматургия Карпенка-Карого разнообразна по тематике, жанрами, образами… В многогранных характерах он отобразил интересы, стремление разных социальных слоев украинского общества: капитала, миллионеров-землевладельцев и крестьян-бедняков. Сила комедии “Сто тысяч” в том, что в ней правдиво воспроизведены новые изменения жизни села, глубоко раскрыто хищнический характер сельской буржуазии, новые ее пробы эксплуатации и обогащение. Главным персонажем произведения есть Герасим […]...
- Трагедия И. Карпенко-Карого “Савва Чалый” Вершинным произведением И. Карпенко-Карого на историческую тематику считается трагедия “Савва Чалый” (1899). Комедия образовалась в период античности (“Всадники”, “Птицы” Аристофана). За основу комедии взято смешное – что по Аристотелю, “определенная ошибка и уродливость, которая никому не причиняет страданий”. Авторы комедии сознательно снижают своих персонажей по сравнению со средним уровнем, который существует в жизни. Не имея […]...
- Жизненный путь Ивана Карпенко-Карого Будущий классик драматургии увидел мир 17 сентября 1845 г. в селе Арсенивцы вблизи Елисаветграда (ныне – Кировоград) в семье управляющего помещичьего имения. Его отец, Карп Адамович Тобилевич, хотя и был дворянином, тем не менее, не имел достаточно документов для подтверждения дворянского происхождения. Он много раз безуспешно добивался признания своего благородного статуса, но так и не […]...
- Карпенко-Карый (1845-1907). Иван Карпович Тобилевич Настоящее имя – Иван Карпович Тобилевич (псевдоним Карпенко-Карый объединяет в себе имя отца и любимого литературного персонажа Игната Карего – героя пьесы Т. Шевченко “Назар Стодоля”). Карпенко-Карый родился 29 сентября 1845 года в с. Арсеньевка Бобринецкого уезда на Херсонщине в семье обнищавшего мелкого шляхтича, управляющего помещичьего имения. Мальчик учился в Бобринецком уездном училище, потом с […]...
- “Госпожа Бовари” – социально-бытовой роман нового типа Над романом “Госпожа Бовари” Г. Флобер работал около пяти лет. В своих письмах писатель неоднократно жаловался, что “Бовари” ползет черепаший походкой, “просидел четыре часа и ни одной фразы”, “порчу кучу бумаги”, “проклятая книга, она причиняет мне боль”, “на прошлой неделе я убил пять дней на одну страницу” и тому подобное. Выискивая нужный сюжет, Флобер взял […]...
- Человек нового типа, рожденный в огне гражданской войны (По произведению И. Э. Бабеля “Конармия”) 1. Жизненный опыт И. Э. Бабеля, полученный на войн. 2. Л ютов – человек нового типа. 3. Отношение автора к героям. Попав на гражданскую войну в Первую Конную Армию, И. Э. Бабель оказался среди казаков, чьи боевые традиции, условия прохождения службы, организация, резко отличались от традиционных. Издревле казаки славились своенравным и свободолюбивым характером. Верные братству […]...
- Рождение человека нового типа в огне гражданской войны по произведению Бабеля “Конармия” На наших глазах в “Конармии” безответный очкарик превращается в солдата. Но душа его все равно не принимает жестокий мир войны, ради каких бы светлых идеалов она ни велась. В новелле “Эскадронный Трунов” герой не дает убивать пленных поляков, но не может он убивать и в бою (“После боя”). Акинфиев, бывший повозочный Ревтрибунала, говорит: “…виноватить я […]...
- “Воскресение” Л. Толстого как роман нового типа “Воскресенье” – роман Льва Николаевича Толстого, написанный им в 1889-1899 годах, и ставший одним из последних крупных произведений автора перед смертью. По мнению литературных критиков, является вершиной реализма Льва Толстого. Общепризнан классическим произведением русской литературы. После выхода в свет роман поразил современников и практически сразу же был переведен на многие европейские языки. Подобный успех во […]...
- Странная комедия (пьеса А. С. Грибоедова “Горе от ума”) При всем своем ошеломительном успехе пьеса “Горе от ума” настолько не вписывалась в привычные представления о комедии, что даже опытные сочинители недопоняли оригинальности ее замысла, приняв художественные открытия Грибоедова за недостатки мастерства. Талантливый литератор и близкий друг драматурга П. А. Катенин заметил, что в “Горе от ума” драматург проявил “дарования более, нежели искусства”. Грибоедов на […]...
- Пьеса “Вишневый сад”: комедия, драма или трагедия? А. П. Чехов написал в 1903 году замечательную пьесу “Вишневый сад”. Мир искусства, так же как и общественно-политический мир ощущал потребность в обновлении. А. П. Чехов, будучи уже одаренным писателем, показавшим свое мастерство в кратких рассказах, входит в драматургию как открыватель новых идей. Премьера пьесы “Вишневый сад” послужила поводом для массы дискуссий среди критиков и […]...
- Пьеса Антона Чехова “Вишневый сад”: комедия или трагедия Антон Павлович Чехов назвал свое произведение “Вишневый сад” комедией. Мы же, прочитав пьесу, относим ее скорее к трагедии, чем к комедии. Нам кажутся трагическими образы Гаева и Раневской, трагичны их судьбы. Мы сочувствуем и сопереживаем им. Сначала мы не можем понять, почему Антон Павлович отнес свою пьесу к жанру комедии. Но, перечитывая произведение, разбираясь в […]...
- Карпенко-Карий (1845-1907). Іван Карпович Тобілевич Справжнє ім’я – Іван Карпович Тобілевич (псевдонім Карпенко-Карий поєднує в собі ім’я батька та улюбленого літературного персонажа Гната Карого – героя п’єси Т. Шевченка “Назар Стодоля”). Карпенко-Карий народився 29 вересня 1845р. в с. Арсенівка Бобринецького повіту на Херсонщині в родині зубожілого дрібного шляхтича, управителя поміщицького маєтку. Хлопещ” навчався в Бобринецькому повітовому училищі, потім 1859 р. […]...
- Почему пьеса “Горе от ума” – комедия? Грибоедов назвал свою пьесу комедией, и это вызывает недоумение: концовка “Горя от ума” совсем не смешная и не счастливая, как это обычно бывает в комедиях. Положительный герой Чацкий терпит полный крах: он теряет любимую девушку, его общественное служение не приносит никакого результата, напротив, его объявляют сумасшедшим, и он вынужден уехать из Москвы. Учитывая сказанное, “Горе […]...
- Пьеса А. П. Чехова “Вишневый сад” – комедия или трагедия? А. П. Чехов назвал свое произведение “Вишневый сад” комедией. Мы же, прочитав пьесу, отнесем ее скорее к жанру трагедии, чем комедии. Нам кажутся трагическими образы Гаева и Раневской, трагичными их судьбы. Мы сочувствуем и сопереживаем им. В пьесе “Вишневый сад” мы не видим острого конфликта. Герои пьесы ведут себя спокойно, между ними не происходит открытых […]...
- Определение: Что такое Пьеса? Пьеса – предназначенное для исполнения на сцене художественное произведение. Пьеса имеет свои особенности. Она состоит из диалогов и монологов героев, или действующих лиц. Пьеса делится на части – сцены, акты (действия). Помимо монологов и реплик (слов действующих лиц в диалоге), в пьесе есть и ремарки. Это авторские замечания, подсказки по оформлению сцены, произнесению текста. Из […]...
- Отражение в поэме Данте “Божественная комедия” нового гуманистического взгляда на человека и его ценности Вершиной творчества Данте является “Божественная комедия”. Поэма написана как странствие поэта по загробному миру. Проводником Данте в этом путешествии является поэт, автор “Энеиды”, Вергилий. В произведении это символ разума, направляющего людей к земному счастью. Вергилий объясняет автору все, что видит. Данте спускается с ним в Ад, затем поднимается на гору Чистилища, очищается от грехов и […]...
- Описание произведения “ЖАК-ФАТАЛИСТ И ЕГО ХОЗЯИН” Роман “Жак-фаталист и его хозяин” построен как диалог со множеством вставных эпизодов и бытовых рассказов. Беседуют между собой едущие по дороге Жак и его безымянный хозяин, они ведут разговоры о случаях из жизни, монахах, знатных дамах, дуэлях, людях низших сословий. Едут они как бы никуда и ни за чем, лишь в конце повествования оказывается, что […]...
- Литература 70- 90-х годов И. Нечуй-Левицкий. Афанасий Мирный. И. Карпенко-Карый Цель: оценить учебные достижения учеников по этой теме; Развивать умение десятиклассников анализировать художественные произведения; творческие способности учеников; воспитывать самостоятельность и настойчивость в работе. Тип урока: контроль и корректировка знаний, умений, наывков. Оборудование: разноуровневые задачи. Ход урока I. Мотивация учебной деятельности учеников. Объявление темы и цели урока II. ОБъяснение учителем методики выполнения задач контрольной работы Выполнение […]...
- Сочинение на тему: “Золото – хороший слуга, но плохой хозяин”(по произведению Гобсек) Французский писатель Оноре де Бальзак в своей повести “Гобсек” выполнил не только психологический анализ общества своего времени, он заглянул в души людей и нашел в них “законы жизни”. Можно утверждать, что эти законы каждый человек видит по-своему, потому что они относятся к абстрактным понятиям, но относительность всех ценностей зависит от окружения: “В мире нет ничего […]...
- “Дома вдовца” Шоу – пьеса без положительного героя В первых пьесах Шоу раскрыл те грязные способы, какими наживается богатство. “В “Доме вдовца” я показал, что респектабельность буржуазии и утонченность младших сыновей знати питается нищетой городских трущоб, как муха питается гнилью”, писал Шоу в предисловии к “Неприятным пьесам”. Эта тема трущоб, порожденная самой жизнью, становится ведущей в пьесе “Дома вдовца”. Молодой ученый Трэнч влюбляется […]...
- Твір на тему Сто тисяч Карпенко-Карий Іван Карпенко-Карий – український письменник, драматург, актор, являється автором багатьох творів, одним із яких є – п’єса “Сто тисяч”. Навіть із самої назви, можна зрозуміти про що буде розповідатися. Тому я хочу розповісти вам, про те що відбувалося у цьому творі, про головну думку яку автор намагався донести читачам і про те що, деяка частина […]...
- Жизнь ради денег в драме Карпенка-Карого “Сто тысяч” Драма “Сто тысяч” – один из шедевров украинской драматургии. В комедийной форме корифей украинского театра делает ударение на важных проблемах человеческой жизни, заставляет нас оценить собственные поступки, задуматься над своими жизненными приоритетами, показывает нам, насколько смешно и уродливо выглядит человек, который живет только ради денег, ради наживы. Но причиной всех перипетий произведения есть не только […]...
- “Хазяїн” І. К. Карпенка-Карого – видатне досягнення драматургії XIX століття І. Карпенко-Карий – корифей української драматургії, його ідеї не вмерли, “вони живуть поміж людьми і, намагаючись втілитись у живі форми, прибрати реального змісту, нагадують їм про того, хто їх витворив, кому вони завдячують своєю появою на світ…” (Симон Петлюра). І. Я. Франко назвав І. Карпенка-Карого першим майстром на ниві української драматичної літератури. Межі об’єктів творчості […]...
- “Хозяин” из кн. “Повести и рассказы” (Баныкин) Сережа – сын лесника Степаныча – сидел в конце лодки за кормовиком. Сидел прямо, ловко работая послом, и, как положено капитану судна, зорко смотрел по сторонам, жмуря от нестерпимого солнечного света свои круглые карие глаза – не по-детски сейчас серьезные. Такого буйного разлива давно не помнил даже отец Сережки – бывалый человек, знавший волжскую пойму […]...
- Твір на тему: Актуальність п’єси “Хазяїн” Івана Карпенка-Карого Розмірковуючи про внесок Карпенка-Карого в скарбницю української культури, Симон Петлюра писав, що драматургічна творчість цього письменника “була реальним одбитком життя нашого народу, його інтересів, його психології й широкого комплексу вподобань, – живим одбитком живого життя”. Карпенко-Карий першим в українській драматургії виступив за межі шаблону – “отієї етнографічної, з неодмінним коханням у центрі, драми й дав […]...
- Ожившая Галатея или Пьеса “Пигмалион” В этой пьесе Шоу использовал миф о Пигмалионе, перенеся его в обстановку современного Лондона.. Если ожившая Галатея была воплощенной покорностью и любовью, то Галатея Шоу поднимает бунт против своего создателя: если Пигмалион и Галатея античности вступили в брак, то герои Шоу ни в коем случае не должны вступать в брак. Непосредственная задача Шоу, как он […]...
- Что такое пьеса-сказка? Литературная пьеса-сказка впервые увидела свет в XVIII веке в Италии. Создатель данного литературного вида – Карло Гоцци, который соединил народное уличное представление и народную сказку. Он написал и распределил для актеров текст пьес, содержание которых основывалось на народных сказочных мотивах. В XIX веке замечательные литературные пьесы-сказки создал немецкий писатель Людвиг Тик: “Кот в сапогах”, “Красная […]...
- Сочинение Человек хозяин своей страны Каждый рождающийся ребенок, автоматически становиться гражданином своего государства, на территории которого он родился. Другой вопрос, как родители оформят это гражданство. Ребенок ступает в период младенчества, мама ведет тщательный уход за ним. Постепенно родители учат свое чадо ходить и разговаривать. Через три года ребенок поступает в детский садик, в котором его учат правильному поведению в обществе. […]...
- О чем заставила меня задуматься пьеса М. Метерлинка “Синяя птица” Я закрыл учебник по литературе… Сейчас я прочел удивительную пьесу Мориса Метерлинка “Синяя птица”. С самого начала меня удивил заголовок и весьма необычные имена героев. С первых же страниц я понял – передо мною необыкновенное, феерическое произведение. Пьеса Мориса Метерлинка заставляет задуматься о многих жизненных проблемах. Я задумался о счастье. “А что же такое счастье?” […]...
- Сочинение на тему: Жизнь и судьба или Человек – хозяин своей судьбы Сочинение на тему ” Жизнь и судьба” или “Человек – хозяин своей судьбы” Нелегко размышлять над таким понятием, как “судьба”. Конечно, я часто слышу это слово от взрослых. Но разные люди понимают судьбу совершенно по-разному. Одни говорят, что от судьбы зависит все. Ну, почти все. Кто-то Счастлив и богат – значит, судьба относится к нему […]...
- Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” как политическая комедия Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” – выдающееся произведение русской классической литературы. Созданное в двадцатые годы XIX века, оно нашло широкое признание у современников, которым пришлось ознакомиться с комедией в рукописи. Комедия осталась актуальной и злободневной по сей день. Драматург вложил в пьесу все лучшие качества своей души: пламенный патриотизм, любовь к родине, ненависть […]...
- Образ Грохало и Семенова в автобиографической повести Хозяин (Горький А. М.) Одновременно с рассказами сборника “По Руси” Горький работал над автобиографической повестью “Хозяин”. Во время работы над этим замыслом Горький писал в одном из своих писем в 1912 г.: “Вы скажете – марксист! Да, но марксист не по Марксу, а потому, что так выдублена кожа. Меня марксизму обучали лучше и больше книг казанский булочник Семенов и […]...