Первый раз…в пятый класс. Рекомендации родителям
Перв Ый Раз… В Пятый Класс! Советы Родителям
Начальная школа — позади. И уже нет рядом родного классовода, на протяжении четырех лет практически ежеминутно находящегося рядом со своими воспитанниками. Зато есть новый классный руководитель и много других учителей, каждый из которых ведет свой предмет, да еще и в разных школьных кабинетах.
А если при этом ребенок еще и сменил привычный коллектив, перейдя в другое учебное заведение…
Как должны себя вести родители, чтобы помочь пятикласснику как можно проще освоиться в новой
Психологические исследования доказывают, что межличностные конфликты в новых коллективах 5-х классов исчерпываются в течение одного-двух месяцев, когда каждый ученик самоутвердится и найдет свой круг общения. Педагогическое мастерство классного руководителя и конструктивная позиция родителей играют важную роль в формировании здоровой и гармоничной атмосферы в классе.
Диагностические исследования психологической службы лицея показывают высокий уровень сплоченности коллективов
«Меня не любят одноклассники»
Если ребенок жалуется, что его не воспринимают в классе, обижают или игнорируют, то следует обязательно обратиться к классному руководителю, психологу, которые изучают психологические особенности каждого ученика.
Ведь через трудности в адаптации могут возникнуть трудности в обучении. Складывается такая ситуация: ваш ребенок отлично учился в начальных классах, а в пятом его успехи ухудшились. Не следует паниковать, не стоит обвинять ребенка и самих себя. Лучше в беседах с ребенком самостоятельно (а лучше с помощью психолога) выявить его слабое место — то, что является причиной дезадаптации: недостаток самостоятельности, неумение налаживать контакты с учениками, учителями, отсутствие мотивации (например, иногда юные лицеисты считают, что факт их поступления в лицей — грандиозное достижение, и прикладывать усилия для учебы необязательно).
Следует помнить, что в начальных классах большинство детей учатся лучше, т. к. там проще программа. В 1-4 классе родители обычно больше контролируют своих детей, поэтому не следует сразу ослаблять контроль над обучением.
«Нам ничего не задавали»
Приучайте ребенка к самостоятельности постепенно: он должен сам собирать вещи в школу, звонить одноклассникам, если нужно уточнить домашнее задание. А наивное «нам ничего не задавали» можете сразу отклонять и строго выяснять истину.
Пятый класс — период раннего подросткового возраста.
Послушный и аккуратный и ребенок становится непослушным, невозможным, агрессивным, эгоистичным. Став подростком, ребенок часто теряет равновесие. Как любой переходный период жизни человека, этот период жизни ребенка выдвигает специфические проблемы, связанные не только с новой организацией обучения, но и с процессом привыкания к требованиям, порядкам, новому окружению.
Этот процесс привыкания к новым условиям жизни и является адаптацией, которая таит в себе ряд психологических проблем, успешное решение которых зависит от силы воли самого ребенка и от родительской поддержки, внимания и терпения.
Если вас что-то беспокоит в поведении дочери или сына, безотлагательно обсудите это с классным руководителем, психологом.
Полезные советы
— Если в семейной жизни произошли перемены, которые повлияли на психологическое состояние ребенка, эту проблему обязательно следует обсудить с психологом.
— Интересуйтесь школьными делами, обсуждайте сложные ситуации, вместе ищете выход из конфликтов.
— Помогите ребенку выучить имена новых учителей, предложите описать их, выделить какие-то особенные черты.
— Посоветуйте ребенку в сложных ситуациях обращаться за помощью к классному руководителю, психологу, учителю.
— Изучите уровень самооценки пятиклассника. Это объяснит некоторые поведенческие особенности ученика. Завышенная самооценка ведет к развитию зазнайства, наглости, болезненной самовлюбленности, ранимости, эгоцентризма. А заниженная порождает тревожность, неуверенность, страхи, лень.
Одно из основных заданий воспитания — формировать адекватную самооценку.
— У детей, порой незаметно для них самих, наступает кризис, связанный с желанием обрести самостоятельность, избавиться от чрезмерной (по мнению маленького подростка) родительской опеки, появляется страх перед неизвестной взрослой жизнью. Желание освободиться от внешнего контроля объединяется с повышением самоконтроля, началом сознательного самовоспитания. Внутренний мир ребенка еще не стабильный, поэтому родителям не следует оставлять ученика без контроля.
Следует проявить мудрость, ведь подросток очень ранимый и легко поддается влиянию — как позитивному, так и негативному.
Проблеме адаптации пятиклассников к новым условиям обучения, социальной ситуации, изменениям в нагрузке уделяется большое внимание со стороны педагогического коллектива и психологической службы лицея. Надеемся, что наши рекомендации будут полезными родителям пятиклассников и помогут решить возникающие проблемы.