Первые произведения Горького: “Старуха Изергиль”

Первые произведения Горького “Макар Чудра”, “Девушка и смерть”, “Старуха Изергиль”, “Челкаш”, “Песня о Соколе” – сразу привлекли к себе внимание романтическим пафосом, изображением гордых и смелых людей, жизнеутверждающим гуманизмом. Почти одновременно с этими произведениями он пишет “Двадцать шесть и одна”, “Супруги Орловы”, “Озорник” и другие. В статье “О том, как я учился писать” (1928) Горький так объясняет. причины, побудившие его взяться за перо: с одной стороны, сила давления “томительно

бедной жизни” вызывала желание скрасить эту “бедную” жизнь вымыслом, “выдумкой”, с другой – накопившиеся впечатления так настойчиво требовали правдивого, реалистического рассказа обо всем увиденном, что не писать он не мог.

Эти две причины были так неотделимы др)г о г друга, что их связь неизбежно должна была вызвать переплетение романтических и реалистических тенденций и в самом творчестве молодого писателя.

Современников поразила необычность художественного стиля Горького. В. Г. Короленко прочитав рукопись, с неодобрением отозвался о рассказе “Старух Изергиль”: “Мне

кажется, вы поете не своим голосом. Реалист вы а не романтик, реалист!” А о рассказе “Челкаш” он с удовлетворением заметил: “Я же говорил вам, что вы реалист!” Однако, подумав, добавил: “Но в то же время – романтик!”

Сплав романтизма и реализма с которого начинал свой творческий путь М. Горький, явился новым шагом в развитии, русской литературы, вызванным новыми историческими условиями – началом революционной борьбы пролетариата. “…Его реализм более действенен, чем реализм Толстого или Тургенева, – писал о Горьком Джек Лондон. Его реализм живет и дышит в таком страстном порыве, какого они редко достигают. Мантия с их плеч упала на его молодые плечи, и он обещает носить ее с истинным величием”.

Одно из наиболее ярких произведений этого типа – “Старуха Изергиль” (1895). Сравнительно небольшой рассказ поражает богатством и глубиной заключенных н нем мыслей: прославление радости и красоты жизни, гимн свободе, стремление к подвигам, величие самопожертвования и низменность эгоизма. Действие в рассказе происходит на берегу моря, вечером.

Партия молдаван, закончив работу, шла к морю. “Они шли, пели и смеялись; мужчины – бронзовые, с пышными, черными усами и густыми кудрями до плеч, в коротких куртках и широких шароварах; женщины и девушки – веселые, с темно-синими глазами, тоже бронзовые. Их волосы, шелковые и черные, были распущены, ветер, легкий, играл ими, звякал монетами, вплетенными в них”. Кажется, что это видение из какой-то сказочной жизни, где нет нищеты, эксплуатации и непосильного труда. Нет, действие происходит в той же суровой действительности, которая окружала писателя.

По речь идет здесь о людях, живущих полной жизнью и любящих ее. “Смотри-ка, разве не устали за день те, которые поют там? – спрашивает Изергиль. С восхода по закат работали, взошла луна, и уже – поют! Те, которые не умеют жить, легли бы спать.

Те, которым жизнь мила, вот – поют”.

В тяжелом труде прошла молодость и самой Изергиль, но она любила жизнь, не жалея, тратила свои силы. А на старости лет живет около молодых, любуется их красотой и рассказывает им красивые легенды, сложенные трудовым народом.

Характерная черта Изергиль – свободолюбие, сильно развитое чувство независимости, собственного достоинства, но ее яркая жизнь не была освещена каким-либо идеалом, не имела цели. Изергиль жила для себя, а не для людей. Но все симпатии ее на стороне благородных людей, борцов против насилия. Изергиль выступает в рассказе как представитель и выразитель мнения простого народа, который не умом, а сердцем чувствует, в чем подлинный смысл человеческой жизни.

И это дает ей право оценивать поведение Ларры и Данко.

Изергиль умела постоять за себя, но умела и жертвовать собой. Рискуя жизнью, она освобождает попавших в плен борцов за освобождение Польши. С восхищением говорит она о поляке, который сражался за освобождение Греции от турецкого ига. “В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам, – говорит Изергиль. – И те, которые не находят их для себя,- те просто лентяи или трусы, или не понимают жизни, потому что, кабы люди понимали жизнь, каждый захотел бы оставить после себя свою тень в ней”. Это утверждение – главное в рассказе Изергиль – Горький неоднократно провозглашал в борьбе против застойного мещанского быта, тупой покорности трудящихся масс и отступничества интеллигенции от революционных заветов.

В рассказе “Об одном поэте” (1894) его герой говорит: “Нужны подвиги! Нужны такие слова, которые бы звучали, как колокол набата, тревожили все и, сотрясая, толкали вперед”. Именно такие чувства возбуждают в читателе рассказанные Изергиль легенды о Ларре и Данко.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Первые произведения Горького: “Старуха Изергиль”