Переводы и переработки на русской почве западной повести в XVII века
Особенно во второй его половине, у нас наблюдается значительный приток иноземной, преимущественно западной, повествовательной литературы, главным образом через польское и отчасти чешское посредство. Большая ее часть является чисто светской как по своему стилю, так и по тематике, меньшая носит на себе еще печать церковной идеологии. К первому разряду относится ряд рыцарских повестей, в том числе “История семи мудрецов”, смехотворные повестушки и анекдоты, новеллы и басни, ко второму – такие сборники нравоучительных рассказов, как
В основе большинства произведений этой повествовательной литературы лежат сюжеты, имевшие широкое хождение как на Западе, так и на Востоке. Частично материал для них давала и Византия, издавна поставлявшая на Русь свою литературную продукцию.
Переводчиками повествовательного материала с благочестивой окраской были большей частью ученые монахи, переселившиеся в Москву с Украины, из Киева, прочего же – служащие Посольского приказа.
У нас на первых порах эта литература послужила материалом для чтения наиболее образованных
- Бытовые повести русской литературе XVII века Наряду с воинской повестью, отражавшей героические события в жизни народа, в XVII в. появился новый жанр – бытовая повесть, в которой ставились уже морально-этические и социальные проблемы. К числу таких повестей следует отнести “Повесть о Горе-Злочастии”, “Повесть о Савве Грудцыне”, “Повесть о купце”, “Повесть о Фроле Скобееве”, “Повесть о Карпе Сутулове” и др. Их герои […]...
- Совмещение старого и нового в русской литературе XVII века Русской литературе XVII в. принадлежит заметная роль в развитии нашей отечественной литературы. Она является тем звеном, которое соединяет средневековую словесность с искусством нового времени. Совмещение старого и нового, традиционного и преодолевающего традиции наблюдается и в тематике произведений, и в миросозерцании писателей, и в литературных формах. По-прежнему важное место занимает героика: тема защиты отечества звучит в […]...
- Общая характеристика литературного процесса в XVII ( 17 ) веке (Литература XVII-XVIII веков) Литература развивается в тесной зависимости от общественной жизни страны. Естественно что те события, которые произошли на Руси в XVII веке, отразились и в литературе. Русская литература становится более светской, и народное творчество начинает оказывать более сильное воздействие на книжную литературу, особенно на ее язык. С середины XVII века появляется большее, чем раньше, количество произведений, авторы […]...
- Стихотворство и драматургия XVII ( 17 ) века (Литература XVII-XVIII веков) В начале XVII века возникает и в последней трети его получает широкое распространение стихотворство. Стихи тогда создавались по так называемой силлабической (слоговой) системе стихосложения (от греческого слова силлабе – слог). Силлабическое стихосложение имело три основных признака: в стихотворной строке соблюдается одинаковое число слогов (обычно 13 или 11, хотя могло быть и меньше – 7 и […]...
- XVII век – век подготовки радикальных перемен в русской литературе Начинается перестройка структуры литературы как целого. Чрезвычайно расширяется количество жанров за счет введения в литературу форм деловой письменности, которым придаются чисто литературные функции, за счет фольклора, за счет опыта переводной литературы. Усиливается сюжетность, развлекательность, изобразительность, тематический охват. И все это совершается в основном в результате огромного роста социального опыта литературы, обогащения социальной тематики, разрастания социального […]...
- Русская историческая повесть преимущественно второй половины XVII века XVII век – особенно вторая его половина – в истории русской литературы отмечен значительным развитием повествовательной литературы. Тут частично звучат еще старые, обжившиеся мотивы и разрабатываются уже знакомые из прошлого темы и сюжеты, окрашенные часто в христианские благочестивые тона, проникнутые элементами чуда и легенды и сплошь и рядом не обходящиеся без непременного участия нечистой бесовской […]...
- Общая характеристика русской литературы XIX века. Поэзия, проза и драматургия XIX века в русской критике и публицистике Начать урок можно с обсуждения слов академика Дмитрия Сергеевича Лихачева, вынесенных в эпиграф. Вопросы для обсуждения Каково основное содержание понятий Классические Произведения, внутренняя красота, образованность? Почему Д. С. Лихачев назвал русскую литературу “совестью народа”? Как вы понимаете эти слова? Каково место литературы в современной общественной жизни? Аргументируйте свою позицию. Помогает ли литература сегодня воспитывать людей […]...
- Борьба в литературе XVII века Классицизм был главным, но не единственным направлением во французской литературе XVII в. В кругах общества, оппозиционных абсолютной монархии, развивались и другие литературные направления. Появлялись произведения, высмеивающие педантизм, чопорность академической и придворной литературы. Еще в 20-х годах XVII в. вышел роман Шарля Соре-ля “Правдивое комическое жизнеописание Франсиона”; в нем описывались приключения бедного дворянина, скитавшегося по Франции. […]...
- Судьбы реализма в западноевропейских литературах XVII века В той истории реализма, которая за последние годы создана стараниями русских ученых, есть заметное белое пятно – это литература XVII в. Мы признаем существование реализма ренессансного, просветительского, критического реализма XIX – XX вв. и социалистического реализма… Но есть ли у нас работы о реализме XVII в.? Правда, век этот начинается лучшими трагедиями Шекспира, к его […]...
- Сборники анекдотических и шуточных рассказов, басен во второй половине XVII века Во второй преимущественно половине XVII в. у нас появляются в переводе с польского, частью с латинского и с немецкого языков разнообразные сборники светской повествовательной литературы, заключающие в себе поучительный или забавный анекдот, веселую шутку, басню, порой нескромную новеллу. В русских рукописях XVII в. встречаются так называемые “Апофегматы”, где в четырех книгах собраны изречения и рассказы […]...
- Основное направление развития романа XVII века Основное направление развития романа, ведшее к его подъему в XVIII в., лежало в иной области, и у истоков этого основного направления были “Дон Кихот” Сервантеса и его “Назидательные новеллы”. Много раз в наших работах вспоминались слова Белинского О том, что Шекспир и Сервантес стоят у начала новой, современной литературы. Эти справедливые слова в полной мере […]...
- И. В. Белоусова. Инфернальные образы в английской драматургии XVI-XVII веков И. В. Белоусова. Инфернальные образы в английской драматургии XVI-XVII веков Инфернальные образы в английской драматургии XVI-XVII веков Материалы Международной конференции студентов и аспирантов по фундаментальным наукам Выпуск 4. “Источник: История всемирной литературы. 19 век фольклора на творчество английских драматургов XVI-XVII веков. Однако такой подход не позволяет увидеть и осветить все аспекты этой проблемы, поскольку инфернальная […]...
- Условия развития русской культуры во второй трети XVIII ( 18 )века (Литература XVII-XVIII веков) Невежественные иностранцы, прикрывшиеся званием ученых, пробравшиеся благодаря покровительству влиятельных сановников в Академию Наук ожесточенная борьба духовенства с наукой – все это тормозило развитие русской национальной культуры. Положение изменилось в начале 40-х годов, когда в Академию наук приходит Ломоносов. Убежденный сторонник реформ, горячий патриот, Ломоносов вступает в упорную борьбу с засевшими в Академии наук невеждами-иностранцами. В […]...
- Культура и просвещение в XVII ( 17 ) веке (Литература XVII-XVIII веков) Борьба с польско-шведской интервенцией в начале XVII века и события последующих десятилетии показывали правительству и обществу острую необходимость развития культуры и просвещения чтобы успешно укреплять экономику страны, реорганизовать военные силы, государственные учреждения. Нужда в специалистах, в образованных людях ощущалась все сильнее. Для того чтобы поднять образование в стране, необходимо было организовать школьное дело. В дополнение […]...
- Основные пути развития художественной культуры XVII века XVII столетие – это весьма своеобразный этап в развитие западноевропейской культуры литературы и искусства. Эти особенности во многом определяются историческими условиями. Век наполнен глубокими противоречиями. С конца XVII века феодально-каталическая реакция переходит в широкое наступление, и стремиться искоренить все гуманистические идеи, материальные и научные взгляды (в 1600 г. в Италии были сожжены Бруно – астроном […]...
- Литература начала XVIII ( 18 ) века (Литература XVII-XVIII веков) Литература этого времени еще носит на себе отпечаток страны: литературные произведения существуют и распространяются не в печатном, а в рукописном виде, как это было и раньше; их авторы большей частью остаются неизвестными, так как не подписывают под ними своего имени; жанры наследуются в основном от XVII века; это бытовые повести, драма, виршевая поэзия. Но в […]...
- Сочинение по картине художника А. П. Рябушкина “Московская девушка XVII века” А. П. Рябушкин – известный русский художник, любимый ученик Перова в Московском училище живописи, автор полотен о деревне и историко-бытовых работ. На картине “Московская девушка XVII века” изображена любимая эпоха художника. На тихих заснеженных улицах Москвы стоят избы и терема, топятся печи, пекутся пироги, в светлицах рукодельничают девушки. Кружева, как застывший снег, нависают над окнами. […]...
- История Литературы 18 века в восприятии современного читателя (Литература XVII-XVIII веков) Из древней литературы, произведения 18 века унаследовали лучшие темы и направления. Такие как патриотизм, социальная тематика и гуманизм. Новым образом являлись социальные отношения и взгляд со стороны. Такая литература возвышала жизнь обычного рядового человека. Писатели 18 века стремились показать человека, как личность, не зависимо от его сословной принадлежности. Наряду со всем этим, произведения 18 века […]...
- Своеобразие реализма XVII века в английском романе Своеобразие реализма XVII в. в его английском варианте, его возможности и перспективы проявились в творчестве Дж. Беньяна. Уже в первом своем произведении “Изобильное милосердие, изливающееся на главного грешника” Беньян создал своеобразный исторический и психологический документ, характеризующий внутренний мир пуританина – демократа послереволюционных лет, раскрыл сложное духовное состояние, свойственное ему – правдоискателю, и глубокому мыслителю, впрочем, […]...
- Русское государство в XVII ( 17 ) веке (Литература XVII-XVIII веков) В жизни Русского государства XVII век был бурной эпохой, временем больших общественных потрясений, периодом борьбы старины с новым в культуре и литературе. Постепенно нараставшее массовое движение против все усиливающегося гнета крепостничества привело в начале XVII века к крестьянской войне, наивысшей точкой развития которой явилось восстание Ивана Болотникова (1606-1607) Эта крестьянская война совпала хронологически с польско-шведским […]...
- Могущество католической церквив Западной Европе в средние века 1. Могущество католической церквив Западной Европе в средние века. Разделение церкви. До середины XI века христианская церковь была единой. Но в Западной Европе она подчинялась римскому папе, в Византии главой церкви считался константинопольский патриарх. От Византии христианскую веру приняли народы Восточной Европы. Но римский папа хотел подчинить эти пароды своей власти. Византийская церковь противилась вмешательству […]...
- Итоги развития древнерусской литературы (Литература XVII-XVIII веков) 1. Русская литература, обслуживая в основном интересы господствующего класса древней Руси, в своих лучших произведениях отразила общественно-политическую жизнь русского народа и общенародные интересы. Богатое устное народное творчество содействовало развитию литературы своими темами, идеями, художественными приемами, прививая ей черты своеобразия, народности и самобытности. 2. Развитие древнерусской литературы шло в тесной связи с жизнью, с русской исторической […]...
- Дебаты по историческим и литературным вопросам первой половины XVII века В тридцатые годы контраст между бюрократическим, циничным, гоняющимся за удовольствиями, мишурным Петербургом и молодой, идеалистической, вдохновенно философствующей Москвой был разительным. В то время, как раболепные и услужливые издания петербургского триумвирата процветали, приносили большие барыши и не вызывали у властей даже тени неудовольствия, история московских журналов – это сплошной мартиролог цензурных притеснений и финансовых неудач дилетантов-издателей. […]...
- Немецкая драматургия XVII века Специфически придворной формой театрального искусства барокко стала опера, которая пришла в Германию из Италии. На сценах придворных театров, которые возникают в княжеских резиденциях (Мюнхен, Вена, Дрезден, Вейсенфельс) ставятся оперы преимущественно итальянских авторов. Однако уже в 1627 г. в результате сотрудничества Мартина Опица и выдающегося немецкого композитора Генриха Шютца рождается первая немецкая опера “Дафна”. Оперные либретто […]...
- Просвещение и культура последней трети XVIII века (Литература XVII-XVIII веков) Обострение классовых противоречий, нарастание крестьянского Движения содействуют развитию передовой общественной мысли и ведут к более четкому размежеванию культуры на два лагеря: прогрессивный и реакционный. Растет и крепнет литература передового дворянства и демократических слоев общества, резко обличающая чиновников-взяточников, вельмож, занимающих высокое положение не по заслугам, и жестоких помещиков. Успешно развивается наука. Основанный в 1755 году Московский […]...
- Новый тип героя в русской литературе второй половины 19 века (по повести И. Тургенева “Ася”) Повесть И. А. Тургенева “Ася” – одно из лучших произведений русской литературы. Творчество писателя конца 50 годов 19 века пронизано мыслью о трагичности человеческого существования, о мимолетности юных лет. По мнению писателя, жизнь находится в зависимости от законов природы и герой часто невиновен в своем несчастье. Так, в “Асе” господин Н. Н. во многом становится […]...
- Искусство XIII – XVII ( 13 – 17 ) веках (Литература XVII-XVIII веков) В XIII и XIV веках наиболее передовым было новгородское искусство. Новгород меньше всего пострадал от татаро-монгольского ига, сохранил старые основы народной вековой культуры и свои связи с Западной Европой. Поэтому именно в Новгороде создаются в этот период замечательные произведения архитектуры и живописи. Церкви, построенные в Новгороде в XIV веке, снаружи отличались простотой, почти квадратной формой, […]...
- О почве и судьбе Значительная часть писателей, о которых мы будем говорить сегодня на страницах газеты, связана с русской эмиграцией: Набоков, Замятин, Куприн. Эмиграция – гордость и боль нашей культуры. Насильственная пересадка растения в чужую почву не может не сказаться на состоянии листьев, окраске цветов и размерах плодов. Но часто именно благодаря такой пересадке растение удается спасти от гибели. […]...
- Обрученные: миланская хроника XVII века, найденная и обработанная ее издателем ИТАЛЬЯНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА Алессандро Мандзони (Alessandro Manzoni) Обрученные: миланская хроника XVII века, найденная и обработанная ее издателем. (I promessi sposi: Storia milanese del secolo XVII scoperta е rifatta dal suo editore) Исторический роман (1-я ред. 1821-1823; 3-я ред. 1840) Дон Аббондио, священник маленькой деревеньки, расположенной в той части озера Комо, где оно заворачивает к югу между […]...
- Классики русской литературы XX века и революционное движение (Литература XX века) Русская художественная литература XIX века блистает длинным рядом имен, давно получивших не только национальное, но и мировое признание. В этот классический ряд выстроились такие изумительные фигуры, как Грибоедов, Пушкин, Гоголь, Лермонтов, Тургенев, Достоевский, Толстой и другие – вплоть до Чехова. Все они вышли из определенной социальной среды, каждый из них был тесными узами связан со […]...
- Сборники нравоучительных повестей и рассказов во второй половине XVII века Сборник “Великое Зерцало” переведен на русский язык в Москве в 1677 г., с одобрения еще за год перед тем умершего царя Алексея Михайловича. Перевод сделан был с польского оригинала, носившего заглавие “Wielkie Zwierciadlo przykladow”, второе издание которого вышло в Кракове в 1633 г. Несколько позже сделан был второй перевод этого памятника, получивший особенное распространение в […]...
- Реальное и фантастическое в одном из произведений русской литературы XX века (по повести М. А. Булгакова “Собачье сердце”) Михаил Афанасьевич Булгаков – один из виднейших писателей России первой половины XX века. В своих произведениях он соединял реальное и фантастическое. Проза Булгакова наполнена конфликтами, лирикой, гротеском, смехом, трагедией. Повесть “Собачье сердце” объединяет в себе фантастику и сатирический памфлет, поэтому она такая своеобразная и интересная. Сложнейшая операция, проведенная профессором Преображенским, ее результаты – это, конечно, […]...
- Переводы Гомера Древнерусский читатель мог найти упоминания о Гомере (Омире, как его называли на Руси, следуя византийскому произношению) уже в “Житии” первоучителя Кирилла, а о троянской войне прочесть в переведенных уже в киевскую эпоху византийских всемирных хрониках. Первая попытка стихотворного приложения небольших фрагментов гомеровских поэм принадлежит Ломоносову. Тредиаковский перевел гекзаметром – тем же стихотворным размером, которым писал […]...
- Живопись и архитектура в XVII веке в России Живопись и архитектура Для архитектуры характерно “обмирщение” (первая треть XVII в. – возрождение после Смуты, в 1640-1660-е гг. зарождаются, а во второй половине XVII в. распространяются новые тенденции – обращение к народным традициям, декоративность, светскость, стремление к практичности и конструктивности): конец XVII в. – появление стиля нарышкинского, или московского, барокко под западноевропейским влиянием (симметричность, многоярусность, […]...
- Литература Африки и Западной Азии Распад Мировой империалистической системы во второй половине XX века характеризуется острой борьбой бывших колониальных стран за свою независимость. Ширятся национально-освободительные движения в странах Азии и Африки, появляются совершенно новые, свободные государства. Те страны, которые еще недавно были экономически отсталыми, политически несамостоятельными, сегодня строят новую жизнь. Естественно, что они нуждаются в огромном количестве учителей, врачей, инженеров. […]...
- Луис де Гонгора и испанская поэзия XVII века Основоположником и крупнейшим представителем культистского направления в испанской барочной поэзии был Луис де Гонгора, по имени которого, как уже было сказано, это направление называют также гонгоризмом. Луис де Гонгора-и-Арготе (Luis de Gоngora у Argote, 1561-1627) родился и большую часть жизни прожил в Кордове. Он происходил из старинной, но обедневшей дворянской семьи. Гонгора изучал право и […]...
- Сочинение по картине А. П. Рябушкина “Московская девушка XVII века” А. П. Рябушкин написал образ московской девушки в 1903 году. На картине изображена молодая девушка, идущая вдоль улицы. Ее походка изящна и грациозна. Всем своим видом юная красавица показывает, как гордится тем, что она москвичка. По ее внешнему виду, нельзя понять к какому сословию она принадлежит. Одежда указывает на то, что она не из бедной […]...
- Фольклор, литература, книжность, театр в XVII веке в России Фольклор, литература, книжность, театр Литература мощнее других искусств испытывает влияние исторической ситуации, что характерно для эпох до XX в. Особенности русской литературы XVII в. следующие. Летописи постепенно вытесняются литературно-историческими произведениями с публицистической окраской. Множество таких произведений первой половины XVII в. были посвящены событиям Смутного времени (“Временник” дьяка Ивана Тимофеева, “Сказание” келаря Троице-Сергиева монастыря Авраамия Па- […]...
- В чем вы видите особенности развития русской литературы XX века? В чем вы видите особенности развития русской литературы XX века? В чем вы видите особенности развития русской литературы XX века? Русская литература XX века развивалась в эпоху трагических катаклизмов: войн, революций, массовых репрессий, образования на территории страны “горячих точек”. Эти события нашли отражение в создаваемых художественных произведениях различных направлений и течений и получили в них […]...
- Сочиненин по картине Маковского “Боярский свадебный пир XVII века” В творчестве Маковского очень много картин, которые описывают жизнь и быт Руси в патриархальные времена. Он один из наиболее известных живописцев 2-ой половины XIX века. Его творчество можно назвать разносторонним. Его еще называют вдохновенным певцом древнерусской старины, у него свой взгляд на колорит и быт того народа. Эта картина относится к боярскому циклу и тесно […]...