Переплетение фантастического, психологического в балладе Й. В. Гете “Лесной король”



Цель: ознакомить учеников с отдельными фактами жизни и творчества Й. В. Гете, раскрыть психологический, фантастический и реальный аспекты баллады “Лесной король”; развивать умение выразительного чтения, творческое воображение; проанализировать особенности композиции, образной системы произведения; воспитывать гармоничное отношение к природе и миру, стремление к творческому сосуществованию с ней.

Оборудование: портрет Й. В. Гете, опорные схемы, текст баллады “Лесной король” в переводах Б. Гринченко, М. Рыльского, П. Кулиша.

Природа

всегда окутывает людей тьмой и вечно порывается к свету. Й. В. Гете.

Ход урока.

І. Проверка домашней задачи.

1. Презентация ученикам кадров диафильма по балладе Ф. Шиллера “Перчатка”.

2. Выразительное чтение баллады “Перчатка”.

ІІ. Работа по теме урока.

1. Подготовка к восприятию учебной темы. Составление ассоциативного куста.

Среда существования человека. Связь с человеком неразрывна. Опасность. Естественные явления.

Эстетичное наслаждение. Гармония Животный мир Тайна Охранять природу Красота растения

Учитель. Мы пришли к мысли, что человек не может существовать

без природы. Он является ее частицей, существует в ней, пользуется дарами природы, получает эстетичное наслаждение от созерцания окружающего мира.

Именно поэтому и должен человек проявлять заботу о мире, в котором живет. А теперь послушаем, какой видел и воспринимал природу Й. В. Гете. (Чтение отрывка из этюда “Природа”).

Задача перед чтением:

– Выясните, как характеризует поэт существование человека с природой.

“Природа! Мы ею окружены и охвачены – не дано нам выйти из нее, ни глубже в нее проникнуть. Непрошено и неожиданно она захватывает нас в свой круговой танец и крутит, аж пока мы, обессиленные, не выпадаем из ее рук. Она создает вечно новые формы: что есть, того еще не было, что было, то не возвратится, – все новое и, в сущности, всегда старое.

Мы живем в ней, но чужие ей. Она вечно говорит с нами и не выдает нам своих тайн. Мы постоянно влияем на нее, но не имеем над ней власти. Индивидуальность будто бы главное для нее, но и индивид ей ни к чему.

Она вечно строит и вечно разрушает, а мастерская ее неприступная… она все продумала и думает неуклонно, но не как человек, а как природа. У нее своевременный всеобъемлющий смысл, которого никто не может подметить. Кто ее не видит везде, поэтому она не открывается нигде… Зрелище ее вечно новое…

Прекраснейшая ее выдумка – жизнь, смерть – только художественное средство для создания еще большей жизни. Она окутывает людей тьмой и вечно порывает к свету. Она делает их зависимыми от земли, неуклюжими и тяжелыми, чтобы снова и снова порывать вверх. Венцом ее является любовь.

Только через любовь приближаются к ней. Она – все. Она самая себя рождает и наказывает, самая себя радует и мучит. И всегда в ней есть все.

Прошлого и будущего она не знает – современность является ее вечностью. Она добрая – я прославляю ее во всех ее творениях”.

Учитель. Итак, природа всегда была для Гете источником вдохновения и большой загадкой, которая вечно влечет и забирает в плен душу человека. Вместе с писателем мы попробуем притронуться к таинственной силе природы, приблизиться к ее загадочной сути.

2. Сообщение темы урока, цели.

3. Работа с портретом Гете.

– На какие черты внешности Гете обращает наше внимание Генрих

Гейне?

“Его внешность была так же значащей, как слово в его произведениях, и фигура была так же гармоничной, светлой, радостной, благородной, пропорциональной, и по нему, как по античной статуе, можно было изучать греческое искусство. Глаза были спокойные, как взгляд божества… Время укрыло его голову снегом, но не смогло склонить ее.

Он продолжал держать ее гордо и высоко, а когда говорил, то казалось, что ему дана возможность пальцем указывать небесным звездам путь, которым они должны двигаться…”.

4. Ознакомление с биографией Й. В. Гете с помощью “цепочки вопросов”. (Работа с учебником).

– Выясните значение творчества поэта.

– В каких учебных заведениях будущий поэт, философ и ученый получал образование?

– Охарактеризуйте творческое наследие Й. В. Гете. Чем еще он увлекался?

– Раскройте творческую историю баллады “Лесной король”.

– Назовите переводчиков произведений Гете.

5. Работа над балладой

1) Выразительное чтение баллады учителем, учениками.

2) Эвристическая беседа:

– О чем идет речь в балладе? (Отец с больным сыном, которому мерещится Лесной король, возвращается ночью домой. В конце путешествия мальчик умирает).

– Как реагируют отец и сын на явления природы, которая их окружает? (Мальчик усматривает в старых вербах дочерей ольшаного короля, седой туман кажется ему самим царем. Отец, успокаивая ребенка, объясняет все реалистически).

– Опишите, каким вы представляете себе ольшаного короля?

– Что напоминает ритм стиха? (Ритм стиха напоминает отвесный бег коня).

3) Составление опорной схемы “Структура баллады Й. В. Гете “Лесной король”:

Назовите мифологические образы и символы. (Лесной король, его дочери).

– Ночь – символ злых сил, неопределенности.

– Туман – символ блуждания, растерянности.

– Ветер – символ свободы, скорости.

– Верба – символ печали, скорби, тоски.

3. Исследовательская работа в парах.

Докажите, что “Лесной король” по жанру – баллада. (Это лиро-эпическое произведение, поскольку лирическое начало объединяется с рассказом о событиях. В основе произведения – необыкновенное событие. Количество персонажей небольшое. Произведение связано с фольклором, авторский рассказ эмоциональный.

Сюжет краткий, напряженный, концовка трагическая).

4. Выразительное чтение в лицах баллады в переводе М. Рыльского и П. Кулиша.

Задача: передайте голосом атмосферу тревоги, присущую балладе.

6. Итоговая беседа.

Какое впечатление оказала на вас эта баллада? (Встревожила, взволновала. Раскрыла таинственность и величественность природы. Печаль, ребенок умер.

Показала силу природы, ее влияние на человека).

7. Заключительное слово учителя.

Обратимся еще раз к эпиграфу и к цитате из этюда “Природа”.

Действительно, природа – самая загадочная тайна, которая нас окружает. Она поддерживает, вдохновляет, охватывает и в то же время пугает, заставляет задуматься над своими загадками. Только через любовь и гармоничное сосуществование человек может приблизиться к природе.

Нам остается восхищаться творением Гете “Лесной король” и лелеять большую любовь и уважение к природе.

ІІІ. Домашняя задача.

1. Выучить балладу наизусть.

2. Индивидуальные задачи к изучению баллады “Песня о вещем Олеге”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Переплетение фантастического, психологического в балладе Й. В. Гете “Лесной король”