Переписка Ивана Грозного с Курбским
Наиболее важное место в творчестве Ивана Грозного занимает его переписка с Курбским. Выходец из знатного рода (связанного с ярославскими князьями), член правительственной группы 50-х гг. – “избранной рады” и участник казанского похода, А. М. Курбский бежал из России в 1564 г., опасаясь царской опалы. Оказавшись в польской Ливонии, Курбский обратился к царю с обличительным посланием, обвинив царя в несправедливых гонениях на верных воевод, завоевавших для России “прегордые царства”.
Царь ответил Курбскому обширным посланием, почти
Они писали, прежде
Читателям из “всего Российского государства” нужно было доказать преступность обличаемых в послании бояр, В ответ на первое послание царя Курбский написал свое второе послание – краткий язвительный ответ, в котором высмеивал стиль царского послания и его огромный объем; однако он не сумел доставить это послание в Россию. В 1577 г. царь осуществил долгий и успешный поход в Ливонию, завоевав многочисленные города по берегам Западной Двины и вплотную подойдя к Риге. Завоевав город Вольмар (Валмиеру), куда бежал за тринадцать лет до этого Курбский, Грозный послал оттуда второе послание Курбскому.
В 1579 г. во время польско-литовского контрнаступления Курбский написал царю третье послание.
В споре с Курбским царь отстаивал идею ничем не ограниченной царской власти, доказывая, что вмешательство бояр и духовенства в управление губит государство. При этом царь ставил в вину своему противнику “боярское правление” 30-40-х гг. XVI в., хотя ровесник царя Курбский не мог принимать участия в политике этих лет.
Фактически оба противника исходили из одного идеала – из идей Стоглавого собора, укрепившего русское “пресветлое православие”, и спорили о том, кто из них более верен этим идеям. И царь, и Курбский охотно обращались в этом споре к “божьему суду”. Грозный заявлял в 1577 г., что его успехи в войне – доказательство того, что божье “смотрение” (провидение) на его стороне, а спустя два года Курбский точно так же объяснял неудачи царя божьим судом.
Важное место в полемике (особенно в первом послании Грозного) занимали пространные ссылки на церковную литературу. Но, стремясь доказать читателям “всего Российского государства” свою правоту и преступность “крестопреступников”, царь не мог ограничиваться только обширными цитатами из “отцов церкви” и риторикой. Ему нужны были живые выразительные примеры понесенных им “обид”.
И царь нашел такие примеры, нарисовав в послании Курбскому картину своего сиротского детства в период “боярского правления”, когда правители наскочили друг на друга, “казну матери нашея перенесли, в Большую казну и неистова ногами пи-хающе”. Многие из этих сцен перекликались и даже совпадали с аналогичными описаниями в приписках к Лицевому своду.
Особенно ярки были в послании Грозного сцены сиротского детства царя; сцены эти – сохранили выразительность до нашего времени и неоднократно использовались историками и художниками. Царь уверял, что он терпел недостаток в еде и одежде, а главное – в “воле” и внимании старших. Картина эта едва ли была исторически точной. Но в выразительности ей отказать нельзя было – отсюда и ее литературное значение.
Курбский не оставил это место в послании царя без ответа. Политический противник Ивана IV, он оказался его противником и в литературных вопросах. Высмеяв “широковещательное и многошумящее” первое послание царя, Курбский особенно резко осудил царя за введение в литературу подобных бытовых сцен – басен “неистовых баб”, как он именовал их.
Политическая полемика между обоими противниками дополнялась и чисто литературной полемикой – о границах “ученого” и “варварского” в литературе.