Пейзажная лирика в живописи и поэзии (по лирическому творчеству И. А. Бунина)

Пейзаж — традиционный жанр искусства. Родная природа всегда была предметом гордости для русского человека, предметом его восхищения и любования. Много прекрасных пейзажей было создано русскими художниками (Шишкин, Суриков, Левитан, Грабарь и другие), русскими музыкантами (например, Чайковский), русскими поэтами (Пушкин, Лермонтов, Фет, Тютчев и так далее).
Думаю, характеризуя произведения этих творцов, посвященные русской природе, можно сказать о том, что в них присутствует «лирика». Что это значит? В каждом из этих творений присутствует

чувство художника.

Создатель изображет пейзаж, испытывая при этом радость, волнение, восхищение, щемящую тоску по дому и так далее. Это чувство негромкое, но оно идет из глубины души человека и очень искренно.
Пейзажной лирикой наполнена, например, картина В. Мещкова «Золотая осень в Карелии». Художник раскрыл особую поэзию северной природы, суровой и строгой. На мой взгляд, на этом полотне особенно радуют глаз золотисто-зеленые тона.

Именно они передают то состояние природы, которое хотел запечатлеть художник, — золотую осень. Пусть солнечный свет с трудом пробивается сквозь серую завесь

густых северных облаков, пусть в пейзаже много темных тонов, но желтая листва всех оттенков создает праздничное, светлое настроение. Золотистые краски помогают увидеть всю прелесть «бабьего лета», с особой силой почувствовать красоту карельской природы, ее необычность.
В русской поэзии о пейзажной лирике можно говорить, рассматривая творчество И. А. Бунина. Природа в его стихах — неизменный источник гармонии и оптимизма. Автор уверен, что только в единении с природой, в полной слиянии с ней человек может почувствовать свою связь жизнью вселенной.
Лучшим поэтическим произведением Бунина является поэма «Листопад» (1901), отмеченная Пушкинской премией. В ней четко выявились все особенности бунинского поэтического «слога» — детализация, лаконизм, удивительная точность, образность и поразительное многообразие красок и оттенков:
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Для того чтобы полнее и ярче передать всю красоту русской «золотой осени», свое восхищение ею, поэт обильно использует средства художественной выразительности. Основными среди них являются эпитеты, метафоры и сравнения: березы желтою резьбой; как вышки, елочки темнеют; просветы в небо, что оконца; Осень тихою вдовой вступает в терем; воздушной паутины ткани блестят, как сеть из серебра и так далее.
Литературоведы отмечали, что поэт в слове так точно передавал особенности пейзажей, которые описывал («Затишье», «Октябрьский рассвет», «Высоко полный месяц стоит…»), что по ним легко угадывалось, какая это местность («топографическая точность»). Именно поэтому мы можем сравнивать стихотворения Бунина с картинами живописцев — в них все также точно, зримо и эмоционально: «Плывут узоры туч прозрачною фатою В пустынных небесах, высоко над землей», «Сонный туман на лугах серебрится, Черный камыш отсырел и дымится, Ветер шуршит камышом», «И река в берегах чуть видна… Где-то мельница глухо шумит…

Спит село».
Таким образом, неотъемлемой чертой настоящего пейзажа является лирика, то есть искреннее чувство художника, передающее его отношение к природе, которую он описывал. Именно лирика одухотворяет произведение искусства, заставляет уделить ему внимание и проникнуться теми эмоциями, что вложил в них автор.


Пейзажная лирика в живописи и поэзии (по лирическому творчеству И. А. Бунина)