Главная ⇒ 📌Сочинения по литературе ⇒ Пейзаж в лирике Пушкина второй половины 1820-х – 30-х годов
Пейзаж в лирике Пушкина второй половины 1820-х – 30-х годов
Читателю легко перенестись в состояние поэта через описание природы. Ведь как в 19 веке, так и сегодня мы остаемся от нее зависимы.
Стихотворение “19 октября”(1826г.) посвящено годовщине открытия лицея. Пушкин находится в ссылке и не может встретиться с друзьями. Первые строки стихотворения передают нам грусть поэта, находящегося далеко от своих друзей. И эта грусть прежде всего передается через унылую природу:
Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле,
Проглянет день как будто поневоле
И скроется за край
Пылай, камин, в моей пустынной келье;
А ты, вино, осенней стужи друг,
Пролей мне в грудь отрадное похмелье,
Минутное забвенье горьких мук.
Грустный пейзаж сменяется радостными воспоминаниями:
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен –
Неколебим, свободен и беспечен
Срастался он под сенью дружных муз.
В стихотворении “Анчар”(1828г.) Пушкин описывает древо яда. Он показывает природу безотрадной, несущей смерть. Древо яда – абстрактное зло.
И если туча оросит,
Блуждая, лист его дремучий,
С его ветвей, уж ядовит,
Стекает дождь в песок
Как дождь становится ядовитым после того, как стечет с древа яда, так и люди умрут по воле царя:
А царь тем ядом напитал
Свои послушливые стрелы
И с ними гибель разослал
К соседям в чуждые пределы.
Совсем другое настроение передает изображение природы в стихотворении “Зимнее утро”(1829г.). Пейзаж торжественный, радостный, как и сам поэт:
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
В стихотворении “Брожу ли я вдоль улиц шумных…”(1829г.) Пушкин рассуждает о вечности природы и тленности человека:
Гляжу ль на дуб уединенный,
Я мыслю: патриарх лесов
Переживет мой век забвенный,
Как пережил он век отцов.
Осень – любимое время года Пушкина. Это подтверждается в стихотворении “Осень”(1833г.):
И с каждой осенью я расцветаю вновь;
Здоровью моему полезен русской холод;
К привычкам бытия вновь чувствую любовь…
Пушкин отдает дань осени, ведь именно она ему дает вдохновение. В стихотворении есть все времена года, но осень – главное действующее лицо.
В стихотворении “…Вновь я посетил…”(1835г.) Пушкин приходит к выводу, что природа не вечна, что одно поколение сменяет другое.
Пушкин на протяжении всей жизни меняется, меняется егго мировоззрение. И да же представление о природе.
(1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...
Related posts:
- Политические идеалы молодого А. Пушкина (на материале поэзии 1810-1820-х годов) Политическое мировоззрение А. С. Пушкина сложилось уже в юношеский, лицейский период. На формирование его взглядов большое влияние оказал Царскосельский лицей. Преподаватели стремились развить в своих питомцах чувство гражданской чести, служения Отечеству и народу. В Лицее из курчавого мальчика вырос гениальный поэт Пушкин. Отсюда вынес он свой ясный взгляд на мир и людей, понимание того, что […]...
- Биография Пушкина. Петербург 1817 – 1820 годов (Пушкин А. С.) Через несколько дней после окончания лицея Пушкин был принят на службу в Коллегию иностранных дел. Вскоре, взяв отпуск, он поехал в Михайловское, имение в Псковской губернии, которое после смерти деда Пушкина перешло по наследству к его матери. Лето он провел там и в начале сентября вернулся в Петербург. Общественная жизнь в Петербурге в эти годы […]...
- Пейзаж в лирике А. С. Пушкина Большое место в творчестве Пушкина занимает пейзажная лирика. Пейзаж в поэзии Пушкина менялся вместе в самим поэтом. В разные периоды своего творчества Пушкин по-разному изображал природу. На протяжении всего творческого пути усложнялась функция пейзажа в лирических произведениях поэта. В лицейские годы Пушкин пробует себя в разных жанрах и направлениях. В это время лирика Пушкина еще […]...
- Анализ поэтики Некрасова второй половины 50-х годов ХІХ века Одним из наглядных признаков начавшегося общественного подъема был выход в свет сборника стихов Некрасова в 1856 г. Поэт включил в него лучшие произведения, созданные им за 10 лет (стихи первой половины 40-х годов туда вообще не вошли). Сборник открывался стихотворением “Поэт и гражданин”, в котором Некрасов излагал свои взгляды на назначение поэзии в жизни, выступал […]...
- Литературное творчество второй половины 1920-х годов Платонова А. П Вернувшись в Москву, Платонов снова остался без работы. Семья бедствовала. Но 1927 год стал временем творческого расцвета писателя. Вскоре в издательстве “Молодая гвардия” вышли сборники его рассказов и повестей: “Епифанские шлюзы” (1927), “Сокровенный человек” (1928), “Происхождение мастера” (1929). Название сборнику 1927 года дала историческая повесть “Епифанские шлюзы”. Эта повесть об английском инженере, приехавшем в Россию […]...
- Образ женщины в лирике поэтов второй половины XX века Во второй половине XX века о женщине и о любви писало множество поэтов-лириков. Прекрасные стихи на эту тему есть у Н. Заболоцкого, Л. Мартынова, Е. Евтушенко, А. Вознесенского и у многих других. Особенно выделяется в этом ряду любовная лирика Пастернака, отличающаяся изысканным и строгим психологизмом, утонченностью чувств, сдержаннонервными интонациями. Хрестоматийным, в частности, стало его стихотворение […]...
- Стихи Лорки второй половины 20-х годов С каждым годом все острее ощущает поэт неустроенность, несправедливость окружающей его действительности. Его стихи второй половины 20-х годов переполнены ощущением “разлада всех основ человеческого в человеке” (“Ода Сальвадору Дали”), страстной тоской по упорядоченному, гармоничному миру (“Ода священному причастию”), призывами “любить определенное и точное”. Но сам Лорка этой точности и определенности найти не мог. В состоянии […]...
- Тема любви в лирике А. С. Пушкина (Второй вариант) Любовная лирика Пушкина до сих пор остается бесценным сокровищем русской литературы. Его взгляд на любовь, понимание глубины этого чувства менялись по мере взросления поэта. В стихах лицейского периода юный Пушкин воспевал любовь-страсть, часто мимолетное чувство, заканчивающееся разочарованием. В стихотворении “Красавица” любовь для него – “святыня”, а в стихотворениях “Певец”, “К Морфею”, “Желание” представляется “одухотворенным страданием”. […]...
- Свобода духа в лирике А. С. Пушкина. Как реализуется идеал абсолютной духовной свободы в лирике Пушкина? В романтической лирике Пушкина 1820-1824 годов тема свободы занимала центральное место. О чем бы ни писал поэт-романтик: о кинжале, “тайном страже свободы”, грозе несговорчивых тиранов, о вожде восставших сербов Георгии Черном – “Дочери Карагеоргия”, о Байроне или Наполеоне -“Наполеон”, “К морю”, о своих думах и повседневных занятиях в посланиях друзьям, – мотивы свободы пронизывали стихотворения, […]...
- Тема природы в лирике Пушкина Лирика Александра Сергеевича Пушкина очень разнообразна. Это был очень одаренный человек, одинаково талантливо писавший стихи и прозу. Он затрагивал в своем творчестве многие темы: любви, дружбы, свободы. Очень важна в поэзии Пушкина тема природы. Пушкин очень любил русскую природу, ценил ее. Она вдохновляла поэта на создание новых прекрасных произведений. Одним из ярких примеров таких произведений […]...
- Лирика Пушкина 1830х годов Поздний Пушкин достигает удивительной духовной просветленности не только в прозе, но и в лирическом творчестве. Исчезает упоение мятежной красотой чувственных страстей, уходят темные тучи и метели суетных земных тревог, появляется умиленное созерцание духовной красоты в природе и в человеке: Я возмужал среди печальных бурь, И дней моих поток, так долго мутный, Теперь утих дремотою минутной […]...
- Пейзаж в лирике Б. Пастернака В стихи б я внес дыханье роз, Дыханье мяты, Луга, осоку, сенокос, Грозы раскаты. Б. Пастернак Пейзаж – неизменная часть практически всей поэзии. Сам Маяковский, пренебрежительно отозвавшийся в своей автобиографии о природе как вещи “неусовершенствованной”, впоследствии склонился перед ней “стихотворно”. Русская поэзия трех веков не мыслима без пейзажа. Разными поэтами описания картин природы использовались в […]...
- Пейзаж в лирике А. Фета Поэзия Фета необыкновенна. Он последовательно переносил свое понимание мира на искусство слова, любил повторять, что поэзия и действительность не имеют ничего общего, что поэзия есть ложь и что поэт, который “с первого же слова не начинает лгать без оглядки, никуда не годится”. Афанасий Фет известен нам, прежде всего, как чудесный мастер пейзажа. Строки его поэзии […]...
- Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина (Второй вариант) Поэт в России – больше, чем поэт, В ней суждено поэтами рождаться Лишь тем, в ком бродит Гордый дух гражданства, Кому уюта нет, покоя нет. Е. Евтушенко. Братская ГЭС Навсегда связав свою судьбу с поэзией, Пушкин с ранних лет задумывался о назначении поэта и роли его творчества в жизни. Еще в пятнадцать лет Пушкин был […]...
- 1820-1822 годы в творчестве Пушкина – расцвет романтизма В художественной системе романтизма ключевое место занимает свободная Личность героя, для романтика свобода – высшее благо. Чтобы лучше Понять идейно-образное содержание романтического метода надо Обратиться к одному из известнейших стихотворений Пушкина той поры – К “Узнику”. Это своеобразная формула романтического мировосприятия. Стихотворение открывается образом “темницы” и томящегося в Ней “узника”. Вам никогда не приходило в […]...
- Тема дружбы в лирике А. С. Пушкина (Второй вариант) Друзья мои, прекрасен наш союз! А. Пушкин Неиссякаемо богатство поэзии Пушкина. Многогранный и разнообразный, яркий и удивительный мир поэта привлекает нас к себе с детства до глубокой старости. Нет возраста, которому были бы недоступны чудесная легкость и светлая печаль пушкинской поэзии, ведь литературный дар великого поэта одинакового быстро и чутко откликается как на сокровенные движения […]...
- Особенности литературы второй половины 19 века 19 век – знаменательный век в русской литературе. Он дал миру такие великие имена, как А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой… Литература этого времени четко делится на два периода: первая половина 19 века и вторая половина 19 века. Художественные произведения этих периодов отличаются […]...
- Теодор Шторм новеллист второй половины XIX в Для писателей-областников характерны изображение жизни отдельных регионов Германии, воспевание патриархального быта, неприятие жизни промышленных городов, пристальное внимание к душевному миру маленького человека, любование милыми сердцу мелочами. Адвокат по образованию, Шторм принимал участие в политической жизни и приветствовал революцию 1848 г. Но, как и многие немецкие интеллигенты, после поражения революции довольно скоро отошел от общественной жизни. […]...
- Военная проза второй половины 20-го века Военная проза второй половины XX века. В чем состоят важнейшие особенности этого литературного течения? (На примере 1-2 произведений.) Важнейшая тема 1960-1980-х годов – военная. Осмысление событий Великой Отечественной войны, художественные пути решения темы в этот период существенно изменяются. “Окопная правда” войны, события, не отличающиеся масштабностью, нравственные конфликты на нашей стороне фронта интересуют писателей все в […]...
- Изучаем русскую стихотворную пародию второй половины XIX века Цели урока: дать представление о пародии как комическом образе художественного произведения; показать роль пародии в литературной борьбе второй половины XIX века. Оборудование: Словарь литературоведческих терминов; компьютерная распечатка: 1) стихотворения И. И. Дмитриева “Репейник и фиалка” и пародии А. С Пушкина и Н. М. Языкова на это стихотворение; 2) стихотворения К. К. Случевского “На кладбище” и […]...
- Судьба русской деревни в литературе второй половины XX века Нравственные проблемы в произведениях современных писателей Нравственные уроки истории как одна из тем современной русской литературы [Русская деревня… Какая она? Что мы имеем в виду, когда произносим слово “деревня “? Сразу же вспоминается старый дом, запах свежего сена, необъятные поля и луга. А еще вспоминаются крестьяне, эти труженики, и их крепкие мозолистые руки. У многих, […]...
- Новый тип героя в русской литературе второй половины 19 века (по повести И. Тургенева “Ася”) Повесть И. А. Тургенева “Ася” – одно из лучших произведений русской литературы. Творчество писателя конца 50 годов 19 века пронизано мыслью о трагичности человеческого существования, о мимолетности юных лет. По мнению писателя, жизнь находится в зависимости от законов природы и герой часто невиновен в своем несчастье. Так, в “Асе” господин Н. Н. во многом становится […]...
- Особенности творчества одного из современных поэтов второй половины 20 века Николай Рубцов является представителем “тихой лирики”, для представителей которой главными в творчестве были культ природы, изображение крестьянской избы как модели мира, отталкивание от городской культуры, живой интерес к сказочному, фольклорному пласту культуры. Поэтический мир поэта одновременно и узнаваем, и многообразен в своих проявлениях. Взгляд Рубцова чаще всего обращен в прошлое. Точнее – к русской старине. […]...
- ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОЦЕССА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА Особенности социально-политической обстановки в России. Падение крепостного права – борьба вокруг крестьянского вопроса и ее отражение в литературе. Расстановка общественных сил и позиции ведущих журналов. Основные течения, направления. Демократизация литературы. Русская литература второй половины XIX века. Роль русской классики в культурной жизни страны. Богатство проблематики и широта тематики. Борьба литературных направлений. Развитие литературы критического реализма. […]...
- Картины родной природы в лирике А. С. Пушкина И с каждой осенью я расцветаю вновь, Здоровью моему полезен русский холод; К привычкам бытия вновь чувствую любовь… А. С. Пушкин Приобщение человека к поэзии Пушкина начинается еще в детстве чтением таких прекрасных сказок, как “Сказка о попе и о работнике его Балде”, “Сказка о царе Салтане” и др. А кто из взрослых не помнит […]...
- Проблема взаимоотношений поколений в русской литературе второй половины 20 века Проблема “отцов и детей” – вечная проблема. Известны надписи на древних папирусах, созданные до нашей эры, о том, что молодое поколение испортилось, оно гораздо хуже стариков. Древний летописец печалится, выживет ли мир, оставленный на такое безнравственное и невежественное поколение. Безусловно, проблема взаимоотношений поколений разрабатывалась в мировой литературе в древних времен. В русской литературе классическим является […]...
- Пейзаж в лирике Лермонтова М. Ю Пейзажная лирика Лермонтова своеобразна. Картины природы у поэта всегда связаны с переживаниями лирического героя, его философскими раздумьями, воспоминаниями о прошлом. Но, вместе с тем, эти картины живут своей самостоятельной жизнью: они необыкновенно живы, одухотворены, притягательны. Множество пейзажных зарисовок Лермонтова посвящено Кавказу. Как поэт-романтик, Лермонтов часто рисует картины великолепной южной природы: огромные цепи синих гор, голубые […]...
- План сочинения: Пейзаж в романах Пушкина “Евгений Онегин” и Тургенева “Отцы и дети” Пейзаж в романах А.С. Пушкина “Евгений Онегин” и И.С. Тургенева “Отцы и дети” I. Вступление Пушкин и Тургенев являются мастерами пейзажа в русской литературе XIX века. Пейзаж играет важную роль в романах “Евгений Онегин” и “Отцы и дети”, выполняя несколько функций. II. Главная часть 1. Пейзаж и его роль в романе “Евгений Онегин”: а) воссоздавая […]...
- Пейзаж в лирике Лермонтова Лермонтов являлся, с одной стороны, продолжателем традиций Пушкина, а с другой – находился в острой полемике с ним. Поскольку там, где Пушкин утверждал общечеловеческие ценности, которые наполняют жизнь смыслом, Лермонтов видел лишь повод для отчаяния и пессимизма. Для преодоления трагического мироощущения поэт искал и находил свои собственные темы. Одной из таких тем стала тема особого […]...
- Русская историческая повесть преимущественно второй половины XVII века XVII век – особенно вторая его половина – в истории русской литературы отмечен значительным развитием повествовательной литературы. Тут частично звучат еще старые, обжившиеся мотивы и разрабатываются уже знакомые из прошлого темы и сюжеты, окрашенные часто в христианские благочестивые тона, проникнутые элементами чуда и легенды и сплошь и рядом не обходящиеся без непременного участия нечистой бесовской […]...
- Украинская педагогика второй половины XIX – начала XX веков Развитие образования на Украине в конце XIX – нач. XX в. было контрастным явлением: в то время как немногочисленная прослойка общества пользовалась благами высшего образования, значительная часть населения оставалась неграмотной и далекой от культуры. Положение немного улучшилось после отмены крепостного права в 1861г., когда ответственность за развитие образования взяли на себя земства. Повысился уровень учителей, […]...
- Русский пейзаж и описание природы в русской лирике Движение реализма в русском искусстве XIX века было настолько могучим, что все выдающиеся художники испытывали на своем творчестве его влияние. В поэзии А. А. Фета это влияние реализма в особенности сказалось в стихах о природе. Фет – один из замечательнейших русских поэтов – пейзажистов. В его стихах во всей красоте предстает и русская весна – […]...
- Сочинение на тему Изображение природы в лирике Пушкина Изображение природы в лирике А. С. Пушкина А. С. Пушкин – великий русский поэт. Он явился новатором в русской поэзии во многих отношениях. Изображение природы занимает достойное место в его творчестве. Он открыл истинную прелесть природы средней полосы России, показав ее очарование и красоту. Изображение природы претерпевало изменения на протяжении всей жизни художника, что было […]...
- Западноевропейское искусство второй половины 19 века В 60-е годы 19 века хромолитография позволяет уже создавать красочные плакаты. Эта возможность сразу привлекает многих живописцев, появляются плакаты художественных выставок. Однако подлинный плакатный стиль удается найти не сразу. Он зарождается и достигает своего расцвета в Париже, на Монмартре, в квартале художественной богемы, ночных кабачков, цирка и варьете, апашей и прожигателей жизни. Авторы этих цветных […]...
- Философская проблематика лирики Пушкина, тема свободы в лирике Пушкина Философская проблематика лирики Пушкина, тема свободы в лирике Пушкина План I. Основополагающие философские проблемы в творчестве Пушкина. II. Эволюция представлений о смысле жизни. 1. Гедонистическое мировоззрение молодого поэта. 2. Мысли о жизни и смерти в зрелом возрасте. 3. Прорицание грядущего. 4. Разноплановость темы свободы в лирике Пушкина. 5. Неприятие пассивности и молчаливой покорности масс. III. […]...
- Природа как олицетворение Родины в лирике Пушкина Неповторимую прелесть родной природы открывает нам поэзия Пушкина. Под влиянием его незабываемых стихов мы путешествуем к морю, любуемся с высоты птичьего полета красотой Кавказа, отдыхаем в тихом деревенском “пустынном уголке”, приводя в порядок свои мысли и чувства, или мчимся по зимней дороге, слыша отдаленный звон колокольчика… Особенное место среди стихотворений Пушкина принадлежит тем произведениям, где […]...
- Природа в лирике Пушкина Русская природа нашла в лице Пушкина величайшего художника-реалиста. Глубоко русский человек, Пушкин сумел подметить в скромных родных пейзажах именно то, что составляет тайну их неизъяснимого очарования. Прекрасные образцы русского пейзажа мы находим как в отдельных стихотворениях Пушкина, так и в пейзажных вставках романа “Евгений Онегин” . Для Пушкина не существовало “низкой природы”. Вот картина деревенской […]...
- Пейзаж в лирических отступлениях романа А. С. Пушкина “Евгений Онегин” 1. Роман Пушкина “Евгений Онегин” – “энциклопедия русской жизни”. 2. Значение пейзажных зарисовок. 3. Настроение героев и картины природы. Роман А. С. Пушкина “Евгений Онегин” был назван “энциклопедией русской жизни”. Эта характеристика вполне справедлива. Помимо основной сюжетной линии в произведении есть множество авторских лирических отступлений. Они дают возможность читателю как бы изнутри увидеть действительность того […]...
- Эволюция темы свободы в лирике Пушкина Уже в лицее поэт много размышляет о свободе. Особую роль в формировании его мировоззрения сыграли лекции Куницына о “естественном праве” каждого человека на свободу и равенство. В стихотворении “Лицинию” звучит главная идея всего творчества Пушкина – протест против рабства. Некий древнегреческий гражданин пишет письмо своему другу Лицинию, в котором призывает его удалиться из развратного и […]...
- Литературно-эстетические идеи писателей второй половины XIX века Ценные литературно-эстетические идеи выдвигали и другие критики и писатели второй половины XIX века. Так, Аполлон Григорьев, выдвинув учение об “органической критике”, интересно интерпретировал искусство и как форму отражения жизни, и как выражение высокого нравственного идеала. Несколько преувеличивая интуитивное начало в творческом процессе, Григорьев вместе с тем справедливо выступал против иллюстративности и схематизма в литературе. И. […]...