Педро Кальдерон де ла Барка: жизнь и творчество
На сельских и городских площадях выступали странствующие трупы, а при дворе короля ставили изысканные спектакли, на которые бывало тратили больше денег, чем, как теперь бы сказали, на первоочередные социальные программы. Театр сопровождал испанцев везде. На ярмарках относились комедии и жестокие драмы чести, которые были особенно популярны среди обедневшего дворянства.
А во время множества религиозных праздников, которые были обычным явлением в католической Испании, которая выгнала евреев из страны лишь за то, что их предки были виновны
Однако, вопреки всему или благодаря всему, испанский театр переживал свою “золотые времена”, границы которого определило творчество
Младший современник Лопе де Веги, Кальдерон, пришел в литературу как его преемник, будто приняв эстафету у признанного метра, который отметил молодого поэта во время традиционного поэтического конкурса в Мадриде в честь покровителя испанской столицы Святого Исидора. Сонет Кальдерона, который его полюбил Лопе, которого современники называли “чудом природы”. Это свидетельствовало не о непорядочности или невнимательности драматурга, а о непересекающемся достижении молодого автора, так как его произведение издатели признали “достойным Лопе” – в Испании тех времен большего комплимента для писателя не существовало.
О Кальдероне известно вместе с тем и много, и мало: определенные периоды его жизненного пути исследованы подробно, но есть года, даже десятилетия, о которых почти ничего не известно.
Казалось, Кальдерон достиг вершины успеха: он признанный драматург, который пользуется особой благосклонностью монарха, многие люди ищут любой возможности пообщаться с ним и добиться его дружбы, знакомством с писателем гордятся. Тем не менее сороковые года принесли ему чуть ли не тягчайшие личные потери: сначала погиб младший брат, потом умерли старший брат, любимая женщина, маленький сын… И вдобавок положение театра в Испании существенно ухудшилось: инквизиция начала свое наступление. Церковники и их приверженцы не оставили без внимания произведения Кальдерона, назвав их “школой злости, светильником разврата, академией бесстыдства”.
И это было сказано о пьесах, которые вошли в золотой фонд мирового театра!
18 сентября 1651 г. Кальдерон, будто выполняя завещание матери, принял постриг и вступил к духовному братству. Для него католичество и духовный сан были неотъемлемой частью сущности, еще одним призванием, как и театр. Тем не менее когда он стал настоятелем одного из соборов в Толедо, это не понравилось некоторым иерархам испанской католической церкви. Они напомнили Кальдерону о его драматургии, считая, что невозможно одновременно писать для театра и опекаться Божьим домом.
А вскоре один из оппонентов Кальдерона обратился к нему с просьбой написать пьесу для праздника Тела Господняя, на что писатель с вызовом ответил: “Нечестиво ли писать пьесы, или ни; если нет, то не мешайте мне, если нечестиво – не просите”.
Сила духовного авторитета Кальдерона была чрезвычайно большой, итак даже свои похороны он решил превратить в своеобразное поучение народа. Чего хотел от своих зрителей выдающийся испанец? Чтобы они хорошо запомнили его чуть ли не самую любимую сентенцию, которая в разных вариациях присутствовала во многих произведениях художника: “И во сне нужно делать благодеяние”.
В Украине Кальдерон известен издавна… Его лирику переводили Дмитрий Павлычко и Александр Мокровольский. В середине XX ст.
Николай Лукаш перевел монолог Сехисмундо с первой хорнады пьесы “Жизнь – это сон”. И, в конце концов, до 400летия со дня рождения великого испанского художника (2000) Михаил Литвинец осуществил полный перевод этого шедевра испанской и мировой драматургии.