Педагогический проект в ДОУ. Формирование познавательных способностей у старших дошкольников



Педагогическийпроект “Формирование познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментирования”На современном этапе в дошкольном образовании стали укрепляться новые тенденции, которые заключаются в ориентации на формирование у ребенка дошкольного возраста способов познания мира, его преобразования и переживания. Тем самым, обеспечивая сохранение и поддержку индивидуальности ребенка согласно “Концепции содержания непрерывного образования”.

Познавательная деятельность формируется

у ребенка только под воздействием познавательной активности ребенка, которая проявляется в самостоятельном стремлении “открытия” мира путем его исследования, преобразования и т. п. Согласно “Концепции содержания непрерывного образования” в познавательной деятельности “происходит развитие ребенка как субъекта познания: его любознательности, инициативности, самостоятельности в поиске новых впечатлений, опробовании разных способов действия, ответов на возникающие у неговопросы, решения проблемных ситуаций”.

Цель: создание условий для формирования познавательной деятельности

у детей старшего дошкольного возраста средствамиэкспериментирования.

Задачи:

1. Преобразование развивающей среды образовательного пространства, с целью формирования познавательной деятельности;

2. Формирование познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментирования;

3. Изучение и апробация методов и приемов по формированию познавательной деятельности;

4. Осуществление педагогической деятельности во взаимодействии с родителями.

В рамках исследовательского подхода обучение идет с опорой на непосредственный опыт ребенка, на его расширение в ходе поисковой, исследовательской деятельности, активного освоения мира. Детям не сообщают готовые знания, не предлагают способы деятельности. Создается проблемная ситуация, решить которую ребенок сможет, если привлечет свой опыт, установит в нем иные связи, овладевая при этом новыми знаниямии умениями.

СТРУКТУРА ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

– постановка проблемы, которую необходимо разрешить;

– целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);

– выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);

– проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);

– анализ полученного результата (подтвердилось – не подтвердилось);

– формулирование выводов.

Формы проведения экспериментальной деятельности:

– совместная экспериментальная деятельность воспитателя с детьми;

– познавательные занятия с элементами экспериментирования;

– демонстрационные опыты (с кипятком, огнем), фокусы;

– долгосрочные наблюдения-эксперименты;

– самостоятельная экспериментальная деятельность детей.

Весь материалразделен на части:

– живая природа;

– неживая природа;

– рукотворный мир;

– измерение.

Составлена картотека опытов.

Способы фиксирования результатов:

– составление устного рассказа об увиденном;

– сравнение, классификация;

– возвращение к воспоминаниям (при длительном опыте).

– фотографирование;

– зарисовывание хода опыта и егорезультата в коллективном дневнике экспериментов;

– схематическое зарисовывание (отражение в рисунке наиболеезначимых деталей);

– макеты

Экспериментальный уголок оснащен:

– приборами – помощниками;

– разнообразными сосудами;

– контейнерами с глиной, землей и песком;

– природным, техническим, утилизированным материалами;

– разными видами бумаги;

– различными красителями

В уголке находятся энциклопедии, схемы, планы, условные обозначения (разработанные совместно с детьми). Так же в уголке есть дневник для фиксации результатов, где Дети схематически зарисовывают начало опыта и его результат, и фотоальбом фиксации результатов.

Для того, чтобы выявить заинтересованность родителей в детском экспериментировании было проведено анкетирование. По результатам выявлено, что родители не в полной мере осознают возможности познавательного развития средствами экспериментирования в домашних условиях.

Для повышения компетентности родителей в области детского экспериментирования были проведены следующие мероприятия:

– родительское собрание “Эксперименты дома”

– консультацияпо организации экспериментирования в домашних условиях

– оформлены папки “Фокусы” и “Проблемные ситуации”

– родительское собрание “Растить любознательных”, с цельюпоказать значение детских вопросов в развитии любознательности дошкольника

– оформлены памятки для родителей “Как отвечать на детские вопросы” .Хочу предложить Вашему вниманию, некоторые опыты
“Путешествие по реке”

Цель: знакомство детей со свойствамипредметов.

В ходе опыта дети выясняли, из каких материалов можно сделать кораблики, чтобы переправиться через речку.

По результатам опыта, дети совместно с родителямиизготовили кораблики. Вотнекоторые из них.

“Испытание магнита”

Цель:

– систематизировать знания детей о магните; выявить материалы, которые могут стать магнетическими; отделять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит. Материал: на каждого: магнит, магнетические и немагнетическиепредметы, картон, таблица-схема, письмо.

Ход: Письмо “Привет, ребята! Это я, Почемучка! У моих друзей сломалась машина.

Я хотела им помочь ее отремонтировать. Но нужны только железные детали, а как их определить. Помогите, пожалуйста”.

В-ль: как вы думаете, ребята, мы с вами можем помочь? Как?

– Как мы сможем отличить железные детали от остальных?

– Где нам взять эти предметы?

Проведение испытания.

– Давайтерезультаты эксперимента занесем в таблицу с помощьюзнаков “+” и “-“.

Вывод: чтобы отделить железные предметы от других нужно использовать…, потому что…

– Как нам сообщить об этом Почемучке? (Предложениядетей).

“Секретное письмо”

В ходе этого эксперимента, познакомила детей, каким способом можно создать секретное послание. Одно письмо, мы написали(молоком) и прочитали(с помощью свечки) в детском саду, а потом дети написали папам письма, а дома с родителями пытались прочитать. Опыт был приурочен к 23 февраля.

“Что нужно растениям дляроста?”

Посадили 4 луковки, совместно с детьми разработали условные обозначения. Поместили лук в разные условия и наблюдали за ростом, зарисовывая изменения в дневник. Конечные результаты зафиксировали с помощью фотографий.

На 1 фотографии – лук выросший в условиях – тепло, светлои полив; на 2 – тепло, темно, полив; на 3 – холодно, светло, полив и на 4 – тепло, светло, полива нет.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Педагогический проект в ДОУ. Формирование познавательных способностей у старших дошкольников