ПЕЧОРИНСТВО – БОЛЕЗНЬ МОЛОДЕЖИ 30-Х ГОДОВ XIX ВЕКА

Объясняя образ Печорина, В. Г. Белинский
сказал: “Это Онегин нашего времени, герой
нашего времени. Несходство их между собой
гораздо меньше расстояния между Онегою
и Печорою”. Онегин – отражение эпохи
20-х годов, эпохи декабристов; Печорин – ге-
рой третьего десятилетия, “жестокого века”.
Оба они – мыслящие интеллигенты своего
времени. Но Печорин жил в тяжелую эпоху
общественного гнета и бездействия, а Оне-
гин – в период общественного оживления
и мог быть декабристом. У Печорина этой воз-
можности не было. Поэтому Белинский гово-
рит: “Онегин скучает, а Печорин страдает”.
Печорин по происхождению аристократ,
получил светское воспитание. Выйдя из-под
опеки родных, “пустился в большой свет” и
“стал наслаждаться бешено всеми удоволь-
ствиями”. Легкомысленная жизнь аристо-
крата ему вскоре опротивела. Так же, как
Онегину, наскучило и чтение книг. После
“нашумевшей истории в Петербурге” Печо-
рина ссылают на Кавказ. Рисуя внешность
своего героя, автор несколькими штрихами
указывает на его аристократическое проис-
хождение: “бледный, благородный лоб”, “ма-
ленькая аристократическая рука”, “ослепи-
тельно чистое белье”. Печорин физически
сильный и выносливый человек: “Широкие
плечи доказывали крепкое сложение, способ-
ное переносить все трудности кочевой жиз-
ни… непобежденное ни развратом столичной
жизни, ни бурями душевными”.
В портрете героя отражены и внутренние
качества: противоречивость и скрытность. Не-
удивительно, что, “несмотря на светлый цвет
волос, усы его и брови черные”, “глаза не сме-
ялись, когда он смеялся”. Печорин наделен не-
заурядным умом, критически оценивающим
окружающий мир. Он размышляет над про-
блемами добра и зла, любви и дружбы, над
смыслом человеческой жизни. В оценке совре-
менников самокритичен: “Мы не способны бо-
лее к великим жертвам ни для блага чело-
вечества, ни даже для собственного нашего
счастья”. Он прекрасно разбирается в людях
(например, в Грушницком, в княжне Мери),
не удовлетворяется сонной жизнью “водяного
общества” и дает уничтожающие характерис-
тики столичным аристократам. Память Пе-
чорина насыщена сведениями из литературы
и истории. В его дневнике мы находим цита-
ты из ГрибоедовА и ПушкинА, названия про-
изведений, имена писателей и литературных
героев.
Печорин безумно смел, как бы играет
с жизнью. Стоя на краю пропасти с незаря-
женным пистолетом, он подставляет грудь
под выстрел Грушницкого. И это делается
для того, чтобы “изведать предел подлости
моего противника”. Человек сильной воли
и больших возможностей, Печорин страстно
стремится к активной жизни. “Рожденный
для высокой цели”, он вынужден жить в то-
мительном бездействии или растрачивать
свои силы на поступки, недостойные настоя-
щего человека. Даже опасные приключения
не могут его развлечь. Любовь приносит
только разочарование и огорчение. Окружа-
ющим он причиняет горе, и это углубляет его
страдания. Вспомните, какова судьба Бэлы,
Грушницкого, княжны Мери и Веры, Макси-
ма Максимыча.
Однако с богатством душевных сил и ода-
ренностью героя Лермонтов раскрывает и та-
кие качества Печорина, которые резко сни-
жают его образ. Печорин – холодный эгоист,
он безучастен к страданиям других, и это ха-
рактеризует его как индивидуалиста.
Но самое тяжелое обвинение Печорину –
отсутствие жизненной цели, бесплодность су-
ществования. Задумавшись над вопросом
о цели своей жизни, он записал в “Журнале”:
“А верно, она существовала, и, верно, мне бы-
ло назначение высокое, потому что я чувст-
вую в душе моей силы необъятные”.
Нашел ли Печорин свое “высшее назначе-
ние”? С пользой ли растратил свои “необъят-
ные силы”? И не о подобных ли ему людях по-
коления 30-х годов XIX века сказал Михаил
Юрьевич Лермонтов в знаменитой “Думе”:
…Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам, ни мысли плодовитой,
Ни гения начатого труда.
Можно ли назвать Печорина героем в по-
ложительном смысле этого слова? Или, мо-
жет быть, глубокая ирония скрыта в самом
заглавии романа? Ответ на этот вопрос нуж-
но искать в предисловии. В нем Лермонтов
совершенно категорически заявляет, что Пе-
чорин – “это портрет, составленный из по-
роков всего нашего поколения в полном их
развитии”.
Печоринство было типичной болезнью
времени. Однако уже и в те годы, полные
мрака и безнадежности, появились имена ис-
тинных героев. Они шаг за шагом прошли
“кремнистый путь” борцов и явили миру об-
разцы патриотизма и гражданского мужества.



ПЕЧОРИНСТВО – БОЛЕЗНЬ МОЛОДЕЖИ 30-Х ГОДОВ XIX ВЕКА