Печорин в системе женских образов “Героя нашего времени”

<

p>Образы женщин в романе “Герой нашего времени” играют большую роль в раскрытии характера главного героя – Печорина. Ведь тонкие грани его души, его недостатки и положительные стороны наиболее ярко можно увидеть, когда герой взаимодействует с женщинами, в которых влюблен, которые влюблены в него.

<

p>Ни одна любовь Печорина не заканчивается счастливо. Он сам приходит к мысли, что единственное, что он умеет в жизни, это разрушать чужие надежды. Печорин, как огня, боится женитьбы. Еще этот герой отмечает, что любит женщин только ради себя, ради собственного удовольствия, с жадностью поглощая чужие чувства, ничем не жертву ради любимой женщины.

Он хочет быть любимым сам и никак не может насытиться в этом желании.

Образ Бэлы в “Герое нашего времени”

<

p>Пожалуй, самый яркий женский персонаж “Героя нашего времени” – это Бэла. Она прекрасная дочь горного князя, похищенная влюбленным Печориным. Бела дикарка, необразованна, непосредственна. Однако она – олицетворение гордости и чувства собственного достоинства.

Бэла – настоящая женщина в своих любовных чувствах. Ее любви невозможно добиться страхом, подарками, красивыми словами. Бэла не знает хитрости, она открыта и не скрывает своих чувств.

<

p>Сердце Бэлы склоняется к Печорину только тогда, когда он говорит ей, что хочет уехать на войну, чтобы оставить там голову. Этот эпизод открывает перед читателем ее милосердную и добрую душу девушки.

<

p>Во взаимной любви с Печориным раскрываются лучшие стороны Бэлы. Она веселая, озорная, талантливая: поет и танцует так, что куда там светским дамам на балах. Завоевать Бэлу было не просто, но в любви она настоящий клад: страстная, верная, преданная, внимательная, чуткая.

Пылкая любовь Бэлы – одна на всю жизнь.

<

p>Когда неглубокие чувства искателя приключений Печорина к ней начинают угасать, любящая девушка чувствует это сразу и сама угасает на глазах. Скрыть свое охлаждение Печорин не может, Бэла чувствует это сердцем. Но и в страданиях она сохраняет гордость, не упрекает любимого, не пытается ограничить его свободу или хитростью насильно привязать его к себе.

Без любви для нее нет жизни, поэтому, выйдя за пределы крепости, Бэла каким-то образом сама приближает свою раннюю смерть.

<

p>Даже умирая от раны, нанесенной Казбичем, Бэла хочет только видеть Печорина и переживает, что из-за различия религий не встретится с ним на небе. При этом менять веру она отказывается – в этой родилась, в этой и умрет. Чтобы любимый помнил ее – вот последнее желание любящего сердца этой девушки.

Образ ундины в “Герое нашего времени”

<

p>Еще одна девушка в романе – контрабандистка. Она напоминает повадками русалку и выглядит очеь необычно. “Далеко не красавица…”, она, тем не мене, очаровывает Печорина. Он видит в ней “породу”.

Ундина красива, как красив дикий зверь, артистична, эксцентрична. Она ведет себя странно: поет на крыше, разговаривает сама с собой, никого не смущаясь. Своей естественностью, даже дикостью, она покоряет Печорина.

Такого он раньше не видел – прелесть новизны захватывает его.

<

p>Сначала Печорин подумывает, не сумасшедшая ли девушка, уж слшком оригинально ее поведение. Но “…на лице ее не было никаких признаков безумия; напротив, глаза ее с бойкою проницательностью останавливались на мне, и эти глаза, казалось, были одарены какою-то магнетическою властью…”

<

p>”Необыкновенная гибкость ее стана, особенное, ей только свойственное наклонение головы, длинные русые волосы, какой-то золотистый отлив ее слегка загорелой кожи на шее и плечах и особенно правильный нос – все это было для меня обворожительно.

<

p>Скоро проницательный Печорин начинает замечать, что девушка не так естественна, какой хочет казаться, что она играет “комедию”. Но своим наблюдениям он не хочет верить, потому что уже создал в уме привлекательный образ:

<

p>”Хотя в ее косвенных взглядах я читал что-то дикое и подозрительное, хотя в ее улыбке было что-то неопределенное, но… правильный нос свел меня с ума”

<

p>Ничего на самом деле интересного и душевного в ундине Печорин в итоге не находит. Напротив, она подло заманивает его на лодку, притворяясь влюбленной, после чего пытается утопить, чтобы он не донес коменданту на контрабандистов. Печорин разочарован и зол на себя, что так обманулся.

Образ Мери в “Герое нашего времени”

<

p>Женские образы “Героя нашего времени” продолжает княжна Мери. Это – юная невинная девушка. Мери красива и богата, она – завидная невеста. Мери обладает острым умом, хорошо образована:

<

p>”…читала Байрона по-английски и знает алгебру: в Москве, видно, барышни пустились в ученость, и хорошо делают, право! Наши мужчины так не любезны вообще, что с ними кокетничать, должно быть, для умной женщины несносно…”

<

p>Мери окружена поклонниками. Она держится гордо, даже высокомерно, острая на язык, умеет вести разговор. Часто она весьма колка и умеет высмеять неудачливого собеседника.

<

p>”Княжна, кажется, из тех женщин, которые хотят, чтоб их забавляли; если две минуты сряду ей будет возле тебя скучно, ты погиб невозвратно: твое молчание должно возбуждать ее любопытство, твой разговор – никогда не удовлетворять его вполне; ты должен ее тревожить ежеминутно…” – говорит опытный Печорин Грушницкому о Мери.

<

p>Вместе с тем Мери обнаруживает жалость к больному Грушницкоиу в солдатской шинели, подает ему стакан с водой. На нее большое впечатление производит поступок Печорина, защитившего ее. В душе Мери оказывается наивным, пугливым ребенком – почти падает в обморок от страха, когда к ней цепляется пьяный хулиган на балу.

Неопытная в жизни Мери – легкая добыча умелого обольстителя Печорина.

<

p>Доброе сердце девушки склоняется к Печорину, который сумел показать себя непонятым и неоцененным в обществе:

<

p>”Княжна сидела против меня и слушала мой вздор с таким глубоким, напряженным, даже нежным вниманием, что мне стало совестно. Куда девалась ее живость, ее кокетство, ее капризы, ее дерзкая мина, презрительная улыбка, рассеянный взгляд?..”

<

p>От своей первой любви Мери получает сокрушительный удар: она была лишь игрой своего избранника. Задета гордость девушки, и вся сила ее нежного чувства обращается в ненависть. “Я вас ненавижу” – вот последние слова княжны Печорину. Сможет ли она теперь доверять еще кому-нибудь?

Сможет ли любить?

<

p>”А ведь есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души! Она как цветок, которого лучший аромат испаряется навстречу первому лучу солнца; его надо сорвать в эту минуту и, подышав им досыта, бросить на дороге: авось кто-нибудь поднимет!”

Образ Веры в “Герое нашего времени”

<

p>Вера – это женщина-жертва. Она давно влюблена в Печорина, который “высушил ей сердце”. Она терпит это, прячет свою любовь от своего очередного мужа, мучается ревностью.

Единственное ее утешение – то, что любимый холост.

<

p>Одновременно, Вера – умная женщина. Она единственная, кто поняла Печорина таким, какой он есть, со всеми его хитростями, страстями и пороками, и тем не менее, продолжает любить. Вера больна и знает, что жить ей, видимо, осталось недолго.

Она говорит, что разум подсказывает ей ненавидеть Печорина, однако она, наоборот, тянется к нему и благодарна ему за все минуты, проведенные вместе.

<

p>Вера несчастна, она говорит, что пожертвовала ради любви к Печорину всем. Под этим Вера имеет в виду радость жизни, а не какие-то выгоды (она замужем по расчету, за немолодым человеком, ради благополучия сына). “Моя душа истощила на тебя все свои сокровища, все слезы и надежды…”. Вера хочет ответной жертвы, и страдает оттого, что знает: от Печорина она никаких жертв не дождется:

<

p>”Не правда ли, ты не любишь Мери? ты не женишься на ней? Послушай, ты должен мне принести эту жертву: я для тебя потеряла все на свете…”

<

p>Чувство любви не приносит Вере истинной радости: для нее любовь – море страданий. Упреки, ревность, самоунижение:

<

p>”Ты знаешь, что я твоя раба; я никогда не умела тебе противиться… и я буду за это наказана: ты меня разлюбишь!”

<

p>”Может быть, – подумал я, – ты оттого-то именно меня и любила: радости забываются, а печали никогда…”


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Печорин в системе женских образов “Героя нашего времени”