Печорин в отношениях с Вернером, Верой, Мери в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”
Печорин раскрывается в отношениях с людьми с враждебной стороны. Рассмотрим отношения Печорина и Вернера.
Доктор Вернер, не уступая Печорину в уме и наблюдательности, отличается от него тем, “что не когда не умел воспользоваться своим знанием”. Вернер в повести представлен свидетелем жизни, чем ее участником. Его доброе сердце сочувствует боли, его благородный ум возмущен низостью, но при этом доктор – лишь сопровождении Печорина.
По своей воли он поступков не совершает, хотя сочувствует Печорину, оберегает его как может. Скептицизм
Вернер пассивен, и это ставит в наших глазах значительно ниже Печорина. Но в отношениях с Вернером обнаруживается и эгоизм Печорина, который не признает дружбы, потому что она требует самозабвения: “…я к дружбе не способен: из двух друзей всегда один – раб другого, хотя часто не один из них в этом себе не признается; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае – труд
Отношение Печорина к Мери противоречиво. Печорин уверяет себя в бестрепетности. “Из жизненной бури, – говорит он Вернеру перед дуэлью, – я вынес только несколько идей – и не одного чувства. Я давно уже живу не сердцем, а головой.
Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки с строгим любопытством, но без участия”. Казалось бы, отношение с Мери совершенно подтверждают это представление Печорина о себе и свидетельствует о безжалостной холодности, жесткости его игры. Но Печорин не так бесстрастен, как рекомендуется.
Несколько раз он чувствует себя увлеченным, даже взволнованным.
Печорин винит за способность на живое чувство: ведь он было уверил себя, что счастье для него не в любви, а только лишь в “насыщенной гордости”.
Постоянный разлад с окружающими и не возможность посветить свою жизнь высокой цели искажают его натуру. Идеал всеобщей гармонии подменяется деспотизмом победителя сердец.
Но Печорин напрасно надеется, что “насыщенная гордость” принесет ему счастье. И Вера, и Мери любят его, а счастья ему это не приносит. Да и отношения с ними развиваются не только по его воли.
Пока Печорин видит в Мери светскую барышню, избалованную поклонением, ему доставляет удовольствие оскорблять ее гордость. Но по мере того как в Мери проступает душа, способная искренне страдать, а не играть в любовь, отношение его к княжне становится иным. Страх перед обыденным жребием, а не равнодушие заставляет отвергнуть его чувство Мери. При последнем объяснении с княжной он старается быть спокойным и холодным, однако не притворное страдание княжны трогает его.
Печорин жестко судит себя: “Видите ли, я перед Вами низок…”. И все-таки отвергает возможность любви.
“Жалкая и гадкая роль” Печорина в отношения с Мери осуждена им самим, и это подчас мешает увидеть, что при всем не благородстве интриги Печорин совершил удивительное: Кукольная барышня стала живым, хотя и страдающим, человеком.
“Орудием казни” он остается даже в отношениях с Верой, которую – единственную – любит, хотя и разлучен с нею. Не будь развивающегося параллельно с историей княжны романа с Верой, мы бы были убеждены в бездушии Печорина, в его не способности любить. Но отношение с Верой подчеркивают, что Печорин, вопреки своему убеждению, способен “безумствовать под влиянием страсти”.
Вера входит в роман как напоминание о “благотворных бурях” молодости Печорина и как жертва его странного характера. “Глубокие и спокойные глаза” Веры, знающей чувство и страдание, так не похожи на “бархатные глаза” еще не чем не волнуемой княжны. Вера любит сильно и искренне. “Упрек”, “Глубокое отчаяние” и пылкость – вот живое движение ее чувств на протяжении нескольких минут встречи с Печориным в гроте. И Печорин, хотя он без гордости говорит, что “ни когда не делался рабом любимой женщины”, с удивлением замечает в себе трепет и боль.
Под влиянием этой первой встречи с Верой в Пятигорске Печорин записывает: “Она вверилась мне снова с прежней беспечностью, – и я ее не обманул: она – единственная женщина в мире, которую я не силах был бы обмануть”.
Тем не менее Печорин признает и глубину натуры Веры: “…это одна женщина, которая меня поняла совершенно, со всеми моими мелкими слабостями, дурными страстями… ” Вера видит не только их : “… в твоей природе есть что-то особенное, что-то гордое и таинственное… никто не умеет лучше пользоваться своими преимуществами, и никто не может быть так истинно не счастлив, как ты, потому что никто столько не старается уверить себя в противном”.
Справедливость этих слов и жесткость логики жизни, которая разводит Веру и Печорина, подчеркнутая местом эпизода с письмом в повести. Только что убит Грушницкий. Печорин обессилен душевно, и новый удар – потеря Веры – обрушивается на него, как невыносимое потрясение.
Не найдя гармонии в человеческих отношениях, Печорин отдается величавой и ничем не нарушаемой гармонии природы.