Пауль Шаллюк – Альфред Андерш

Итоговыми в развитии прозы конца 50-х годов являются также романы “Рыжая” Альфреда Андерша и “Энгельберт Рейнике” Пауля Шаллюка. Для этих романов характерна идейная и композиционная связь настоящего и прошедшего, благодаря которой они приобрели бЛьшую историчность и реализм. Главные герои Андерша и Шаллюка преодолевают разочарованность и активно, сообща выступают с антифашистских позиций.

Пауль Шаллюк (1922-1976) в своих вышедших до той поры книгах “Если бы можно было кончить лгать” (1951), “Прибытие в ноль двенадцать” (1953), “Невидимые ворота” (1954) выдвигает моральное обвинение в недостаточном сознании индивидуальной политической ответственности. В романе “Энгельберт Рейнике” (1959) он обращается к общественно-политическим проблемам. Вышедший в 1967 году роман “Дон Кихот в Кельне” разоблачает манипулирование средствами массовой информации.

Один “не-приспособившийся” всерьез принимает политико-моральные декларации “свободного демократического общества” и терпит крах.

Альфред Андерш (1914-1980) в романе “Рыжая” (1960) подводит итоги жизни своей героини.

Жена одного зажиточного мелкого буржуа убегает от нравственной тесноты и оппортунизма окружающего ее мира в романтическую бедность италь-224

Янских рыбаков. Самоиспытание героини дает возможность автору высветить господствующие моральные устои.

В ранних произведениях (“Вишни свободы”, 1951; “Занзибар, или Последняя опора”, 1957) Альфред Андерш изображает с экзистенциалистских позиций конкретные исторические события, происходившие при фашизме, причем общественной ответственности он противопоставляет абсолютную непричастность к чему бы то ни было как миг свободы и предварительное условие для индивидуального самоосуществления.

Проблемы лишенного всяких связей, колеблющегося между общественными фронтами и различными возможностями существования интеллектуала присущи также роману “Эфраим” (1967). Хотя Андерш прибегает к глубочайшей самоиронии и всемерно иронизирует над нонконформизмом, он не находит альтернативы. В романе “Винтерспельт” (1974) он вновь отказался от такой позиции.



Пауль Шаллюк – Альфред Андерш