Патетическая соната – высший взлет драматического гения Николая Кулиша
Патетическая соната – высший взлет драматического гения Николая Кулиша.
“Кометы, поднимаются ракеты, красные, голубые, зеленые. Танцует мир. Патетический концерт, и только низко над горизонтом висит бледный, выщербленный серп луны – распятый мифический Христос”.
Украина в пьесе предстает распятой и растерянной, словно на перепутье. Она обливается кровью и всем это безразлично. Все видят только то, что хотят видеть: единую-неделимую Россию, “воскресшую Украину” или зарю революции. Кто же будет властвовать над матерью
В произведении ощутимо постоянное противостояние. Герои словно болеют за судьбу государства, а в действительности каждый хочет добра и счастья для себя, хочет удовлетворить свои потребности. “Да здравствует советская, пусть уж будет и социальная, только украинская республика”, – говорит “учитель запорожской крови” Иван Иванович Ступаненко. Такие Ступаненко следуют за своими мечтами и слушаются своих идеалов, им требуется осуществление желаний любой ценой.
Меня поражает, как глубоко Николай Кулиш ощущает проблему
Толпа наталкивается на убитого, которого спешно закопали в землю – таким способом показана ничтожность человеческой жизни в суровые годы революции. Следует провести параллель между пьесой Н. Кулиша “Патетическая соната” и новеллой Хвылевого “Я (Романтика)”. В пьесе есть такой же врач Тагабат – большевик Лука, и, что самое ужасное, такой же “Я” – Илья Юта, как это ни прискорбно, человек малодушный, который предстает позором для идей революции.
Идеи решают судьбы людей и определяют отношения между ними, а это, по мнению автора, законы больного человеческого общества.
Пьеса “Патетическая соната” в действительности прекрасна, потому что написана человеком, который видел Украину насквозь и чувствовал каждый ее вздох. Н. Кулиш и в жизни был полностью отдан Украине, он и жил и умер ради нее.
Related posts:
- Выразительные средства в “Патетической сонате” Николая Кулиша “Патетическая соната” во многом идейно следует из “Народного Малахия”: Илья, поэт, который называет себя “Я” – это продолжение самого Малахия. “Проект немедленной реформы человека” превращается в поэтическую программу, чтобы “над миром развивался флаг” вечной любви. “Основные идеи” Народного Малахия “прослеживаются и в “Патетической сонате”. Поэт напоминает почтальона. Ведущей темой становится “Патетическая соната” Бетховена, которая, собственно, […]...
- Выразительные средства в “Патетичной сонате” Николая Кулиша “Патетичная соната” большой мерой идейно вытекает из “Народного Малахия”: Илья, поэт, который называет себя “Я” – будто продолжение самого Малахия. “Проект немедленной реформы человека” превращается в поэтическую программу, чтобы “над миром замаял флаг “вечной любви”. Основные идеи “Народного Малахия” прослеживаются и в “Патетичной сонате”. Поэт напоминает почтальона. Ведущей темой становится “Патетичная соната” Бетховена, которая, собственно, […]...
- Украинское село 20-х годов в пьесах Николая Кулиша Украинское село… Сколько ему было посвящено произведений нашими выдающимися писателями и поэтами; сколько ему пришлось вынести! Из пьес Николая Кулиша предстает передо мной оно, распятое голодом, одичавшее, нищенское; село, где, как всегда, идет борьба между богачами и бедняками. Последние верят, что пришло, наконец, их время, что судьба улыбнулась им, что ждет их коммуна или колхоз, […]...
- Основные мотивы поэзии П. Кулиша Пантелеймон Кулиш является автором пяти поэтических сборников и десяти поэм, множества переводов, баллад, дум, басен. Такое значительное поэтическое творчество охватывает много тем, но в центре постоянной и неоспоримой любви поэта стоит Украина. Во многом поэтическое творчество Кулиша соотносится с творчеством Тараса Шевченко. Единственное, что он не воспринимал – это радикализм шевченковского слова. Бунтарство, гайдаматчина, восстания, […]...
- Ответы к теме “Жизнь и творчество Пантелеймона Кулиша” П. Кулиш – выдающийся поэт и прозаик, драматург и переводчик, критик и публицист, историк, этнограф, языковед и культурный деятель. Это был чрезвычайно одаренный человек, с энциклопедическим образованием. Он первый начал писать украиноязычные исторические труды, первый украинский критик-профессионал, автор первого исторического романа и талантливый переводчик, известный языковед, который заложил основы нашего украинского правописания, создал украинский букварь […]...
- Значение пьесы “Мина Мазайло” Н. Кулиша в наши дни Родился в с. Чаплинка на Херсонщине. Учился в Олешковском городском училище, частной гимназии, на историко-филологическом факультете Одесского университета (не закончил), в Одесской школе прапорщиков. Под час Первой мировой войны находился на фронте. С 1918 г. глава горисполкома Олешок, глава местного совета. С 1922 по 1925 г. работал инспектором наросвити, 1925 г. Переведен в Харьков. Активно […]...
- Индивидуальность творчества Н. Кулиша Николай Кулиш – выдающийся драматург первой половины XX столетия. Художественно завершенные, остро-конфликтные произведения Н. Кулиша сделали признание их автору не только в Украине, а и далеко за ее пределами. Его пьесы отмечались остротой проблематики, актуальностью, эмоциональной напряженностью, рельефным изображением характеров. Вспомним драму “97” или пьесу “Мина Мазайло”. Эти произведения отображают события, которые волновали народ Украины; […]...
- Мотивы лирики Пантелеймона Кулиша Жизненный и творческий путь Пантелеймона Кулиша – это деятельность во имя сохранения и развития национального самосознания родного народа, его духовного прогресса, освоение им литературно-художественных, культурно-образовательных и научных достояний мировой цивилизации, беспрерывный поиск правды. Лейтмотивом творчества П. Кулиша было стремление сохранить национальное лицо украинского народа, язык, культуру, обычаи и традиции, заложить основы национальной самобытности, украинской литературы […]...
- Проблема украинизации в пьесе Н. Кулиша “Мина Мазайло” Николай Кулиш – выдающийся драматург первой половины XX столетия. Художественно завершенные, остроконфликтные его произведения получили признание не только на Украине, а и далеко за ее пределами. Пьесы Н. Кулиша отмечаются остротой проблематики, актуальностью, эмоциональной напряженностью, рельефным изображением характеров. В 20-х годах нашего столетия очень актуальной была тема мещанства, которое старается во что бы то ни […]...
- Изображение казацкого рыцарства в романе Пантелеймона Кулиша “Черная рада” Изображение казацкого рыцарства и любви к Украине в романе Пантелеймона Кулиша “Черная рада”. При изучении украинской литературы XIX в. обязательно следует обращаться к первому украинскому историческому роману П. Кулиша “Черная рада”. Это глубокое многопроблемное произведение. Среди поставленных вопросов видное место занимает проблема героизма, душевной чистоты и духовной низости в тяжелые для страны времена. Одна из […]...
- Личные соображения. Трагедия гения: а в чем она? Судьба творческого наследства каждого писателя составляется по-разному. Большую роль в этом сыграют общественно-политические условия и окружения, в котором рождается и формируется талант. Выдающийся поэт XX века, талантливый, оригинальный, и, к сожалению, почти совсем еще не оцененный прозаик и публицист, интересный критик и литературовед, несравненный переводчик с армянского, грузинского, татарского, болгарского и других языков, неутомимый популяризатор […]...
- Разновидность синкретизма малой прозы П. Кулиша В творчестве Пантелеймона Кулиша П. Федченко выделяет несколько жанровых разновидностей малой прозы, преимущественно акцентируя в них содержательный критерий, хотя выделяет и формообразующие признаки. В первую очередь, выделяются рассказы идиллического характера, которым присущи “бесконфликтность, гармоничные отношения героя и с другими людьми, живописность изображаемого фона, показ в идеализированных тонах мирной беззаботной, близкой к природе жизни простых людей, […]...
- Объяснение названия вертепной драмы П. Кулиша “Иродова морока (Святочное представление на малорусском языке) И опять к вертепу обращаются уже в ХІХ веке украинские писатели, и в частности П. Кулиш. Да, в названии вертепной драмы П. Кулиша “Иродова морока (Святочное представление на малорусском языке)” есть и указание на церковно религиозный характер (“святочного представления”), и символ антидуховности, – (Ирод). Антидуховность торжествует уже с первых страниц пьесы – Ирод вызывающе заявляет: […]...
- Проблема “гения и злодейства” в “Моцарт и Сальери” Темы и проблемы (Моцарт и Сальери). “Маленькие трагедии” – цикл пьес П-на, включающий четыре трагедии: “Скупой рыцарь”, “Моцарт и Сальери”, “Каменный гость”, “Пир во время чумы”. Все эти произведения были написаны в период Болдинской осени (1830 Данный текст предназначен только для частного использования – 2005 год). “Маленькие трагедии” – не пушкин-ское название, оно возникло при […]...
- Жизнь и творчество Николая Вороного О жизни величайшего украинского поэта известно немного, ведь он не оставил нам своих воспоминаний, автобиографии. Сохранилось лишь несколько писем и 32 страницы в ученической тетради, которые Николай Вороной написал о себе по просьбе О. И. Билецкого. И рассказ этот является едва ли не единственным источником, из которого можно узнать о поэте. Отец Вороного происходил из […]...
- Сочинение на тему взлет и падение городничего из поэмы ревизор На первом плане среди характеров, описываемых в пьесе Н. В. Гоголя ” Ревизор“, конечно, городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский. Каким же изображен главный представитель чиновничьего мирка российской провинции? городничий? Это изворотливый, неглупый, грубый, выслужившийся долгой тяжелой службой человек, привыкший хватать все, что “плывет в руки”. В минуту злобной откровенности он признает, что ни один купец, ни […]...
- Соната призраков ШВЕДСКАЯ ЛИТЕРАТУРА Август Стриндберг (August Strindberg) Соната призраков (Spoksonaten) Драма (1907) Старик сидит в кресле-каталке у афишной тумбы. Он видит, как Студент раговаривает с Молочницей и рассказывает ей, что накануне спасал людей из-под обломков рухнувшего здания. Старик слышит слова Студента, но не видит Молочницу, ибо она – видение. Старик заговаривает со Студентом и выясняет, что […]...
- Отзыв на спектакль драматического театра “Березиль” Искусство призвано дарить человеку наслаждение. При этом всегда убеждаешься, посещая малую сцену Харьковского театра им. Т. Г. Шевченко – “Березиль”. Надолго остаются в памяти спектакли “Деньги”, “Мина Мазайло”, потому что классикой становятся те произведения, в которых поднимаются проблемы, актуальные для разных эпох. Наверное, не станет исключением и “Любовь до гробовой доски”. В наше сложное, насыщенное […]...
- Монолог и диалог как средства выражения духовности в драме Кулиша “Иродова морока” Одним из популярных жанров древней литературы был вертеп. По мнению О. Билецкого “…вертепная драма (зародилась, по-видимому, еще в ХVІІ веке, но известны нам тексты не идут раньше 70-х годов ХVІІІ века) – это еще один из предшественников украинской реалистичной комедии ХІХ – началу ХХ в..”. А. Козлов в книге “Украинская дооктябрьская драматургия: Эволюция жанров” отметил, […]...
- Крейцерова соната Лев Николаевич Толстой Крейцерова соната Повесть (1887-1889, опубл. 1890) Ранняя весна. Конец века. По России идет поезд. В вагоне идет оживленная беседа; купец, приказчик, адвокат, курящая дама и другие пассажиры спорят о женском вопросе, о браке и свободной любви. Только любовь освещает брак, утверждает курящая дама. Тут, в середине ее речи, раздается странный звук как […]...
- Украинская нация в романе Пантелеймона Кулиша “Черный совет” Пантелеймон Кулиш Родился В г. Ворониж Глуховского уезда на Черниговщине (теперь – Сумская область). Отец походил из казацкой старшини, принадлежал к дворянству, но, потеряв право на него, занимался сельским хозяйством, имел собственный хутор. Пантелеймон Кулиш учился в Новгород-Северской гимназии. Некоторое время работал частным учителем. Учился как вольнослушатель в Киевском университете, но не закончил его. Учительствовал […]...
- Современное понимание поэмы Николая Вороного “Евшан – зелье” К сожалению, люди редко заглядывают вглубь себя. Их целиком устраивает спокойная беззаботная жизнь, чужая ласка, чужие мысли и даже те тонкие сети, которыми сплетены людские души чужим лукавством. Простодушные, обворованные и несчастные! Они даже не замечают, что стали рабами, так как потеряли самое дорогое в жизни – Отчизну и свободу. Или они не отреклись, Не […]...
- Сущность драматического и комического в комедии “Ревизор” Чтобы осмыслить пьесу “Ревизор” как комедию, необходимо ясно представлять себе, что такое комическое и каковы средства изображения комического. Комическое – особая эстетическая категория. Эстетические категории – это выработанные людьми определенные понятия, с помощью которых мы оцениваем различные жизненные явления: одни явления называем прекрасными, другие – безобразными, третьи – возвышенными, четвертые – низкими, пятые – трагическими, […]...
- Высший свет в изображении Л. Н. Толстого В романе ” Война и мир ” Толстой ” со строгостью судьи и гражданина” вершит нравственный суд над высшим светом и бюрократической верхушкой самодержавной России. Ценность человека, по мнению Толстого, определяется тремя понятиями: простота, доброта и правда. Нравственность, как считает писатель, – это умение почувствовать свое “я” как часть общечеловеческого “мы”. И любимые герои Толстого […]...
- Краткое изложение Крейцерова соната Л. Н. Толстой Л. Н. Толстой Крейцерова соната Ранняя весна. Конец века. По России идет поезд. В вагоне идет оживленная беседа; купец, приказчик, адвокат, курящая дама и другие пассажиры спорят о женском вопросе, о браке и свободной любви. Только любовь освещает брак, утверждает курящая дама. Тут, в середине ее речи, раздается странный звук как бы прерванного смеха или […]...
- Становление гения (Л. Н. Толстой) В одном из эпизодов “Войны и мира” Николай Ростов, обмениваясь приветствием с крестьянином-австрийцем, произносит знаменитые слова: “Да здравствует весь мир!” – слова, которые с успехом можно было бы поставить эпиграфом к художественному творчеству Толстого. Устами своего героя писатель славит жизнь, людей труда, утверждает величие их подвига. Можно спорить, что в творчестве Толстого является главным: пафос […]...
- Герой повести Толстого “Крейцерова соната” Повесть написана после пережитого Толстым духовного кризиса, вследствие которого произошла, по словам писателя, перестройка “деятельности, которая называется художественной”. Это повлекло за собой трансформацию поэтической системы, стилистики и структуры литературных героев. Позднышев – единственное главное лицо этого произведения, определяющее его атмосферу, тональность; личность мыслящая, думающая над актуальными проблемами общественными и сугубо личными. В трактовке писателя П. […]...
- ЛЮБОВЬ – ВЫСШИЙ ДАР СУДЬБЫ (по рассказу И. А. Бунина “Солнечный удар”) ЛЮБОВЬ – ВЫСШИЙ ДАР СУДЬБЫ (по рассказу И. А. Бунина “Солнечный удар”) В своем прозаическом творчестве И. А. Бунин часто обращается к вечным темам. Тема любви – одна из главнейших в его произведениях. В истинной любви, по И. А. Бунину, есть что-то общее с вечной природой. Прекрасно только то чувство любви, которое естественно, не выдумано. […]...
- Сюжетно композиционные особенности прозы П. Кулиша Предисловие произведения – мировоззренческого содержания, отступление-размышление о поэтах построено как обращение с элементами разъяснения образованного мужчины простому. Собственно, построение произведению может восприниматься амбивалентно: как вставная новелла о воре или же обрамлении о путешествии (мотив пути, распространенный в мировой литературе). Притчевость произведения раскрывается в последнем риторическом вопросе, своеобразном философском пуанте, – что сделали бы с вором […]...
- Крейцерова соната краткое содержание Толстой Л. Н. Ранняя весна. Конец века. По России идет поезд. В вагоне идет оживленная беседа; купец, приказчик, адвокат, курящая дама и другие пассажиры спорят о женском вопросе, о браке и свободной любви. Только любовь освещает брак, утверждает курящая дама. Тут, в середине ее речи, раздается странный звук как бы прерванного смеха или рыдания, и […]...
- “Журавли” Николая Заболоцкого и Николая Рубцова Одинаковое название двух стихотворений, принадлежащих перу разных авторов, конечно, только повод для их сопоставительного анализа. Однако между “Журавлями” Николая Заболоцкого и Николая Рубцова есть невидимые, но прочные и легко нащупываемые нити, связывающие их воедино в восприятии людей, чутких к поэтическому слову. Следуя универсальному пушкинскому определению поэзии как “союза волшебных звуков, чувств и дум”, стоит прежде […]...
- “Крейцерова соната” Толстого в кратком содержании Ранняя весна. Конец века. По России идет поезд. В вагоне идет оживленная беседа; купец, приказчик, адвокат, курящая дама и другие пассажиры спорят о женском вопросе, о браке и свободной любви. Только любовь освещает брак, утверждает курящая дама. Тут, в середине ее речи, раздается странный звук как бы прерванного смеха или рыдания, и некий не старый […]...
- Описание традиций Козаков в романе П. Кулиша “Черный совет” Большое достояние Кулиша-прозаика – роман “Черный совет”, который Иван Франко назвал “наилучшей исторической повестью в нашей литературе”. Сочинение вышло в 1857 году и сразу же завоевало искреннюю симпатию читателей и высокую оценку критиков. Сюжет “Черного совета” взят из истории. Он основывается на событиях так называемой Руине пор после смерти Богдана Хмельницкого, когда Россию раздирали разные […]...
- Соната призраков – Август Стриндберг Старик сидит в кресле-каталке у афишной тумбы. Он видит, как Студент раговаривает с Молочницей и рассказывает ей, что накануне спасал людей из-под обломков рухнувшего здания. Старик слышит слова Студента, но не видит Молочницу, ибо она – видение. Старик заговаривает со Студентом и выясняет, что тот сын купца Аркенхольца. Студент знает от покойного отца, что Старик […]...
- Краткое содержание повести Толстого “Крейцерова соната” Ранняя весна. Конец века. По России идет поезд. В вагоне идет оживленная беседа; купец, приказчик, адвокат, курящая дама и другие пассажиры спорят о женском вопросе, о браке и свободной любви. Только любовь освещает брак, утверждает курящая дама. Тут, в середине ее речи, раздается странный звук как бы прерванного смеха или рыдания, и некий не старый […]...
- Краткое содержание “Старого гения” Лескова Несколько лет назад старушка-помещица одолжила петербургскому франту 15 тысяч рублей под залог имения. Старушка знала мать этого франта и всецело ему доверяла. Прошло время, но долг не был возвращен. Между тем подошел срок выплаты по закладной, и над старушкой разверзлась “страшная перспектива холода и голода с увечной дочерью и маленькой внучкою”. Оставив близких на соседку, […]...
- Анализ драматического произведения Типология тем сочинений II. Темы, связанные с делением литературы на роды и жанры 2.2. Анализ драматического произведения Драму принято считать высшим литературным родом, объединяющим в себе эпические и лирические начала. От эпоса драма берет такое изображение действительности, которое заключает в себе внешний, по отношению к автору, показ жизни, а от лирики – создание законченных характеров […]...
- “Соната призраков” Стриндберга в кратком содержании Старик сидит в кресле-каталке у афишной тумбы. Он видит, как Студент раговаривает с Молочницей и рассказывает ей, что накануне спасал людей из-под обломков рухнувшего здания. Старик слышит слова Студента, но не видит Молочницу, ибо она – видение. Старик заговаривает со Студентом и выясняет, что тот сын купца Аркенхольца. Студент знает от покойного отца, что Старик […]...
- Трагический выбор Николая Волнового Николай Волновой… Вот что писал о своем друге Владимир Ковш: Истинно: Волновой. Сам волнуется и нас всех волнует, пьянит и беспокоит, обессиливает и пленит. Аскет и фанатик, жестокий к себе и к другим, своенравно впечатлительный и гордый, неприкосновенный и суровый, а временами – нежный и стыдливый, химерник и характерник, влюбленный условно, мечтатель”. Так уже сложилось, […]...
- Ты сам свой высший суд? Споры вокруг телепоказов на школьную тему, которые разгорелись в начале третьей четверти, вытащили на свет массу вопросов, которые касаются не только школы, но и искусства. Позиция автора, способы ее выражения, приемы и средства, правда жизни и условность искусства – общество вдруг кинулось обсуждать проблемы, которые мы постоянно ставим на уроках словесности. Что ж, уже неплохо. […]...