“Памятник” А. С. Пушкина и Г. Р. Державина (Сопоставительный анализ стихотворений)

Стихотворение А. С. Пушкина “Памятник” (“Я памятник себе воздвиг нерукотворный…”) было написано 21 августа 1836 года, то есть незадолго до смерти автора. В нем он подводит итог своей поэтической деятельности. Тема поэзии и роли поэта в жизни стала традиционной еще со времен древнеримского поэта Горация.

Он является автором “Сатир” и целого ряда стихотворений, прославивших его имя. В конце своего творческого пути Гораций создал послание “К Мельпомене”. Мельпомена в древнегреческой мифологии – одна из девяти муз,

покровительница трагедии, символ сценического искусства.

В этом послании Гораций оценивает свои заслуги в поэзии.
В дальнейшем создание такого рода стихотворений в жанре своеобразного литературного “памятника” стало общеевропейской традицией. Не обошла ее и русская литература.
Первый перевод послания Горация на русский язык принадлежит М. В. Ломоносову. Затем вольный перевод стихотворения с оценкой своих заслуг в поэзии сделал Г. Р. Державин, назвав его “Памятник”.
А. С. Пушкин, создавая свой “Памятник”, знал эту

литературную традицию, но непосредственно отталкивался от стихотворения Державина. А потому вполне правомерно сопоставление стихотворений этих двух поэтов.
Как и у Державина, у Пушкина “Памятник” состоит из пяти строф, близких к державинским по форме и размеру. Но основной смысл стихотворения у того и другого поэта глубоко различен, различна оценка их авторами своего творчества.
В стихотворении Пушкина указывается, что его поэзия в большей мере обращена к широкому читателю. Это видно уже из первых строчек. “…К нему не зарастет народная тропа”, – говорит он о своем литературном “памятнике”. В то же время его “Памятник” отмечен свободолюбием: “Поднялся выше он главою непокорной Александрийского столпа”.
Внешне вторые строфы стихотворений похожи, но в конце их есть одно существенное различие. Державин пишет:
И слава возрастет моя, не увядая, Доколь славянов род вселенна будет жить.
У Пушкина же мы читаем:
И славен буду я, доколь в подлунном мире Жив будет хоть один пиит.
Тем самым Пушкин говорит, что его произведения найдут более широкий отклик в сердцах людей, близких ему по духовному складу, поэтов, причем поэтов всего мира. Державин же говорит лишь о признании на родине.
Третьи строфы очень близки и по форме и по содержанию. Основную смысловую нагрузку несут в обоих стихотворениях, несомненно, четвертые строфы. Именно в них мы ясно видим, что считали основным в своем творчестве Державин и Пушкин.
… Первый я дерзнул в забавном русском слоге О добродетелях Фелицы возгласить, В сердечной простоте беседовать о боге И истину царям с улыбкой говорить, –
Пишет Державин. Пушкин же говорит о себе иначе. Он, утверждая свое право на признание и любовь читателей, отмечает:
И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал.
В этих строках Пушкин обращает внимание читателя на человечность, гуманизм своих произведений, на их свободолюбие. Интересно, что в начальном варианте Пушкин вместо слов “в мой жестокий век” написал “вслед Радищеву”, то есть прямо назвал себя последователем русского просветителя-революционера. Последние строфы обоих стихотворений сходны по содержанию. В них и Державин, и Пушкин обращаются к своей музе и зовут ее следовать собственному призванию, презирая и хвалу, и клевету:
Веленью божию, о муза, будь послушна, Обиды не страшась, не требуя венца, Хвалу и клевету приемли равнодушно И не оспоривай глупца, – пишет Пушкин.
Оба стихотворения написаны в жанре оды, поэтому интонация и лексика в них очень торжественны. Ритм стихотворений медленный, величественный. Оба стихотворения написаны ямбом с перрихием, который придает их звучанию особую торжественность.
Созданию высокого стиля способствует и подбор лексических средств. Так оба автора широко употребляют возвышенные эпитеты (заветная лира, непокорная глава, великая Русь, гордый внук славян, чудесный, вечный, быстротечный)
В обоих стихотворениях присутствует много славянизмов, что также подчеркивает их торжественность (воздвиг, главою, тлея, пиит, доколь и др.). Причем в стихотворении Державина архаизмов больше, чем у Пушкина, и они древнее (дерзнул, славянов род, презрит, чело, несчетных). Вероятно, это объясняется и тем, что “Памятник” Пушкина был создан на тридцать лет позже, когда литературный язык заметно сблизился с разговорным.
Можно сказать, что оба стихотворения являются гимнами поэзии. Ведь главная тема их – прославление истинной поэзии и утверждение высокого назначения поэта в жизни общества.
В то же время Пушкин в своем “Памятнике” по-новому определяет роль поэта и назначение поэзии. Он опирается не только на литературную традицию и на стихотворение своего непосредственного предшественника Державина, но и на свои творческие открытия, проложившие новые пути в русской литературе.
И каждый раз поэты последующих эпох, в том числе и наши современники, осмысливая свой вклад в поэзию и свои взаимоотношения с обществом, вновь и вновь обращаются к Пушкину, ведя с ним живой диалог.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

“Памятник” А. С. Пушкина и Г. Р. Державина (Сопоставительный анализ стихотворений)