Памяти Добролюбова
ЛИРИКА
Памяти Добролюбова (1864)
Это стихотворение – эпитафия, написанная в форме послания. Образ Добролюбова, созданный в стихотворении, во многом навеян и образом Чернышевского, и героями произведений Чернышевского (Рахметов). Добролюбов предстает в стихотворении как гражданин, подвижник, посвятивший жизнь служению родине.
Суров ты был, ты в молодые годы
Умел рассудку страсти подчинять.
Учил ты жить для славы, для свободы,
Но более учил ты умирать.
Сознательно мирские наслажденья
Ты отвергал, ты чистоту хранил,
Ты
Как женщину, ты родину любил,
Свои труды, надежды, помышленья
Ты отдал ей; ты честные сердца
Ей покорял. Взывая к жизни новой,
И светлый рай, и перлы для венца
Готовил ты любовнице суровой…
В стихотворении создан обобщенный образ революционера-демократа, пророка и просветителя, способного переделать мир на разумной основе. Некрасов показывает, каким горем стала для друзей, потомков и родины смерть Добролюбова.
Но слишком рано твой ударил час,
И вещее перо из рук твоих упало.
Какой светильник разума угас!
Какое сердце биться перестало!
Года
И высоко вознесся ты над нами…
Плачь, русская земля, но и гордись –
С тех пор, как ты стоишь под небесами,
Такого сына не рождала ты,
И в недра не брала свои обратно:
Сокровища душевной красоты
Совмещены в нем были благодатно…
Природа-мать! Когда б таких людей
Ты иногда не посылала миру,
Заглохла б нива жизни…
- Анализ стихотворения “Памяти Добролюбова” Некрасов “Памяти Добролюбова” (1864). Стихотворение наполняет личное, глубоко интимное чувство гражданина-борца. В первых строках поэт словно сдерживает свои чувства: суровая, мужественная скорбь звучит только в подтексте, выражается лишь в том, что, обращаясь к другу так, словно он жив, говоря ему “ты”, поэт вместе с тем использует прошедшее время: “Суров ты был…” Но чем ярче образ погибшего, […]...
- “Памяти Добролюбова” анализ стихотворения Некрасова История создания Стихотворение “Памяти Добролюбова” было написано в 1864 году и посвящено литературному критику Николаю Добролюбову, товарищу Некрасова и сотруднику “Современника”. Николай Добролюбов умер в 1861 г. молодым, в возрасте 25 лет, от туберкулеза. Первоначально у стихотворения не было названия, но был эпиграф из стихотворения Добролюбова. Стихотворение напечатано в “Современнике” № 11-12 за 1864 г. […]...
- Анализ стихотворения Некрасова “Памяти Добролюбова” С литературным критиком, поэтом-сатириком и публицистом Николаем Добролюбовым судьба свела Некрасова в 1858 году. Молодой человек, отличавшийся незаурядными литературными способностями и передовыми суждениями, пришел работать в журнал “Современник”, одним из совладельцев которого и был Николай Некрасов. По воспоминаниями очевидцев, тесной дружбы между литераторами в силу огромной разницы в возрасте не было, однако Некрасов всегда с […]...
- Анализ стихотворения “Памяти Добролюбова” Некрасова Н. А Некрасов создал целый поэтический мартиролог, написав сразу несколько стихотворений, посвященных памяти своих близких знакомых – “Памяти приятеля” (1853), посвящено Белинскому, “На смерть Шевченко” (1861), “Памяти Добролюбова” (1864), “He рыдай так безумно над ним” (1868) – навеяно внезапной смертью Писарева, утонувшего при странных обстоятельствах. Герои всех этих стихотворений умерли преждевременно: Белинский в тридцать семь, Шевченко в […]...
- Историчность общественных взглядов Добролюбова Из ранних выступлений Добролюбова особенно важна статья степени участия народности в развитии русской литературы” (1858), где он наметил совершенно новый принцип понимания и щепки отдельных литературных явлений и всего развития художественной литературы. В отличие от литературной критики предыдущего периода – критиков-декабристов, Пушкина, Белинского и других, которая разумела под словом “народность” национальный характер, Добролюбов считает народным […]...
- Друзья народа и свободы Природа-мать! Когда б таких людей Ты иногда не посылала миру, Заглохла б нива жизни. Н. А. Некрасов Поэт революционной демократии, друг и ученик Белинского, соратник и единомышленник Добролюбова и Чернышевского, Некрасов тосковал о революционной буре, которая разрушила бы мир насилия и бесправия: Душно! Без счастья и воли Ночь бесконечно длинна. Буря бы грянула, что ли? […]...
- Друзья народа и свободы (образ революционера-демократа в поэзии Н. А. Некрасова) Природа-мать! Когда б таких людей Ты иногда не посылала миру, Заглохла б нива жизни. Н. А. Некрасов Поэт революционной демократии, друг и ученик Белинского, соратник и единомышленник Добролюбова и Чернышевского, Некрасов тосковал о революционной буре, которая разрушила бы мир насилия и бесправия: Душно! Без счастья и волиНочь бесконечно длинна. Буря бы грянула, что ли? Чаша […]...
- Одаренность Николая Александровича Добролюбова Молодой критик стоял на уровне Белинского и Чернышевского, когда раскрывал специфику искусства по сравнению с наукой. Она и для Добролюбова по преимуществу в образности. В статье “Луч света в темном царстве” (1860) он указывал, что разница между искусством и философией соответствует разнице в самом способе мышления художника и ученого: “…Один мыслит конкретным образом, никогда не […]...
- Чье толкование образа Катерины Кабановой – Н. А. Добролюбова или Д. И. Писарева – следует считать наиболее верным? Пьеса А. Н. Островского “Гроза” появилась на сцене в 1860 году в период подъема общественно-политической борьбы в России накануне отмены крепостного права. Ведущий критик журнала “Современник” Н. А. Добролюбов сразу заметил драму Островского среди литературных новинок года и написал большую статью с многозначительным названием “Луч света в темном царстве” (1860). Д. И. Писарев изложил свой […]...
- Соотношение мнений Добролюбова и Дружинина по роману Обломов (Гончаров И. А.) Прочитав мнения критиков об Илье Ильиче Обломове – главном герое романа Гончарова “Обломов”, я соглашусь с точкой зрения Н. А Добролюбова и А. В Дружинина. Добролюбов утверждает, что Обломов – это бездеятельный, инертный, апатичный человек. Я согласна с ним, ведь Илья Ильич целыми днями лежит на диване, его почти ничего не беспокоит и не интересует. […]...
- Тема памяти в творчестве Твардовского (“За далью даль”, “По праву памяти”) Думаю, творчество Твардовского ассоциируется, в первую очередь, с темой войны и мира, с темой восхваления русского солдата. Национальным героем стал его Василий Теркин. Совсем иной характер носят поэмы Твардовского “За далью даль” и “По праву памяти”, так как в них автор делает некий вывод о своей жизни и жизни страны. При этом Твардовский особое место […]...
- В каких еще произведениях русской лирики звучит мотив жертвенности судеб русских поэтов и в чем оригинальность творческой позиции Б. Л Пастернака? В каких еще произведениях русской лирики звучит мотив жертвенности судеб русских поэтов и в чем оригинальность творческой позиции Б. Л Пастернака? В своем ответе покажите, что в стихотворении “Памяти Добролюбова” (1864) Н. А. Некрасов создает обобщенный образ революционера-демократа, “светильника разума”, носителя “сокровищ душевной красоты”, аскетического служителя родине и искателя истины. В стихотворении “Пророк” (1874) поэт […]...
- “Луч света в темном царстве” Добролюбова в кратком содержании Статья посвящена драме Островского “Гроза” В начале статьи Добролюбов пишет о том, что “Островский обладает глубоким пониманием русской жизни”. Далее он подвергает анализу статьи об Островском других критиков, пишет о том, что в них “отсутствует прямой взгляд на вещи”. Затем Добролюбов сравнивает “Грозу” с драматическими канонами: “Предметом драмы непременно должно быть событие, где мы видим […]...
- “Реальная критика” Добролюбова “Реальная критика” теоретически почти ничего не брала на себя в отношении изучения биографии писателя, творческой истории произведения, замысла, черновиков и пр. Это казалось посторонним делом. Добролюбов был прав, восставая против “крохоборства” в критике. Но он ошибочно относил на первых порах к “крохоборам” Н. С. Тихонравова и Ф. И. Буслаева. Добролюбову пришлось пересмотреть свои утверждения, когда […]...
- Биография Добролюбова Николая Александровича Родился 5 февраля 1836 года в Нижнем Новгороде. Отец его был священником. Добролюбов получил домашнее образование, закончил духовное училище в Новгороде, а потом и семинарию (1848 – 1853 г. г.). Во время учебы Добролюбов увлекся изучением фольклора, составил словарь областных слов, писал стихи. В 1853 году, не доучившись год в семинарии, едет в Петербург, собираясь […]...
- (Б). ТЕМА ПОЭТА И ПОЭЗИИ. НЕКРАСОВ О БОРЦАХ ЗА НАРОДНОЕ СЧАСТЬЕ Муза поэта – родная сестра закабаленного, замученного народа. Муза страданий и горя народного; поднимающая к борьбе; смирения и прощения. Поэт-сатирик – подлинный гуманист, во имя любви к людям обличающий в них все то, что мешает стать лучше. Утверждение гражданственности, патриотизма и народности поэзии. Призывы к служению народу. Дружба Некрасова с Белинским, Чернышевским, Добролюбовым. Роль Белинского […]...
- Чья точка зрения мне ближе, Писарева или Добролюбова на образ Катерины Калинов… Городок на Волге. Может быть, это Самара или Кострома? Может быть, Тверь или Торжок? Да это и не так важно. Главное – это тот купеческий мир, который так талантливо отразил А. Н. Островский в пьесе “Гроза”. Стоит этот городок на высоком берегу, с которого открывается чудесный вид. Кулитин говорит, полвека живет, а такой красоты […]...
- Мнение Н. А. Добролюбова о Печорине Перед вами другой человек, с более страстной душой, с более широким самолюбием. Этот имеет в себе как будто от природы все то, что для Онегина составляет предмет забот. Он не хлопочет о туалете и наряде: он светский человек и без этого. Ему не нужно подбирать слова и блистать мишурным знанием: и без этого язык у […]...
- Увядшие листья в сердце и памяти И. Франко Поэзия занимает ведущее место в многогранном творчестве великого Каменщика, что является высшим достижением украинского поэтического слова после “Кобзаря” Шевченко, ее часть принадлежит к лучшим достижениям мировой поэзии. Но яркой звездой в поэтическом наследии поэта сияет его необычный поэтический сборник “Увядшие листья”, изданный в 1896 году. Он объединил поэзии преимущественно с печальными мотивами, написанные в течение […]...
- По праву памяти краткое содержание Твардовский А. Т. В жанрово-тематическом плане – это лирико-философское раздумье, “дорожный дневник”, с ослабленной сюжетностью. Действующие лица поэмы – необъятная Советская страна, ее люди, стремительный разворот их дел и свершений. Текст поэмы содержит шутливое признание автора – пассажира поезда “Москва-Владивосток”. Три дали прозревает художник: неоглядность географических просторов России; историческую даль как преемственность поколений и осознание […]...
- Краткое содержание По праву памяти А. Т. Твардовский По праву памяти В жанрово-тематическом плане – это лирико-философское раздумье, “дорожный дневник”, с ослабленной сюжетностью. Действующие лица поэмы – необъятная Советская страна, ее люди, стремительный разворот их дел и свершений. Текст поэмы содержит шутливое признание автора – пассажира поезда “Москва-Владивосток”. Три дали прозревает художник: неоглядность географических просторов России; историческую даль как преемственность […]...
- Ключевский В. О. ПАМЯТИ А. С. ПУШКИНА ПАМЯТИ А. С. ПУШКИНА. (Речь, произнесенная на торжественном заседании Московского университета, посвященном столетней годовщине со дня рождения поэта) Пушкин не был поэтом какого-либо одинокого чувства или настроения, даже целого порядка однородных чувств и настроений: пришлось бы перебрать весь состав души человеческой, перечисляя мотивы его поэзии. Недаром муза еще в младенчестве вручила ему семиствольную цевницу, способную […]...
- “По праву памяти” Твардовского в кратком содержании В жанрово-тематическом плане – это лирико-философское раздумье, “дорожный дневник”, с ослабленной сюжетностью. Действующие лица поэмы – необъятная Советская страна, ее люди, стремительный разворот их дел и свершений. Текст поэмы содержит шутливое признание автора – пассажира поезда “Москва-Владивосток”. Три дали прозревает художник: неоглядность географических просторов России; историческую даль как преемственность поколений и осознание неразрывной связи времен […]...
- Тема вечной памяти в стихах Гийома Аполлинера Французский поэт Гийом Аполлинер, творчество которого ныне стало классикой, жил на грани девятнадцатого, “железного” века (по словам А. Блока), и века двадцатого, насыщенного катастрофами и войнами. Стихи Гийома Аполлинера представляют собой удивительное сочетание эмоционального лиризма и внутренней трагичности. Аполлинер – один из первых поэтов, который затронул в своих произведениях самые обыкновенные, на первый взгляд, темы […]...
- Основные мотивы лирики Некрасова С детства знакомы каждому из нас проникновенные стихи и поэмы Николая Алексеевича Некрасова. В своем творчестве он выразил думы и надежды простых людей с такой силой, с какой это не удавалось ни одному поэту до него. Поэтому с уверенностью поэт говорит: Я лиру посвятил народу своему, Быть может, я умру, неведомый ему. Но я ему […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой “Голос памяти” На протяжении шести дореволюционных лет поэтесса проводила лето в тверском имении мужа Слепнево, и бежецкая земля стала для нее источником вдохновения. Стихотворение, принадлежащее слепневскому периоду, посвящено Ольге Глебовой-Судейкиной, известной актрисе и танцовщице, – не просто подруге, но человеку, по-настоящему близкому Ахматовой. Посвящение отсылает к трагическим событиям: в начале весны 1913 г. покончил с собой молодой […]...
- Романтический характер поздней лирики Н. А. Некрасова Не все литературоведы согласны с тем, что лирика вообще может быть реалистической. Конечно, это дискуссионный вопрос, но подумайте сами: в какой степени сочетаются понятия лирики (самый субъективный род литературы) и реализма? Возьмите в руки томик Некрасова, прочитайте еще раз стихотворение “Памяти Добролюбова” и проведите своего рода мысленный эксперимент: заставьте себя на мгновение забыть о заглавии. […]...
- Речь памяти Пушкина, произнесенная на заседании Московского университета Пушкин не был поэтом какого-либо одинокого чувства или настроения, даже целого порядка однородных чувств и настроений: пришлось бы перебрать весь состав души человеческой, перечисляя мотивы его поэзии. Недаром муза еще в младенчестве вручила ему семиствольную цевницу, способную на семь ладов петь и “гимны важные, внушенные богами, и песни мирные фригийских пастухов”. Перечитывая его лирические пьесы […]...
- Проблема исторической памяти народа в поэме Николая Вороного “Евшан-зелье” Где же этого евшана взять, Того зелья-приворота, Который на определенный путь направит – Путь в край свой родной?! Н. Вороной. Родину не избирают, она, как мать, всегда одна. Это наша Отчизна наполняет душу песнями, напаивает евшан – зельем широкие степи и буйные леса, пленит целебным благоуханием родной земли. И все это живет в нас с […]...
- Тема памяти в лирике А. Твардовского План I. “Я жил, я был, за все на свете я отвечаю головой”. II. “Давайте, люди, никогда об этом не забудем”. 1. Военная тема в творчестве А. Твардовского. 2. Тема покаяния и памяти в поэме “По праву памяти”. III. Жестокая память о войне, о трагическом прошлом. Мы все в долгу перед прошлым и будущим. Каждый […]...
- 10 советов для развития памяти у детей Проблема для большинства родителей – это загруженная память их детей. Дети не успевают выполнить огромный объем заданий по разным предметам, например, написать сочинение, подготовить пересказ по английскому, выучит таблица и т. д. Ученые говорят, что память – безгранична. Так в чем же причина? Как помочь ребенку развить память и запоминать легко новую информацию? 10 советов […]...
- Учитель в памяти моей Все дороги – от школьного порога. Начало всех профессий – в школьном классе. Ключ ко всем духовным богатствам мира – у него, школьного наставника. Так как он – учитель, повел нас в мир знаний, помог избрать из тысяч свою дорогу в жизни, научил не только премудростям школьных предметов, а и самой сложной из наук – […]...
- Старинная фоторгафия (памяти героев ВОВ) Вторая мировая война – это самое страшное за всю историю человечества. Четыре года люди пятнадцати республик вели борьбу против немецких захватчиков, жестоких, эгоистичных, бесчеловечных лю- дей. Сколько зла, слез, страданий и мучений причинили миру фашисты. Очень многие поплатились жизнью защищая Родину. Но к большому со- жалению о неизвестных героях и об их подвигах начинают забывать. […]...
- Служение народу, тема памяти в лирике Твардовского Александр Трифонович Твардовский остался в истории русской литературы как талантливый народный поэт и главный редактор самого крупного в Советском Союзе литературно-художественного журнала “Новый мир”. Именно ему мы обязаны возвращением в родную литературу “врага и эмигранта” И. Бунина, произведения которого не печатались в СССР. Твардовский взял на себя большую смелость опубликовать в журнале полную уважения и […]...
- Память. Какова роль человеческой памяти? Человеческая память. Какова ее роль в нашей жизни? Над этим вопросом Роман Сергеевич Савинов предлагает читателям поразмышлять вместе. Проблема, поднятая в тексте, несомненно, очень интересна. Автор решает ее на примере старика, приехавшего повидать родные для сердца места – туда, где он жил долгое время. Сейчас здесь поле, маленькая рыбная речка Сисява, и уже ничто не […]...
- Тема памяти в творчестве А. Т. Твардовского Годы Великой Отечественной войны – особая эпоха для россиян, для литературы и искусства. Все, что создавали в годы войны поэты и писатели, имело одну цель – приблизить день победы русского народа над немецкими захватчиками. Именно в это время и в первое послевоенное десятилетие самой востребованной и действенной оказалась поэзия. В творчестве А. Т. Твардовского, познавшего […]...
- Биография Антонович Максим Алексеевич (9.05.1835 – 14.11.1918) Антонович, Максим Алексеевич [27.IV(9.V).1835, Белополье Харьковской губ., – 14.XI.1918] – русский литературный критик, философ, публицист. Родился в семье дьячка. Учился в духовном училище, Харьковской семинарии, Петербургской духовной академии (1855-1859). С помощью Н. Г. Чернышевского вырвался из духовного ведомства. Был сотрудником “Современника”. В 1862 году после смерти Н. А. Добролюбова и ареста Чернышевского […]...
- “Ум и дела твои бессмертны в памяти русской…” Родился Грибоедов в 1795 году в родовитой дворянской семье. Получил блестящее образование: прошел курс словесного и юридического факультетов Московского университета, учился и на естественно-математическом, закончить который ему помешала война 1812 года. Грибоедов владел основными европейскими языками, знал древние языки, позднее изучил восточные, интересовался наукой. Он был талантливым музыкантом, но сохранилось всего лишь два его чудесных […]...
- Мотив исторической памяти в поэзии (по творчеству А. А. Ахматовой) Так молюсь за твоей литургией После стольких томительных дней, Чтобы туча над темной Россией Стала облаком в славе лучей. А. Ахматова Поэзия Анны Ахматовой хорошо знакома широкому кругу русских читателей. Если рассуждать о мотивах исторической памяти в стихах Ахматовой, то надо вспомнить, что корни этой памяти находятся в Тверской стороне. С этим краем породнил поэтессу […]...
- Духовный резонанс: памяти Рида Федоровича Брандесова 5 января ушел из жизни Рид Федорович Брандесов – преподаватель методики литературы, ветеран Великой Отечественной войны. Ему было 83 года. Его образ неизменно пробуждает в его учениках и коллегах светлые, возвышенные чувства – “любви прекрасные моменты”. В стихотворении на лицейскую годовщину Пушкин написал о своем наставнике Куницыне: “Он создал нас, он воспитал наш пламень…” То […]...