Память как важная художественная категория в прозе русского зарубежья
Проза русского зарубежья – много авторов, много видов литературы. Революция и гражданская война привели к невиданному явлению в литературе – ситуация раскола, появляется огромное ко-во людей, живущих в другой стране, закрывшие за собой жизнь навсегда.
Формы отъезда: беженство – человек под гнетом обстоятельств, взяв минимум с собой, уезжает на первом корабле, стремительный отъезд; высылка – человек принудительно (философский пароход) уезжает собравшись, он не хотел уезжать. Можно взять что-то с собой; эмиграция – человек сам,
Селились в разных городах: русский Берлин (100 000 человек), русский Париж.
Внутри эмиграции были идеологические движения: “еврозийство” – люди живущие на материке; широко смотрели на национализм, конгломерат народа, живущего на одном пространстве. “Сменовеховство” – ожидание возвращения февральских ожиданий.
Город в городе: свое кладбище, свое кафе. Формы общения иногда сохранялись (салон Мережковских)
Первое время умонастроения эмигрантов – они “сидели на чемоданах”, готовые вернуться.
Наступает 29г. (к власти пришел
Необходимо учитывать обстоятельство того, что сына Шмелева расстреляли тогда, когда Шмелев был в Крыму (“Солнце мертвых”). Идиллические воспоминания детства для Шмелева – оберег, “поручень”, за который можно схватиться.
Два поколения эмигрантов: приехали туда с именем (Бунин, Куприн); сделали себе имя там.
- Литература русского зарубежья Литература русского зарубежья складывается из трех волн русской эмиграции. Эмиграция первой волны – трагическая страница русской культуры. Это уникальное явление и по массовости, и по вкладу в мировую культуру. Массовый исход из Советской России начался уже в 1919 году. Уехало более 150 писателей и более 2 млн. человек. В 1922 году по постановлению государственного политического […]...
- Последний русского зарубежья И главное, главное: Россия… Б. К. Зайцев Из писателей-изгнанников Борис Зайцев внес едва ли не самый значительный вклад в русскую литературу 20 века. Поэт прозы, крупнейший представитель русского литературного зарубежья, сподвижник и друг великого Бунина, Борис Константинович Зайцев без малого три четверти века служил русской литературе (1881-1972). Он был во всех отношениях “последним” в русском […]...
- Подготовка к ЕГЭ. Темы сочинений и задания по теме ЛИТЕРАТУРА РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ Составьте план-конспект главы “Литература русского зарубежья”. Обратите особое внимание на смысл понятия “миссия русской эмиграции”, на характеристику основных этапов становления и развития русской литературы за рубежом, ее ведущие жанры. “Что такое русская литература XX века, на это не может в отдельности ответить ни зарубежье, ни СССР”, – писал в 70-е годы […]...
- Тема любви в творчестве писателей русского зарубежья События 1917 года в России изменили жизнь миллионов людей. Кому-то революция принесла новые надежды и перспективы, кому-то – разочарования, крушения, расставание с домом, родными и близкими, с Родиной. Известно, что за время событий Октябрьской революции и гражданской войны страну покинуло огромное количество русской элиты: аристократы, люди, во многом составляющие основу нации. В этих рядах было […]...
- Литература русского зарубежья. “Вторая волна” русской литературной эмиграции. Иосиф Бродский 1. Краткая хронология событий, предшествующих отъезду Бродского из СССР. 2. Масштаб творческого наследия Иосифа Бродского, стилистика и принципиальная особенность его произведений. 3. Личные переживания и превратности судьбы: внутренний диалог поэта с окружающей действительностью. Запрягай коня да вези меня, Там не терем стоит, а сосновый скит, И цветет вокруг монастырский луг: Ни амбаров, ни губ, ни […]...
- Тема родины в стихотворениях поэтов русского зарубежья Поэты русского зарубежья оказались в разлуке с родиной по разным причинам. Кого-то выслало советское правительство, кто-то не смог остаться по идейным соображениям, не принимая Советской власти. Но покинутая Россия для них все равно осталась родиной, источником воспоминаний и творческого вдохновения. Русские писатели-эмигранты ясно понимали: в чуждой национальной среде им не выжить без русского языка, без […]...
- ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ШМЕЛЕВ ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ШМЕЛЕВ (1873-1950) Родился в патриархальной купеческой семье, воспитывался в атмосфере религиозности. После окончания юридического факультета и годичной военной службы был чиновником в Московской и Владимирской губерниях. В 1895 году началась литературная деятельность Шмелева – в 1897 году увидели свет очерки “На скалах Валаама”. Получили широкую известность произведения Шмелева, написанные по следам революции 1905-1907 […]...
- Определение. Что такое Лицо (грамматическая категория) Лицо – словоизменительная грамматическая категория глагола, служащая для разграничения участников коммуникации. Первое лицо указывает на то, что говорящий является производителем действия, обозначенного глаголом (в случае первого лица единственного числа) или он входит в некую группу лиц – производителей данного действия (в случае первого лица множественного числа). Второе лицо указывает на действие, производимое собеседником, или адресатом […]...
- Морфологический разбор слова: тихо категория состояние Введите слово или предложение и получите морфологический разбор с указанием части речи, падежа, рода, времени и т. д. (adsbygoogle = window. adsbygoogle || []).push({}); Начальная форма : ТИХО Часть речи : наречие Грамматика : Формы : тихо Начальная форма : ТИХИЙ Часть речи : краткое прилагательное Грамматика : единственное число, качественное прилагательное, неодушевленное, одушевленное, средний […]...
- Поддержание красивой внешности – ее важная роль для многих Поддержание красивой внешности – ее важная роль для многих Мода – это то, что может делать нашу серую жизнь действительно интересной и красивой. Как бы мы жили, если не было бы моды? Модельеры постоянно советуют всем, как можно объединять красоту и удобство уборов. С течением времени мода начала восприниматься как искусство, которое имеет своих выдающихся […]...
- Комедии Фонвизина чрезвычайно важная веха в истории нашей драматургии С “Недоросля”, в сущности, и начинается русская общественная комедия. Следующие за ней – “Горе от ума” Грибоедова и “Ревизор” Гоголя. “…Все побледнело,- писал Гоголь,- перед двумя яркими произведениями: перед комедией Фонвизина “Недоросль” и Грибоедова “Горе от ума”… В них уже не легкие насмешки над смешными сторонами общества, но раны и болезни нашего общества… Обе комедии […]...
- Грамматическая категория Грамматическая категория – совокупность двух или более однородных грамматических значений, имеющих в языке обязательное формальное выражение. Грамматические значения, составляющие категорию, четко структурируются, образуя противопоставления. Например, категория лица объединяет три грамматических значения: 1-ое лицо, 2-ое лицо и 3-е лицо, а категория падежа включает шесть грамматических значений – шесть падежей. Грамматические категории свойственны определенным частям речи и […]...
- Образ современника в отечественной прозе последних десятилетий. (По прозе В. Пелевина) Образ современника в отечественной прозе последних десятилетий. (По прозе В. Пелевина) В краткую эпоху “перестройки” в России успехом пользовались прежде всего произведения, так или иначе разоблачающие мифы, созданные в эпоху Советского Союза, сам строй жизни Советского Союза; художественные произведения в основном оценивали по общественной пользе. Так, большим событием стал роман Владимира Дудинцева “Белые одежды”, впервые […]...
- Определение Грамматическая категория Грамматическая категория – совокупность двух или более однородных грамматических значений, имеющих в языке обязательное формальное выражение. Грамматические значения, составляющие категорию, четко структурируются, образуя противопоставления (оппозиции). Например, категория лица объединяет три грамматических значения: 1-ое лицо, 2-ое лицо и 3-е лицо, а категория падежа включает шесть грамматических значений – шесть падежей. Грамматические категории свойственны определенным частям речи […]...
- Классифицирующая категория Классифицирующая категория объединяет грамматические значения, которые не могут оформлять одну лексему, они свойственны разным лексемам: т. е. разные слова классифицируются на основе этой категории. Например, категория рода – классифицирующая для имени существительного, потому что род делит все существительные на не – пересекающиеся классы: мужской род – женский род – средний род. Грамматические категории могут быть […]...
- Определение Классифицирующая категория Классифицирующая категория объединяет грамматические значения, которые не могут оформлять одну лексему, они свойственны разным лексемам: т. е. разные слова классифицируются на основе этой категории. Например, категория рода – классифицирующая для имени существительного, потому что род делит все существительные на не – пересекающиеся классы: мужской род (стул) – женский род (тарелка) – средний род (окно). Грамматические […]...
- Категория рода, ее значение и грамматическое выражение Наиболее характерным морфологическим признаком имени существительного является категория рода. “Категория рода – это несловоизменительная синтагматически выявляемая морфологическая категория, выражающаяся в способности существительного в формах единственного числа, относится избирательно к родовым формам согласуемой (в сказуемом – координируемой) с ним словоформы: письменный стол.” Все имена существительные, за незначительным исключением, относятся к одному из трех родов: мужскому, женскому, […]...
- Размышляя о прозе Пушкина. Проза Пушкина. Мысли о прозе Пушкина Русский женский национальный характер. В развитии русской художественной прозы основополагающее значение А-ра С-ча П-на особо велико, ведь у него почти не было предшественников. На гораздо более низком уровне, по сравнению со стихами, находился литературный язык прозы. Поэтому перед П-ным-прозаиком встала исключительно трудная задача обработки самого материала данной области словесного искусства. Прозаические жанры привлекали своей большей […]...
- Тема репрессий в современной прозе За последние несколько лет вышло много книг, правдиво рассказывающих о Сталине и сталинских репрессиях. Главная фигура этих произведений – Сталин. Страшная фигура. Неисчислимы его жертвы. Сам он лично знал лишь малую их часть. По-разному рисуют его А. Рыбаков, А. Солженицын и другие. А. Рыбаков пытается понять и осмыслить причины репрессий. Он возвращает нас в 20-е […]...
- Художественная образность слова Автор – это человек талантливый, с выдумкой, одаренный богатым воображением и фантазией. Он рисует словами выразительные картины, живые образы, передает мысли, чувства, действия, поступки, разговоры людей (не случайно писателя называют художником слова). Его задача – разбудить воображение читателей, дать возможность представить события, характеры, саму жизнь и убедить нас в чем-то важном, вызвать отклик в душе […]...
- Какую память оставляет учитель в жизни ученика (по тексту Н. В. Гарлановой) Прочитанный мною текст написан Ниной Викторовной Гарлановой. проблемы, поднятые в тексте можно сформулировать в виде вопросов: ” Какого учителя можно назвать хорошим? Почему ученики любят учителей? Какую память оставляет учитель в жизни ученика?” Чтобы мы поняли важность данной проблемы, автор вспоминает, как при советской власти учительницу выжили из школы. отмечает, что Елена Николаевна любила учеников. […]...
- Определение. Что такое Залог (грамматическая категория) Залог – грамматическая категория, определяющая отношения между субъектом действия, самим действием и его объектом. Залог тесно связан с такими грамматическими характеристиками глаголов, как переходность-непереходность и возвратность. Категория залога формируется как средствами морфологии, так и синтаксиса. Вопрос о том, что такое залог и какое количество залоговых противопоставлений можно выделить в русском языке, поднимался в отечественной русистике […]...
- Сочинение на тему: Революция и гражданская война в русской прозе 1920-х годов Основная тема творчества писателей 1920-х годов – революция и гражданская война. Она составляла главный нерв произведений и писателей русского зарубежья, и тех, кто творил в Советской России. Как писал в романе “Сивцев Вражек” писатель – эмигрант Б. Осоргин, были две правды: “Правда тех, кто считал и родину, и революцию поруганными новым деспотизмом и насилием, – […]...
- Художественная литература как форма общественного сознания Общественное сознание – это духовная жизнь народа. Оно имеет разные формы: политическое сознание (социальные идеи, взгляды, идеалы), правовое сознание (законы, указы, распоряжения), научное (познанные человеком закономерности жизни общества и природы и изложенные в умозаключениях, теоретических выводах, положениях, теоремах, формулах и т. п.), художественное сознание (искусство). Художественным сознанием искусство называется потому, что оно воссоздает жизнь в […]...
- Любовь, красота, память в рассказах И. А. Бунина Любовь, красота, память в рассказах И. А. Бунина. (“Холодная осень”, “Солнечный удар”, “Темные аллеи”) В своем творчестве многие писатели нередко обращаются к вечным темам любви, красоты, памяти. Эта тема коснулась и И. А. Бунина, потому что любовь для него – это высшая ценность в этой тяжелой и непостоянной жизни. Любовь в бунинских рассказах часто соприкасается […]...
- Художественная основа поэмы “Рамаяна” ГЕроическая поэма ” Рамаяна “, ей более двух тысяч лет. Сказание о царевиче Раме, прямом потомке бога солнца, настолько известно, что нет в Индии человека, который бы не знал его досконально. “Рамаяна” оказала влияние на все искусство Индии, мотивы “Рамаяны” встречаются в литературе, в изобразительном искусстве, в музыке, существует ежегодный праздник, посвященный Раме,- Рамалила, во […]...
- Историческая память в русской литературе (по роману “Петр Первый”) Тема Петра волновала творческое воображение Алексея Николаевича Толстого более четверти века. Этой теме были посвящены рассказы, трагедия “На дыбе” и, конечно же, роман “Петр I”. Роман Толстого – это” монументальное произведение, состоящее из трех книг и подробно описывающее эпоху правления Петра. В первой книге говорится о событиях, связанных с восшествием Петра на престол, о борьбе […]...
- Время и память в пьесе “Вишневый сад” Пьеса “Вишневый сад” написана в 1903 году, незадолго до смерти А. П. Чехова. Как и всякая пьеса, она населена различными действующими лицами: среди них главные, второстепенные, эпизодические. Все они говорят, страдают, радуются. У каждого героя свое лицо, одежда, привычки, возраст, социальное положение. Но есть один герой, от которого очень много зависит, практически все, а его […]...
- Художественная летопись времени (обзор творчества) …Придет ли времячко (Приди желанное!). Когда народ не Блюхера И не милорда глупого, Белинского и Гоголя С базара понесет? Н. Некрасов Творчество Николая Васильевича Гоголя далеко выходит за национальные и исторические рамки. Его произведения открыли широкому кругу читателей сказочный и светлый мир героев повестей из сборника “Вечера на хуторе близ Диканьки”, суровые и вольнолюбивые характеры […]...
- Смысл названия повести “РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ПЕСНЯ В ПРОЗЕ” Школьное сочинение по произведению Чарльза Диккенса. Один из известнейших английских писателей XIX ст. Ч. Диккенс с сочувствием относился к бедным людям. Своими произведениями он надеялся обратить внимание богатых на несправедливость, которая существует в обществе, и перевоспитать их. Этой теме посвященная его повесть “Рождественская песня в прозе”. Главный герой произведения – владелец торгового союза “Скрудж и […]...
- Счастье и трагедия любви в прозе И. А. Бунина Тема любви – вечная тема не только в литературе, но и в искусстве вообще. Каждый художник привносит в нее что-то свое: свое понимание этого чувства, отношение к нему. Писатели Серебряного века по-своему трактовали любовные отношения. Для И. А. Бунина любовь – сумасшествие, всплеск эмоций, мгновение безудержного счастья, которое очень быстро обрывается, и только потом осознается […]...
- Борьба за свободу и художественная литература ХІХ века Ведь сам ее основатель, “певец страданий народных”, Николай Некрасов провозгласил, что можно не быть поэтом, но гражданином необходимо быть непременно. ХІХ ст. заканчивалось так же, как и начиналось, – под залпы пушек и выстрелы ружей: в 1871 г. во Франции состоялась первая в мире пролетарская революция и была создана Парижская коммуна. Итак, в ХІХ ст. […]...
- Историческая память в современной литературе Вся история человека и человечества с древнейших времен и до наших дней – это борьба добра и зла. Что такое добро – знают все. Это все хорошее, полезное, что есть в тебе, что ты несешь людям, тебя окружающим. Это, наконец, то, что ты сумеешь дать своей стране и миру. Со злом сложнее. Зло может быть […]...
- Представители русского футуризма, определение Русский футуризм имел внутри себя несколько течений, которые до определенной степени разнились по своим эстетическим установкам. Однако общим для всех футуристов было неприятие всяческого традиционного искусства, ощущение “неизбежности крушения старья” (Маяковский), а следовательно, стремление в будущее. В области художественной формы это выразилось в попытке отказа от всей традиционной поэтики, в неограниченном словотворчестве; в области содержания […]...
- Сочинение на тему: СВОБОДА И ИЗГНАНИЕ В ДУШЕ РУССКОГО ЧЕЛОВЕКА (СОЧИНЕНИЕ-ЭССЕ НА ТЕМУ ЛИЧНОЙ СВОБОДЫ) Понятие “свобода”, как мне представляется, существует с тех самых пор, как человек осознал себя человеком. Это слово есть во всех языках мира. Но что значит “свобода”? Что значит “быть свободным”? Похоже, об этом человек тоже размышляет со времен седой древности. И еще в античности он пришел к выводу: “Чтобы быть […]...
- О “Стихотворениях в прозе” И. С. Тургенева Среди произведений Тургенева, написанных им в последние годы жизни, важное место занимают небольшие по объему прозаические произведения, которые преисполнены такого лирического пафоса, настолько обобщенно-символичны, что они воспринимаются как особый род стихотворений. По существу, это итог всего творчества писателя. В них находят отражение те философские, нравственно-эстетические и социально-общественные проблемы, которые всегда волновали Тургенева. Горькие раздумья о […]...
- Проблема сохранения и развития русского языка (Аргументы ЕГЭ) Русский язык – это наша история, наша страна, наша душа. Русский язык – это мы. Можно бить себя кулаком в грудь, говорить о патриотизме, но напрочь забыть о родном языке. Я считаю, что это в корне неправильно. Мы должны стремиться к тому, чтобы развиваться наш язык. Как же добиться того, чтобы русский язык жил. Лучшим […]...
- Художественная деталь в новеллистике А. П. Чехова Среди других писателей А. П. Чехова выделяет необыкновенная наблюдательность. Глубокое знание жизни и людей помогало ему при помощи мелких подробностей, отдельных штрихов изображать правдиво и ярко характер человека, предметы, природу. Поэтому художественная деталь имеет важное значение в творчестве Чехова. Он был очень строг в отборе подробностей, проверял все до мелочей – в его произведениях не […]...
- Сочинение размышление: Важна ли историческая память народа Массовое переименование городов и улиц, происходившее в нашей стране в 20-е – 30-е годы, а в меньших, масштабах продолжавшееся и позже, объясняется тем, что переименование казалось самым легким и быстрым способом отречься от старого мира, отряхнуть его прах с наших ног. Изменять жизнь – дело долгое и трудное, название можно сменить в один час. Но […]...
- Романизированная художественная биография Один из видов исторического повествования – романизированная художественная биография. От упрощенного подхода к оценке деятельности выдающихся людей прошлого, непомерной модернизации психологии, стимулов, мировоззрения героев биографических книг предостерегал В. И. Ленин: “Исторические заслуги судятся не по тому, чего не дали исторические деятели сравнительно с современными требованиями, а по тому, что они дали нового сравнительно со своими […]...