Память как важная художественная категория в прозе русского зарубежья

Проза русского зарубежья – много авторов, много видов литературы. Революция и гражданская война привели к невиданному явлению в литературе – ситуация раскола, появляется огромное ко-во людей, живущих в другой стране, закрывшие за собой жизнь навсегда.

Формы отъезда: беженство – человек под гнетом обстоятельств, взяв минимум с собой, уезжает на первом корабле, стремительный отъезд; высылка – человек принудительно (философский пароход) уезжает собравшись, он не хотел уезжать. Можно взять что-то с собой; эмиграция – человек сам,

по своему желанию уезжает, у него есть выбор остаться.

Селились в разных городах: русский Берлин (100 000 человек), русский Париж.

Внутри эмиграции были идеологические движения: “еврозийство” – люди живущие на материке; широко смотрели на национализм, конгломерат народа, живущего на одном пространстве. “Сменовеховство” – ожидание возвращения февральских ожиданий.

Город в городе: свое кладбище, свое кафе. Формы общения иногда сохранялись (салон Мережковских)

Первое время умонастроения эмигрантов – они “сидели на чемоданах”, готовые вернуться.

Наступает 29г. (к власти пришел

Сталин). Пришло осознание того, что если что-то изменится, то очень-очень нескоро. Россия жила в памяти. Прошлое приобретает дымку идеологизации (Шмелев “Лето Господне”, “Богомолье”).

Необходимо учитывать обстоятельство того, что сына Шмелева расстреляли тогда, когда Шмелев был в Крыму (“Солнце мертвых”). Идиллические воспоминания детства для Шмелева – оберег, “поручень”, за который можно схватиться.

Два поколения эмигрантов: приехали туда с именем (Бунин, Куприн); сделали себе имя там.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Память как важная художественная категория в прозе русского зарубежья