Пафос творчества Томаса Манна

Большой вклад в борьбу с фашизмом внес Томас Манн (1875-1955), выдающийся писатель, младший брат Генриха Манна. Томас Манн шел к прогрессивным идейным позициям более долго и трудно, чем Генрих, но он был не менее решительным противником фашистской агрессии, варварства, расизма. В эмиграции он активно выступал против фашизма — и как художник, и как публицист — и много сделал для разоблачения его реакционной, человеконенавистнической сущности.

Пафос творчества Томаса Манна состоит прежде всего в защите культуры. Он понимал, что живет в эпоху

заката буржуазного общества, ставшего глубоко враждебным культуре, что над культурой нависла угроза уничтожения. Уже в первых его произведениях обозначились две основные, связанные друг с другом темы: тема деградации буржуазного мира и тема искусства.

Первая из них нашла яркое воплощение в романе «Будденброки» (1901). Семейная хроника, охватывающая жизнь четырех поколений в прошлом, казалось бы, устойчивой и процветающей патрицианско-бюргерской семьи, отражает историю ее постепенного упадка и вырождения. Роман автобиографичен: автор широко опирается в нем на свои детские и юношеские впечатления.

Он подробно, с большой теплотой, но и не без иронии рассказывает о нравах, укладе и традициях этой семьи, очень похожей на ту, в которой он сам вырос.

Но роман заключает в себе также большой обобщающий смысл: история семьи Будденброков иллюстрирует исчерпанность старых форм жизни, Будденброки, владельцы торговой фирмы, — это бюргеры старого закала. В их традициях — честность в коммерческих делах, порядочность, соблюдение приличий. Но они чувствуют себя в жизни все менее уверенно.

Они не могут выдержать конкуренции с дельцами нового типа — беззастенчивыми и жестокими хищниками. Последний представитель рода Будденбро-ков юный Ганно вообще чуждается торговых дел. Юноша музыкально одарен, его влечет искусство, но в нем мало жизненных сил, и он рано умирает.

В романе заметно влияние не только немецкой, но и русской классики XIX в. «Двадцатитрех-двадцатипятилетний автор «Будденброков» никогда не мог бы осуществить свой замысел, если бы его не воодушевляло и не поддерживало чтение Толстого», — признавался писатель.

За «Будденброками» последовала серия новелл: «Тристан», «Тонио Крегер» и другие, — построенных на противопоставлении духовно возвышенных, но болезненных, нежизнеспособных людей искусства людям буржуазной практики, бездушным, самоуверенным и физически здоровым.

В новелле «Смерть в Венеции» Томас Манн говорит также о противоречиях современного ему искусства. Он видит в нем тенденции холодного служения чистой форме, опасность обес-человечения, губительного для всякого творчества.

Пример того, каким могло бы и должно бы быть искусство, писатель находит в гуманистическом творчестве Гете и Шиллера, в русской литературе. Писатель Тонио Крегер, герой одноименной новеллы, говорит о русской литературе как о «достойной преклонения», «святой».

«Тонио Крегер» — психологическая новелла о сложных отношениях художника с действительностью. Фабула новеллы проста, но ее содержание сложно, многопланово. Внешне новелла строится как жизнеописание Тонио, смолоду чувствующего себя одиноким в бюргерской среде.

Вместе с тем это остропроблемная новелла: речь в ней идет о смысле и возможностях искусства и самой человеческой жизни.

Тонио, сосредоточенному на духовных исканиях, физически некрепкому, противопоставлены его однокашник Ханс Ханзен, бездумно жизнерадостный, спортивный юноша, и такая же беззаботно жизнерадостная девушка Ингеборг Хольм, в которую они оба влюблены. Тонио покидает родной город, путешествует. Жизнь его наполнена муками творчества, сомнениями, исканиями.

Много значат для него беседы об искусстве с русской художницей Лизаветой Ивановной, рассказывающей о великой русской литературе. Новая встреча с Хансом и’Ингеборг, полюбившими друг друга, пробуждает в Тони тоску по обыденной жизни, тягу к простому, здоровому, обыкновенному. Его искусство кажется ему чуждым действительности, холодным, его разлад с обыденной жизнью — Горьким и пагубным. Но для него этот разлад непреодолим.

Он не может жить бездумно и самоовольно. Духовная активность, постоянные духовные поиски — и есть его жизнь.

Томас Манн называл себя «культурным консерватором», потому что видел свой долг в защите духовности и культуры прошлого против бездуховной современной буржуазной цивили-вации.

В годы первой мировой войны Томас Манн оказался в идейном тупике. Он не стал выступать против милитаристской политики Германии, восприняв ее борьбу с Англией и Францией Цк защиту национальных культурных традиций. Это привело к конфликту между Томасом и его братом Генрихом, стоявшим на недвусмысленных антивоенных позициях.

Не скоро Томас Манн понял всю ошибочность своих взглядов.

Роман » Волшебная гора » (1924), отмеченный поисками нового гуманизма, отразил глубокие сдвиги в мировосприятии писателя. Он сделал персонажей романа «гонцами идей», столкнул их в идеологических спорах и широко развернул пересмотр, критику разных форм буржуазного сознания. Либерал, потомок карбонариев Сеттембрини верит в права личности и в буржуазный прогресс; иезуит Лео Нафта ни во что не ставит личность и утверждает, будто только насилием в духе средних веков можно достичь в организации общества каких-либо результатов.

Томас Манн понимает несостоятельность идей Сеттембрини в современных условиях, хотя они ему и симпатичны, идеи же Нафты для него полностью неприемлемы,-он показывает, что это по сути фашистские идеи. Уже в этом романе, т. е. до прихода Гитлера к власти, Томас Манн выступил с разоблачением идеологии фашизма.


Пафос творчества Томаса Манна