“Пафос поэзии Лермонтова заключается в нравственных вопросах о судьбе и правах человеческой личности” В. Г. Белинский

В творчестве каждого большого поэта наряду с произведениями о любви, о смысле жизни, о Родине всегда есть стихотворения, в которых отражаются устремления к свободе. Перечитайте Гейне, Шиллера, Байрона и других поэтов, и вы обнаружите целые циклы стихотворений вольнолюбивой лирики. He являются исключением и великие русские поэты: Пушкин, Лермонтов, Некрасов.
Вольнолюбивые мотивы становятся как бы одной из обязательных составляющих творчества Лермонтова. Позже поэт приходит к пониманию того, что свобода является одним из условий нормальной

жизни человека. Это философское обобщение вызывает целый ряд стихотворений, проникнутых ненавистью к любому угнетению, к любым формам его проявления.
В 1842 году Герцен писал: “Поймут ли, оценят ли грядущие люди весь ужас, всю трагическую сторону нашего существования, а между тем, наши страдания – почва, на которой разовьется их счастье”. Такова была трагическая судьба поколения. Что же оставалось? В этих обстоятельствах приходилось искать спасение в себе самом.

Единственно возможной формой протеста стало не открытое сопротивление самодержавному режиму, а идущий вразрез с официальным стереотипом

образ чувств и мыслей – свободный внутри государственной несвободы.
Свобода внутри несвободы – это позиция и самого Лермонтова. В 1831 году, шестнадцати лет от роду, Лермонтов написал удивительные по точности и глубине аналитического вывода стихи:
Ho, потеряв Отчизну и свободу,
Я вдруг нашел себя, в себе одномНашел спасенье целому народу,
И утонул деятельным умом
В единой мысли, может быть, напрасной
И бесполезной для страны родной.
Речь идет, разумеется, не об отказе от “русского гражданства”, не об утрате его. Однако у Лермонтова уже не было Отчизны в том смысле, какое вкладывал в это понятие юный Пушкин, когда писал, обращаясь к Чаадаеву:
Мой друг, Отчизне посвятимДуши прекрасные порывы.
Лермонтовский лирический герой понимает, что жизнь – это то, что ты сделал. Поэтому жажда деяния стала одним из ведущих мотивов обширного стихотворения “1831-го июня 11 дня”.
…Так жизнь скучна, когда боренья нет.
В минувшее проникнув, различить
В ней мало дел мы можем, в цвете лет
Она души не будет веселить.
Мне нужно действовать, я каждый день
Бессмертным сделать бы желал, как тень
Великого героя, и понять
Я не могу, что значит отдыхать.
Мне кажется, что среди лирических стихотворений М. Ю. Лермонтова “Дума” 1838 года выделяется широтой авторского замысла. О ком поведал Лермонтов в своей “Думе”? Кого клеймил?

К кому обращал свой призыв?
“Мы вянем без борьбы”; “И ненавидим мы, и любим мы случайно…”. Поэт будто перевоплощается в тех, кого обличает. Oн проникает в их внутренний мир, в тайну их судьбы, вбирает в себя всю их душевную боль, всю немощь, чтобы затем изнутри взорвать зло. Он пришел к ним не как посторонний, которому так легко бичевать страдальцев.

Напротив, Лермонтов готов взять на себя вину этого поколения, если уж им суждено жить в одно время. Повторяя слово “мы”, поэт хочет сказать, что он и себя не пощадил бы. Вот откуда потрясающая сила его обвинений.

Дорогой ценой куплено им право на беспощадность.
Когда поколение “Думы” вступало в жизнь, были и у него “юные силы”, “надежды лучшие и голос благородный… страстей”, да и теперь еще “огонь кипит в крови”, и оно “жадно бережет в груди остаток чувства”.
Родись эти люди чуть раньше, возможно, они примкнули бы к декабристам. Во всяком случае у них хватило бы на это и мужества, и благородства. Ho теперь все лучшее в незаурядных натурах “неверием осмеяно”, превратилось в “бесполезный клад “.
Они бездействуют потому, что у них нет целей, нет былых надежд, былой веры. И в том ли дело, что новое поколение не способно возвыситься до идеалов, привлекавших декабристов? Причина не только в нем самом: мечты и надежды “отцов” не оправдали себя.
При всем своем великом историческом значении декабристское движение страдало известной ограниченностью, которая обнаружилась после его разгрома. И представители новой дворянской смены говорят о себе с горькой иронией:
Богаты мы, едва из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом,
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
Как пир на празднике чужом.
И к гробу мы спешим без счастья и без славы,
Глядя насмешливо назад…
Вот все, что осталось этому поколению. Да, умереть не страшно – страшно жить.
И в то же время поэт отчетливо осознает, что какого бы то ни было обновления ждать от нынешних героев бесполезно. Они не возродятся для борьбы. Для этого у них нет решительности и отваги.

Героев, обладающих такими качествами, Лермонтов видит в прошлом. Это были люди, способные защитить свое человеческое право на справедливость, правду, свободу, счастье, честь и достоинство. Обратимся к “Песне про купца Калашникова”, где проблемы чести и долга поставлены особенно остро. В современной жизни Лермонтов не видел такого жизненного материала, который дал бы ему возможность создать художественную ситуацию, полно и глубоко раскрывающую эту нравственную проблему:
Перед опасностью позорно малодушныИ пород властию – презренные рабы.
Поэт обращается к истории, к временам Ивана Грозного, и создает такую жизненно правдоподобную ситуацию, которая требует от главного героя свершения подвига во имя чести и долга.
Содержание поэмы “Мцыри” не отражает каких-то конкретных жизненных картин, как в “Песне про купца Калашникова”. Это произведение символико-философского характера. В плане нравственном в “Мцыри” ставится и разрешается проблема смысла жизни, в ней утверждается жизнь-борьба, и только такая жизнь, по Лермонтову, имеет смысл:
Я мало жил, и жил в плену.
Таких две жизни за одну,
Ho только полную тревог,
Я променял бы, если б мог.
В основе сюжетов обеих поэм – стремление героя к достижению определенной цели. В “Песне про купца Калашникова” Степан Парамонович стремится отомстить обидчику и тем самым отстоять семейную честь. Главный мотив, побуждающий Калашникова к действию, – чувство собственного достоинства.

В поэме “Мцыри” герой стремится вырваться из монастырского плена на свободу. Главный мотив, побуждающий его к побегу, – свободолюбие. Это взгляд на жизнь как на активное действие, отказ от жизни, если она – не борьба.
Твердая убежденность в необходимости действовать, единство мысли и дела позволяют нам видеть в Мцыри “самый ясный и единственный идеал поэта”, отражение тени его самого – борца за права человеческой личности.
Когда читаешь поэзию Лермонтова, то тебе импонирует все: и романтика сильных страстей, и нравственная взыскательность к судьбе человека, и мысли о естественных правах человеческой личности на свободу и счастье. Поэт невольно и нас подталкивает к нравственным усилиям в борьбе за самого себя, за становление себя как личности, к духовной неуспокоенности. И мы благодарны ему за это, ибо “жизнь без нравственного усилия есть сон”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

“Пафос поэзии Лермонтова заключается в нравственных вопросах о судьбе и правах человеческой личности” В. Г. Белинский