Падение души человеческой в рассказе А. П. Чехова «Ионыч»
Что важнее — жить
Или притворяться, что живешь?
П. Коэльо
Рассказы А. П Чехова просты, коротки, но за этой видимой просто той скрывается глубокий смысл, многое приходится читать между строк. Как говорил сам писатель: «Краткость сестра таланта». Какова же проблематика рассказа «Ионыч».
А. П. Чехов поднимает такие нравственные проблемы, как стяжательство, пошлость, потеря ценностных ориентиров, ренегадство, влияние окружающей среды на человека, обывательство и мещанство. Однако центральное место в произведении занимает
Что же превратило молодого, энергичного, мыслящего Дмитрия Ионовича Старцева в раздражительного, безнравственного стяжателя Ионыча? Огромное влияние на духовную деградацию главного героя оказалась среда, в которую ему волей судьбы пришлось попасть. По приезде в губернский город он ставил перед собой высокие цели — помогать несчастным, больным людям, но чем больше «варился» в обществе скучных, необразованных и никчемных обывателей, тем больше становился на них
Ее сила возвышала Дмитрия Ионовича над серой однообразной действительностью. Но тут следует обратить внимание на «холодный тяжелый кусочек» в голове главного героя. Перед тем как поехать на свидание, которое Екатерина Ивановна назначила на кладбище, он задумывается: «А к лицу ли ему, солидному человеку, вздыхать, получать записочки, таскаться по кладбищам…». Перед нами открываются такие черты характера главного героя, как самолюбие и «барские замашки».
И именно этот самый «холодный кусочек» после того, как любовь была отвергнута, разрастается до невиданных размеров и заменяет душу. Дмитрий Ионович становится таким же обывателем, как и другие жители города. Это отражается в его имени.
Авторскую позицию довольно сложно проследить. На мой взгляд, А. П. Чехов не обвиняет главного героя в желании иметь хороший дом, жить в достатке. Он лишь желает показать на примере Ионыча, что любой труд обесценивается, если не вкладывать в него частичку своей души.
Со своей стороны я не испытываю ни жалости, ни сочувствия к главному герою, мне кажется, что он сам виноват в духовном падении. Несомненно, противостоять влиянию среды очень сложно, к тому же когда пошлость заразительна. Но ведь главный герой еще молод, он может все изменить, однако вместо этого он опускает руки, плывет по течению, изменяет себе и свои целям.
С подобной проблемой мы сталкиваемся в произведении Лескова «Премудрый пескарь». И пескарь Иваныч, и Ионыч только притворяются, что живут, ведь как можно жить, не имея перед собой никаких целей? Это скорее примитивное существование. Кажется, что такие понятия, как обывательство и мещанство должны были бы исчезнуть из нашей жизни.
Но к большому сожалению, сталкиваемся мы с ними очень часто. Сколько людей в наши дни живут «в футляре», они приходят в этот мир ни с чем и уходят, не оставив ни малейшего напоминания о себе.
Таким образом, А. П. Чехов на примере рассказа Ионыч показывает, как легко может духовно деградировать человек, как свободная мыслящая натура может стать никчемным обывателем.