“Падение”, анализ повести Камю

Опубликованное в 1956 году “Падение” Альбера Камю относится к жанру философской повести. В этом произведении французский экзистенциалист попытался ответить на вечный вопрос: “В чем смысл человеческого существования”? Для ответа он выбрал форму монолога, исходящего из уст бывшего парижского адвоката Жана-Батиста Кламанса и нынешнего “судьи на покаянии”.

Исповедь героя – своего рода анализ состояния современного автору общества.

Сюжетная линия “Падения” выполнена в форме потока сознания, изобретенного еще импрессионистами. Главный герой встречает в амстердамском баре “Мехико-Сити” своего соотечественника и в течение пяти дней рассказывает ему историю своей жизни. Жан-Батист – говорящее имя. В переводе с французского оно означает – Иоанн Креститель.

Только в отличие от библейского персонажа герой Камю далек от истинной веры и любви. Напротив, своей главной чертой он называет презрение к людям и любовь к самому себе. Вся жизнь Кламанса была направлена на поиск тех, кто обожал бы его. И когда он разочаровывается в окружающих и самом себе, то не отказывается от своих грехов, а с удовольствием в них кается и начинает разыгрывать новую роль – высшего Судии.

Устами Жана-Батиста автор показывает сущность современных ему европейцев, интересующихся только газетами и блудом. Главный герой “Падения” тоже не прочь отдаться чувственным наслаждениям, но истинная любовь ему незнакома. С женщинами он сходится легко, играя ту или иную роль, а когда пытается подойти к ним с правдой, то становится никому не интересен. Двойственность своей натуры Кламанс подчеркивает на протяжении всего рассказа: на поверхности он – благородный, стремящийся всем помочь адвокат, в глубине души – обычный себялюбец, серьезно воспринимающей в жизни только самого себя.

Муки совести ему знакомы постольку-поскольку, но одно событие – смерть молодой женщины в воде – мучает его всю жизнь. Отказав ей в помощи, он и переживает, и радуется тому, что все уже свершилось. Одинаково хорошо защищая в прошлой адвокатской жизни и вдов, и убийц, Кламансу лишен осознания истинного чувства вины.

Он лишь знает о его существовании, но в его душе нет настоящего покаяния – есть только стремление исповедоваться для того, чтобы обезопасить себя при осуждении других.

Название повести Камю, как и имя главного героя, глубоко символично. “Падение” здесь – это и физическое действие, совершаемое женщиной в черном, и то моральное разложение, которому подвергается душа главного героя, а в целом – и весь европейский мир. Несколько лихорадочно, но тем не менее четко, простыми фразами и предложениями, Камю показывает истинную сущность человеческой натуры. В своем монологе-исповеди Жан-Батист Кламанс периодически отходит от основной сюжетной линии (истории своей жизни), рассказывая о посторонних ему людях или рассуждая на философские и религиозные темы.

Главный мотив “Падения” связан с раскрытием абсурдности мира и человеческой натуры. Жан-Батист Кламан, грешивший поначалу в силу своего естественного, незаметного ему эгоизма, осознав себя как лицемера, не отказывается от своей сути, а находит новое оправдание для продолжения привычной ему жизни.

Как и большинство произведений экзистенциального толка, “Падение” формирует особую художественную картину мира. В центре его стоит человек с необычным психологическим складом, позволяющим ему по-новому раскрывать классические проблемы бытия. Показ окружающей действительности через призму эгоистических взглядов обнажает наиболее страшные человеческие пороки (блуд, нелюбовь к родным) – те, которые не поддаются осуждению судом, как инстанцией, но противоречат добродетели.



“Падение”, анализ повести Камю