П. П. Ершов. Сюжеты сатиры народных сказок

В историю русской литературы Ершов вошел как автор одного произведения. Произведение это – сказочная повесть “Конек-Горбунок”- вот уже почти полтора столетия доставляет радость читателям всех возрастов. Развивая вольнолюбивые и сатирические мотивы русского фольклора, усвоив традиции пушкинских сказок, Ершов удачно использовал сказочную форму для изображения современной действительности. Петр Павлович Ершов (1815-1869) родился в глухом селе Безрукове Ишимского уезда Тобольской губернии.

Отец его был волостным комиссаром (исправником)

и по делам службы постоянно переезжал с места на место. Уже в детские годы будущий писатель побывал в Омске, Тобольске, Петропавловске, в затерявшемся на Крайнем Севере Березове. Здесь, на обширных сибирских просторах, знакомился Ершов с жизнью и бытом крестьян, ремесленников, таежных охотников, рыболовов, казаков, ямщиков, купцов, слушал предания и легенды об историческом прошлом Сибири, старинные песни, сказки, пословицы, прибаутки.

С 12 до 17 лет Ершов учился в Тобольской гимназии.

Непосредственное знакомство с жизнью и бытом различных слоев России и помогло писателю в дальнейшем, в годы учебы в

Петербургском университете, написать свою классическую сказку. Пушкин воспринял ее как подлинно народное произведение. Когда весной 1834 года на страницах журнала “Библиотека для чтения” появилась первая часть сказки Ершова, а летом того же года она вышла отдельной книжкой, великий поэт сказал: “Теперь этот род сочинений можно мне и оставить”.

Пушкин мечтал издать “Конька-Горбунка” большим тиражом с красочными цветными иллюстрациями.

Ершов творчески усвоил и опыт Пушкина, и сюжеты народных сказок о “Сивке-бурке”, “Жар-птице” и “Василисе-царевне”. В “Коньке-горбунке” автор создал собирательный образ всей самодержавно-крепостнической России. Ершов направляет силу своей сатиры в произведении против царя, холопствующих перед царем дворцовых слуг (вспомним образ завистливого и коварного царского спальника), дворян (полна убийственной иронии сцена, где они веселят царя, ползая перед ним на животе). В сказочных картинах подводного царства мы узнаем всю чиновничье-бюро-кратическую Россию.

Так, в главе, повествующей о конном базаре, писатель иронически замечает: “Городничий удивился, что народ развеселился”. Получается, что и веселье уже стало не в обычае у народа. Ершов стремился показать великие духовные силы народа, которых не сокрушили века каторжной жизни. Писатель создал выразительный образ сказочного Ивана.

Вместе с пушкинским Балдой он является самым глубоким и художественно-совершенным образом положительного героя дореволюционной литературной сказки. Если читатели сразу же убеждаются в высоких нравственных качествах Балды, то Иван скрывает эти качества за внешне шутовской маской. Он действует согласно народной мудрости: “с умом в ответе, а с дурака нечего взять”, “на дурне не взыщут”.

Ивану так легче жить, легче сохранить свои высокие моральные качества от жадных и злых людей, для которых дурак тот, кто не умеет ловчить и обманывать, кто не умеет приспосабливаться и извлекать для себя выгоды любыми нечестными путями. Поэтому Иван в сказке Ершова как бы мнимый дурак. Автор осуждает братьев Ивана, погрязших в стяжательстве, царя, царедворцев, дворян, чиновников, ведущих пустую, праздную жизнь.

Иван – озорной крестьянский парень, не унывающий в самых трудных жизненных обстоятельствах. С песней отправляется он искать “злого вора”, топчущего отцовский сад, с песней собирается он на ночлег. Ершов поэтически описывает волшебную работу Ивана ночью в царской конюшне под свет “жароптицева пера”. В этой дивной сцене Иван выглядит настоящим умельцем, ловким, сноровистым, вдохновенно любящим свой труд.

Писатель показывает в своем герое вольнолюбие, ненависть к угнетателям. Вот Ивана приглашают на службу при дворце. Но ему заведомо известно, чем обернется для простого крестьянина эта служба.

И он тянет с ответом. Вынужденный принять предложения царя, Иван не раболепствует перед ним и даже диктует ему свои условия: Чудно дело! Так и быть, Стану, царь, тебе служить. Только, чур, со мной не драться И давать мне высыпаться, А не то я был таков!

Работая царским конюхом, Иван держится гордо, с достоинством. Разбуженный в неурочный час, он гневно спрашивает царя: “А пошто меня будил?” Горячо и запальчиво обличает Иван царя, когда тот поверил лжи своего спальника и потребовал от него Жар-птицу. В основе образа Ивана лежит идея “о необходимости гуманных отношений между людьми”, “народный идеал красоты, человечности”.

Поэтому Иван и говорит с царем, как с равным.

Герой Ершова не принимает враждебную ему среду. Основной конфликт развертывается между ним и царем. Ершов воплотил в “Коньке-Горбунке” и давнюю мечту патриархального крестьянства о своем правителе.

В финале сказки во главе государства становится крестьянский сын Иван.

Такого художественного решения не знала еще русская классическая поэзия и литературная сказка. И не случайно, что в период революции 1905 года большевик и член боевых дружин С. Басов-Верхоянцев создал на основе сказочной повести Ершова сказку “Конек-Скакунок”. Ершовский герой показан в ней как глава восставшего народа, который сокрушает самодержавие. С. Басов-Верхоянцев хорошо почувствовал революционные тенденции, заложенные в сказке Ершова.

В детское чтение сказка Ершова вошла еще в середине XIX века. По настоянию Горького, она была одной из первых книг, изданных для детей.

Чем же волнует она нас? Об этом хорошо сказал исследователь творчества Ершова В. Утков: “Его (“Конька-Горбунка”) дороги ведут теперь в самые сокровенные глубины ребячьего сердца, пробуждают в детях первые искры добра и стремления к справедливости, учат отличать коварство от прямодушия, ложь от правды, подлость от честности, подлинную дружбу от фальшивой. Сказка зовет ребенка к хорошему, к благородным поступкам… ребенок сразу же становится союзником и соратником Иванушки и Конька и вместе с ними переживает все приключения, торжествует над злом. Сказка помогает ему незаметно, исподволь овладеть изумительным, емким, сочным, живым Русским языком “.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

П. П. Ершов. Сюжеты сатиры народных сказок