П. П. Бажов – Автор замечательных сказов



Автор замечательных сказов – “Малахитовой шкатулки” – Павел Петрович Бажов (1879-1950) родился на Урале, в заводском поселке Сысерть. Отец его был рабочим-медеплавильщиком. Когда Бажову было 14 лет, его семья переехала в Полевской завод. На всю жизнь запомнил будущий писатель старого полевского сторожа Василия Алексеевича Хмелинина, по прозвищу дед Слышко, который рассказывал заводским ребятишкам у караулки на Думной горе рабочие предания и легенды о Хозяйке Медной горы, Великом Полозе, “вольных людях” – разбойниках из крепостных,

Пугачеве.

Заводские рассказчики и песенники пробудили у Бажова поэтические силы. Не случайно в годы своей писательской славы он называл себя “сказителем в литературе”. Бажов окончил заводскую школу, духовное училище в Екатеринбурге, Пермскую семинарию и стал народным учителем.

Весь этот период учебы и работы он продолжал накапливать материалы по истории, быту и устному творчеству уральских рабочих, с увлечением читал и изучал произведения русских классиков.

Начало литературной деятельности Бажова совпало с бурными годами революции. В 1918 году он вступил в ряды Коммунистической партии,

был комиссаром на фронтах гражданской войны, редактировал фронтовые газеты, писал очерки, фельетоны. Уже в первой книге “Уральские были” (1924) писатель создал поэтические образы дореволюционных мастеровых.

В произведении ощущалась сатира на владельцев заводов и их прислужников. “Малахитовая шкатулка” была напечатана в 1939 году. В последующие годы писатель пополнял свою книгу все новыми и новыми произведениями. Сказы Бажова предназначались взрослым. Они носят глубокий философский характер.

Но многие сказы писателя доступны детям начальных классов и давно вошли в круг детского чтения. Это объясняется народной простотой их поэтического языка и сюжетно-композиционного построения. Четкое и последовательное развитие темы, контрастные образы, вызывающие сразу же положительные или отрицательные эмоции, обилие интригующих сказочных мотивов, питающих мечту ребенка о чудесном,- все эти особенности сказов “Малахитовой шкатулки” обеспечили им большую популярность в детской среде.

Сказы Бажова являются еще одним подтверждением той истины, что сказочная форма повествования помогает донести до сознания маленького читателя достаточно сложное содержание. Писатель создал в жанре литературного сказа образ рабочего человека и раскрыл идейно-эстетические богатства рабочего фольклора. В историческом прошлом рабочего класса и его устном творчестве писатель, по собственному признанию, стремился выделить “те точки, которые занимательны для современного читателя”: созидательный труд, патриотизм и революционность народа. И в жанровом отношении сказы Бажова были оригинальными произведениями советской художественной литературы.

Писатель разрабатывал устные рассказы рабочих о подлинных явлениях жизни. В основе сказа, писал Бажов, “лежит истинное происшествие, и эта близость к истине и отличает сказ от того, что в народном понимании является сказкой”.

Отсюда в сказах Бажова такое богатство исторических мотивов. Они воссоздают жизнь, труд и быт уральских рабочих, их духовный мир, развитие горной промышленности, типические конфликты XVIII – начала XX века. Исторически реален не только дедушка Слышко, повествующий в бажовских сказах о Хозяйке Медной горы, Великом Полозе. Из жизни взяты и такие персонажи “Малахитовой шкатулки”, как землепроходцы Ермак и Атласов, основатели уральских заводов Строгановы и Демидовы, вожди освободительного движения Пугачев и Салават Юлаев, прославленные мастера литейного и гранильного дела Василий Торокин, Иван Бушуев и др.

Бажов реалистически рисует положение крепостных рабочих. В тяжелых испытаниях и нищете проходит жизнь талантливого камнереза Данилы (“Каменный цветок”). Та же участь ожидает его сына Митю (“Хрупкая веточка”).

Добывая медь, горняк Левонтий “позеленел весь”, а когда вконец “изробился”, отпустил его приказчик на “вольные работы”: теперь, мол, “никуда его не надо” (“Про Великого Полоза”). Даже молодой и здоровый парень Андрюха не выдерживает горного каторжного труда: “с полгода ли, с год” пробыл он в руднике и “тень тенью стал” (“Две ящерки”). Однако для крепостного рабочего труд был не только страданием. “Малахитовая шкатулка”, по словам А. Суркова, повествует о мастерах, “умевших и в черной ночи рабского труда нести неугасимый огонь трудового вдохновения”.

Новаторство Бажова в том, что он сумел осмыслить труд как искусство, ставшее для рабочего человека источником высоких нравственных и эстетических переживаний и представлений. В этой важной теме Бажов опирался на рабочие предания и легенды, которые поэтизировали умельцев, и на принципы, высказанные Горьким, о необходимости советскому писателю избрать труд “основным героем” своих книг, “научиться понимать труд как творчество”.

Как и в рабочем фольклоре, умельцы у Бажова социально активны, охвачены жгучей ненавистью к поработителям, способны отстоять свое человеческое достоинство и пожертвовать своей жизнью во имя народного счастья. Когда барин-самодур растоптал “хрупкую веточку”, Митя расправился с ним и убежал с завода. Герой сказа “Две ящерки” Андрюха мстит владельцу завода, обманувшему рабочих: он дважды заморозил медеплавильную печь. Героикой классовой борьбы овеян бажовский сказ “Кошачьи уши”.

Он посвящен Пугачевскому восстанию, охватившему больше половины уральских заводов. Героиня сказа – отважная “руднишпам девчонка” Дуняха – пробирается сорок верст “страшенным лесом” в Сысерть, чтобы узнать о настроениях маете’ ровых. Вернувшись в Полевской завод, она кричит рабочим: “Хватай барских-то! Прошло их время!

По другим заводам давно таких-то кончили!” Когда восстание потерпело поражение, Дуняха вместе с рабочим Матвеем уходит в леса. Она становится “вольным человеком”, беглым крепостным-мстителем.

Бажов писал о “тайной силе”, выступающей в горняцких устных рассказах: “Эта сила неизменно противодействует барам и заводскому начальству и помогает рабочим, но не всем, а только таким, которые отличаются положительными качествами”. Носителем этих классовых симпатий и антипатий выступает прежде всего Хозяйка Медной горы. Всесильная и всезнающая Хозяйка помогает товарищу Степана выйти из беспросветной нужды (“Медной горы Хозяйка”), спасает от барской ярости рабочего Андрюху (“Две ящерки”).

Искренне и неподдельно любя рабочих, оно сурово карает их врагов: подводит под барские плети “нюхалку-наушника” Ваньку Сочня (“Сочневы камешки”), сводит с ума “косого зайца” заводчика Турчанинова (“Малахитовая шкатулка”), превращает в глыбу пустой породы жестокого приказчика Северьяна (“Приказчиковы подошвы”), калечит “заграничную барыньку” и подхалима-надзирателя Ераску Поспешая (“Таюткипо зеркальце”).

Специальный цикл произведений Бажов написал для детей. “Сказами детского тона” он называл “Серебряное копытце”, “Голубую змейку”, “Огневушку-Поскакушку”, “Таюткино зеркальце”. Изображая здесь ту же социально-бытовую среду и те же явления жизни, что и в сказах для взрослых, Бажов, однако, выдвигает на первый план образ ребенка, его своеобразное восприятие мира. За исключением “Таюткиного зеркальца”, “сказы детского тона” менее публицистичны и философичны, чем основные циклы сказов “Малахитовой шкатулки”.

Герой-ребенок не оторван у Бажова от взрослых. Он зачастую помогает глубже понять духовный облик рабочих. Высокой гуманностью, любовью к слабому и беззащитному существу проникнуты отношения рудобоев к попавшей в шахту маленькой Таютке.

Берегут ее в шахте, потешают, кто как умеет. Кто на порожней тачке подвезет, кто камешков узорчатых подкинет,- Пишет Бажов.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

П. П. Бажов – Автор замечательных сказов