“Озеро Чад” анализ стихотворения Гумилева
Николай Степанович Гумилев – русский поэт Серебряного века, один из основателей акмеизма, критик и переводчик. В 1914 году, во время Первой мировой войны, отправился добровольцем на фронт и получил два Георгиевских креста, которые в царской армии давали за личный подвиг. Воспевание опасности стало отличительной чертой поэзии Гумилева.
Поэтический мир Николая Степановича складывался из романтической экзотики, ярких декоративных красок, а в напряженном и звучном стихе всегда слышалось подчеркнутое презрение к пошлой современности.
После
Одно из ранних стихотворений, написанных в 1907 году, – “Озеро Чад”. Африканская экзотика подчеркнута самим названием: озеро Чад находится в центральной части Африки. Удивительно, но героиня стихотворения, написанного мужчиной, – женщина, не простая,
Светлый оттенок ее кожи свидетельствует о том, что ее мать, вероятнее всего, родила ее от европейского мужчины. Но для жителей племени эта особенность – признак исключительности, неповторимости. О судьбе матери героини ничего не говорится, но судьба самой героини печальна: влюбившись в европейца, она сбежала вместе с ним во Францию.
Оседлав берберийских коней, любовники уносились на север птицами и даже убили мужа-вождя. В тексте нет портрета мужа. Возможно, он выглядит так, как его обычно представляют: юбка из листьев пальмы, браслеты, кольца в ушах и в носу. Истинным вождем для героини становится европеец – именно его портрет описан подробно:
Белый воин был так строен, Губы красны, взор спокоен, Он был истинным вождем…
Форма исповеди, которую выбрал Гумилев, помогает читателям пережить всю гамму чувств: от надежд на счастье в Европе до глубокого отчаяния и раскаяния, которые героиня испытала, оказавшись брошенной в Марселе. Наскучив коварному европейцу, искателю экзотики, героиня становится портовой танцовщицей, продающей себя пьяным матросам за “жалкие отбросы”.
Автор сравнивает героиню с “мертвой смоковницей” и “вещью”. Оба эти сравнения имеют определенную символику. Смоковница еще в древнегреческой литературе была символом любви.
Мертвая смоковница, у которой “листья облетели”, подчеркивает, что больше героиня полюбить не сможет: она утратила иллюзии, да и “товарный вид” тоже. Поэтому участь портовой девки – все, что ее ждет в жизни.
Сравнение с вещью вызывает воспоминание о героине “Бесприданницы” А. Островского. Лариса Огудалова, испытав предательство любимого человека, принимает решение стать очень дорогой вещью – содержанкой богатого купца Кнурова. Но выстрел Карандышева освобождает ее от этой унизительной роли.
Положение героини стихотворения Николая Гумилева намного серьезнее: она не может умереть, потому что “там, в полях неведомых”, то есть на том свете, там ее муж, “он ждет и не прощает”. Путь на родину закрыт, проститься с жизнью нельзя. Вот суровая расплата за любовь!
Но более суровым возмездием становится то унизительное положение, в котором находится героиня теперь.
Стихотворение будто состоит из фрагментов, каждый из которых написан разным размером: есть хорей, есть анапест, причем оба размера разностопные. Такая перебивка ритма помогает поэту передавать эмоциональное состояние героини. Если в начале стихотворения шестистопный хорей звучит царственно, подобающе ее положению (“Я была женой могучего вождя…”), то встреча с европейцем описана уже четырехстопным хореем, что ускоряет развитие действия.
Дальше все разворачивается очень быстро: и побег, и погоня, и дальнейшая гибель мужа.
После действие замедляется с использованием трехсложного размера анапеста. Неспешное движение по пустыне на верблюде “в ласкающей груде шкур звериных и шелковых тканей”прерывается только моментами любования отблеском солнца “в голубых глазах европейца”. Заключительная часть стихотворения вновь написана хореем, но уже пятистопным: он звучит резко, подчеркивая неприглядную правду жизни, которую открыла для себя бывшая “дочь властительного Чада”.
В своем художественном воображении Гумилев свободно перемещался во времени и пространстве. Действие многих его произведений разворачивается в Китае, в Индии, в Африке, и мы легко переносимся в античный мир, эпоху рыцарей или во времена великих географических открытий. Недаром один из первых поэтических сборников носит название “Путь конквистадоров” (завоевателей).
Таким образом, особенность поэзии акмеиста Гумилева и заключается в мужественном стремлении к мечте, порой утопической, а порой вполне достижимой. Основа мироощущения поэта и его героев – романтика и героика.